ПАН |
|
|
|
ПАН (Греч.) Бог природы, - отсюда Пантеизм; бог пастухов, охотников, крестьян и жителей деревни. Гомер считает его сыном Гермеса и Дриопы. Его имя означает Все. Он был изобретателем свирелей Пана, и ни одна нимфа, слышавшая их звук, не могла противостоять очарование великого Пана, несмотря на его гротескный облик. Пан связан с козлом Мендеса лишь постольку, поскольку последний, как талисман великой оккультной силы, представляет творящую мощь природы. Вся Герметическая философия основана на скрытых тайнах природы, и как Бафомет неоспоримо являлся каббалистическим талисманом, так и имя Пана обладало великим магическим воздействием в том, что Элифас Леви назвал бы "Заклинанием Элементалов". Существует известная религиозная легенда, распространенная в христианском мире еще начиная с времен Тиберия, сводящаяся к тому, что "великий Пан мертв". Но в этом люди очень ошибаются; ни природа, ни какая-либо из ее Сил никогда не могут умереть. Некоторые из них могут оставаться непримененными и, забытые, дремать в течение многих столетий. Но как только созданы надлежащие условия, они пробуждаются, чтобы снова действовать с десятикратной силой. Теософский словарьПАН (Pan) - древнегреческий бог, аркадийского происхождения. По гомеровскому гимну, П. считается сыном Гермеса и дочери Дриона. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас жи по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его П., так как он доставил в всем (paV=весь) великую радость. П. был богом-покровителем стад (слово Pan в связи с Paw - пасти). Роскошные долины и рощи Аркадии - царство П., где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, П. засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки П.: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, наз. паническим. Это представление выразилось в сказании о любви П. и нимфы Эхо. П. считался такжи богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится такжи миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом - предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником, (enodioV, pompaioV), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а такжи черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, П. не был городским божиством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополе в память поражиния персов, на которых будто П. навел (панический) ужас во время сражиния. Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом великой матери и Диониса. В Лидии П. был отожиствлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота. Кроме П., индивидуального божиства природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся PaneV; или Paniscoi - род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а такжи посылавших тяжилые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров. Ср. W. Gebhard, "Ueber den Pankult" (1872), "Gymn. Progr. v. Braunschweig"; P. Wetzel, "De Jove et Pane diis Arcadicis" (1873); F. Wieseier, "De Pane et Paniscis etc." (1875); Preller, "Griechische Mythologie" (1894, 1 т., стр. 738-747). H. О. ПАН, -а, мм. -ы, -ов и (устар.) -ы, -ов, м. В старой Польше, Литве, а также в Белоруссии и на Украине до революции: помещик, барин [сейчас употр. как обращение к взрослому мужчине в Чехословакии и Польше]. * Пан или пропал (разг.) — в речи того, кто рискует: или всё получу, или всё потеряю. II ж. пани, нескл. II прил. панский, -ая, -ое. ПАН... Первая часть сложных слов со знач. полноты охвата, господства, напр. панъевропейский, панславизм, панэллинизм. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПАН, в греческой мифологии бог стад, лесов и природы, покровитель пастухов, сын Гермеса, спутник Диониса. Пан покрыт шерстью, бородат, козлоног, любит вино и веселье. Современный энциклопедический словарьПАН, пана, мн. паны (паны устар.), м. (польск. pan). 1. Польский помещик. Война с панами. Король и паны за него. Пушкин (о самозванце). Помнят польские паны конармейские наши клинки. Песня. 2. То же, что господин в 1 знач. - по отношению к поляку (дореволюц.). пан Тадеуш. 3. Барин, господин (обл. устар.). Старый пан встретил молодых за версту от имения. Шолохов. 4. перен. Независимый человек, полный хозяин (устар. разг. шутл. или ирон.). В воскресенье Савка пан - целый день, как стелька, пьян. Некрасов. либо пан, либо пропал. Поговорка. Словарь УшаковаПАН... (от греческого pan - все), часть сложных слов, означающайа: относйащийсйа ко всему, охватывающий все (например, пандемийа). Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СОЮЗИТЬМЕМУАРЫЗАЛИХВАТСКИЙЧИСТЯКБРИАТИЧЕСКИЙ МИРПРОСПАТЬСЯКАЗАНОВАПЕРЕКВАСИТЬСЯКРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНАПАНДИНАМОКЛАДКАЛИРАПОУЧИТЬСЯМАХИНАПЕРЕГЛОХНУТЬЛЯПИСНЫЙПОГРУЗИТЬСХОДНЫЙ |