ПАМЯТЬ


 

 

ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чём-н. отдалённом: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неодобр.). 2. То же, что воспоминание о ком-чём-н. Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п. 3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему). Посвятить книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго, вечно помнили кого-н. умершего). 4. памяти кого-чего, в знач. предлога с род. п. В честь (кого-н. умершего или какого-н. важного события в прошлом). Турнир памяти Алёхина. Вечер памяти героев. * В память кого-чего, в знач. предлога с род. п. — в честь (умершего), для сохранения памяти о ком-чём-н. Торжественная встреча в память погибших. В память о кам-чём, в знач. предлога с предл. п. — то же, что в память кого-чего-н. Подарок в память о встрече. Без памяти — 1) без сознания. Больной без памяти; 2) очень сильно (разг.). Влюблён без памяти; 3) от кого-чего, в восхищении, в восторге (разг.). Он без памяти от своей невесты. На память — 1) без текста. Читать стихи на память, 2) чтобы не забывал. Подарок на память. По старой памяти (разг.) — в силу прежней дружбы, старого знакомства, старых отношений. Удружить по старой памяти. Память ЭВМ (спец.) — совокупность устройств и процессов, обеспечивающих запись, хранение и воспроизведение информации в ЭВМ.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПАМЯТЬ, запечатление и воспроизведение прошлого опыта, одно из свойств нервной системы, выражающееся в способности накапливать и хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Различают кратковременную (оперативную) и долговременную память, а по характеру проявления - образную, эмоциональную и словесно-логическую (только у человека). Физиологические и биохимические основы памяти пока не ясны.

Современный энциклопедический словарь

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. Рыцари хотят послушать твоих песен, оли страх не отшиб у тебя памяти. Пушкин. Память может изменить вам. Чернышевский. Зрительная память. Находясь в здравом уме и твердой памяти (формула завещания; устар.). Лишиться памяти. || Запас хранимых в сознании впечатлений. Ушло из памяти. Свежо в памяти. Врезаться в память. 2. Воспоминание о ком-чем-н. Чтить память борцов за революцию. Оставил по себе добрую память. В память наших встреч. Памяти какого-н. святого, а также самый этот день (церк.). день памяти или память Александра Невского. || Поминание умершего в день его смерти, а также самый этот день (разг. церк.). Память по отце. Сегодня - память отца. 4. Запись или книжечка с записями о чем-н., что нужно помнить (устар.). 5. Деловое отношение, предписание (старин.). без памяти (разг.) - 1) забывая всё, до потери сознания. И все-таки я вас без памяти люблю. Грибоедов. Бежали от них без памяти. А.Н. Толстой. 2) в знач. сказуемого, быть в восхищении, в восторге от кого-н. Он от нее без памяти. 3) без чувств, без сознания. Лежит без памяти. В памяти (разг. устар.) - в полном сознании, в себе. Вы всё еще не в памяти. Достоевский. Лишиться памяти (устар.) - впасть в бессознательное состояние. На памяти чьей (разг.) пан (греч. pan - всё) (книжн.). Первая часть сложных слов в знач. (все), относящийся ко всему, охватывающий какое-н. явление все целиком, напр. панславизм, пантеизм.

Словарь Ушакова

ПАМЯТЬ: КЛАССИФИКАЦИЯ - проводится согласно характерным особенностям процесса мнемического, обеспечивающего сохранение и восстановление ранее пережитого и воспринятого субъектом «материала». Эти особенности обусловлены соответственными особенностями деятельности мнемической, связанными с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания «в сохранности» и характеристиками сохраняемого материала (=> память: классификация).
По характеру запоминаемого материала можно выделить память зрительную, слухафую и осязательную.
По параметрам длительности хранения информации выделяются:
1) памйать сенсорнайа - где хранение длитсйа не более 1.5с.;
2) память кратковременная - со временем хранения не более 30 с.;
3) память долговременная - позволяющая хранить материал постоянно.
Классификация памяти Э. Тульвинга - согласно характерным особенностям процесса мнемического - выражаются в схеме, включающей три вида памяти долговременной:
1) память процедурную - в коей хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки и пр.);
2) память семантическую - хранящую систематизированное знание о символах и их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования ими;
3) память эпизодическую - в коей хранится информация о целостных событиях автобиографического характера и о связях между ними.

Словарь практического психолога

ПАМЯТЬ: МЕХАНИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ - конструкты, призванныйе объяснить процессы памяти с физиологических позицый. Так, О. Хебб (1949) предложил выделить два вида памяти:
1) память кратковременную - основанную на реверберации электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов;
2) память долговременную, основанную на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. При повторяющемся прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы за счет консолидации следа памяти - кратковременная форма памяти может перейти в долговременную.

Словарь практического психолога

ПАМЯТЬ: МОДЕЛЬ ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ - концепция, В коей структура памяти представлена тремя компонентами - совместно работающими блоками:
1) блоком сенсорных регистров - где информация хранится не более секунды почти в полном объеме, в форме модально закодированных физических признаков воспринятого стимульного комплекса;
2) блоком кратковременного хранилища - где объем хранимой в вербально-акустическом коде информации невелик, а длительность хранения - около 30 секунд - обусловлена проговариванием, перекодированием и выбором способа запоминания;
3) блоком долговременного хранилища - где объем и время хранения не ограничены, а информация представлена в форме кодов семантических.

Словарь практического психолога

ПАМЯТЬ: ОБЪЕМ - характеристика количества материала, доступного для воспроизведения по прошествии некоего времени после его усвоения.

Словарь практического психолога

ПАМЯТЬ: РАЗЛИЧИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - преимущественная выраженность у индивида одного или нескольких видов памяти, в коей материал лучше запоминается и лучше восстанавливается. Так, некоторые люди лучше запоминают текстовую информацию при восприятии зрительном, другие - при слуховом. Самым развитым оказывается тот вид памяти, что чаще всего используется.

Словарь практического психолога

ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО - ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Особенно распространены такие расстройства памяти, как амнезия и гипомнезия.

Словарь практического психолога

ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЕ - общие нарушения памяти, проявляемые в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для них характерно затруднение запоминания и воспроизведения - как произвольных, так и непроизвольных. Эти расстройства могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга головного, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. Как частный случай рассматривается синдром Корсаковский, обусловленный алкогольной интоксикацией.

Словарь практического психолога

ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ - частые нарушения памяти, проявляемые только при сохранении и воспроизведении информации апределенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов, когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяются расстройства памяти акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной, двигательной.

Словарь практического психолога

ПАМЯТЬ: РАССТРОЙСТВО СИСТЕМНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ - нарушенийа памйати, обусловленные поражением речевых зон мозга головного, из-за чего оказываетцо невозможным организацийа запоминаемой информации посредством смысловой системы йазыка.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


УГОТОВЛЯТЬ
БЛЮМС
МАРКИЗ
АЛМАЗНЫЙ ФОНД
ЮРА
НЕИЗВЕДАННЫЙ
УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
КАНТ
ДВУГЛАСНАЯ

ПАМЯТЬ

МАДОННА
ЗАКЛАДЧИК
ОСАЖИВАНИЕ
ОТКЛОНИТЬ
ПОКАЗЫВАТЬСЯ
СОРИТ
СОГЛАСИЕ
МИНИМАЛИСТ
РЕЛЬ


ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ назад содержание далее ПАН
Хостинг от uCoz