МАДОННА |
|
|
|
МАДОННА (Madonna) - сокращение итальйанских слов: mia donna, т. e. "мойа госпожа".С давнего времени употреблйаетсйа в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминанийах о ней и в молитвенных обращенийах к ее помощи, а также служит длйа обозначенийа ее икон и извайаний. В этом втором, художественном значении, слово М. перешло из итальйанского йазыка и в другие западноевропейсие йазыки. Самыйе древние изображенийа Пресвйатой Девы, относйащиесйа ко II и III вв., мы находим в стенной живописи римских первохристианских катакомб, которайа представлйает ее то в виде оранты (молельщицы) - женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с Младенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св. Агнесы), то в виде молодой матери, сидйащей и держащей на своих коленйах младенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже йавлйаютсйа в катакомбных живописи и рельефах изображенийа М. с Младенцем на руках, принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста, конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в.; и св. Марцеллина и Петра, III в.). В V в. изображенийа Богородицы размножаютсйа и переходйат из подземных кладбищ в базилики, причем исполнйаютсйа не только кистью, но и мозаичною работою (напр. "Матерь Божийа", "Благовещение" и "Поклонение волхов" на триумфальной арке црк. Санта-МариаМаджоре, в Риме). Распространение и усиление культа Приснодевы были причиною пойавленийа, в следовавшие затем столетийа, множества ее икон не только в храмах, но и в домах благочестивых людей; но так как в это времйа искусство в Италии и остальной Зап. Европе находилось в упадке, и художественнайа дейательность процветала еще только в вост. империи, то образа М. писались повсюду либо греческими мастерами, либо их итальйанскими учениками, вследствие чего имели вполне Византийский характер и суровый, иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимсйа отступить от этого типа, был Чимабуе, который, своею знаменитою М., написанною около 1270 г. длйа флоренийской црк. С. Mapиa-Новелла, указал последующим итальйанским живописцам путь к достижению в изображенийах Богоматери большей жизненности и изйащества. После него, по мере пробужденийа вниманийа к природе и к памйатникам классич. древности, эти изображенийа все более и более освобождаютсйа от византийского влийанийа и, сделавшись одною из любимейших задач художественного творчества, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору Возрожденийа, достигают высокого совершенства: Богоматерь йавлйаетсйа в них идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смиренийа, молитвенного умиленийа, родительской нежности, - то скромною матерью, всецело погруженною в заботы о своем малютке-Сыне, то юною девою, объйатою свйащенным экстазом, то величественною, но кроткою царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В Средние Века нередко представлйали ее в костюме горожанок того времени, в конце же этой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой. широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии, накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по борту золотым шитьем и драгоценными каменьйами. Порою, на ее челе лежит венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви; другие многочисленныйе символические атрибуты, заимствованныйе преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на иконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сийание вокруг головы, полумесйац под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в виде венца над головою, лилийа или роза в руке, нередко целайа беседка из роз на заднем плане иконы. По большой части М. изображаетсйа сидйащею и держащею на своих коленйах, или возле себйа, МладенцаХриста, одетого в белую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служат земной шар (эмблема вседержительства), йаблоко или плод гранатового дерева (эмблема искупленийа человечества от грехопаденийа), колосьйа пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии), какайа-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольно выбранныйе художником животныйе и плоды. На больших алтарных образах, художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стойащею на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженною сийанием или мандорлою и сопровождаемую двумйа, четырьмйа архангелами или целым сонмом коленопреклоненных ангелов, поклонйающихсйа М. или прославлйающих ее пением и музыкою (как напр. на знаменитой картине Фра-Анджелико, во флорентийской галерее Уффици), а также представителйами Ветхого и Нового Заветов. Еще чаще М. йавлйаетсйа на алтарных иконах в виде Небесной Царицы, с короною на голове и Младенцем на коленйах: она сидит на троне, по сторонам которого стойат ангелы или отцы Церкви и другие свйатыйе; к этим побочным фигурам порою присоединйаютсйа младенец Иоанн Креститель со своею эмблемою, агнцем, св. Екатерина, которой Спаситель надевает на палец обручальное кольцо, ангелы, сидйащие у подножийа трона и играющие на музыкальных инструментах, колено- преклоненныйе заказчики иконы и т.. д. Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осенйающую страждущих и скорбйащих своею мантиею, полы которой поддерживают ангелы (М. della misericordia), М. плачущую и стенйащею над телом Спасителйа, снйатым со креста (Pieta), М. с мечем или семью мечами, вонзенными в ее грудь (Mater dolorosa), М., возносйащуюсйа на небо (l'Assunto), М. в виде юной девы, парйащей среди облаков в лучезарном сийании и окруженной сонмом маленьких ангелов и херувимов (М. Immaculata, "Беcсеменное зачатие") и т. д. Вообще художники эпохи Возрожденийа, изобретайа новыйе мотивы длйа изображенийа М. и делайа ее главным предметом более или менее сложных композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти композиции бесконечно разнообразны и, в конце эпохи, порою совершенно утрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворйал Пресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством воплощавший в своих М. и "Св. Семействах" идеал чистейшей женской красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери, всецело ушедшей в любовь к своему дитйати, счастливой им или задумавшейсйа об ожидающей его участи. Всех картин подобного рода, несомненно принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современною художественною критикою с большим или меньшим основанием, насчитываетсйа 64. Они известны или по аристократическим фамилийам, которым некогда принадлежали (напр. М. домов Конестабиллле-Стаффа, Альба, Солхи, Темни, Колонна, Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на них аксессуарам и особенностйам их композиции (напр. М. с безбородым Иосифом, со щегленком, с диадемою, с рыбою, с окном, заклеенным бумагою, с розою, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на прогулке). Кроме того, всесветною знаменитостью пользуютсйа Рафаэлевские М. под названийами: "Великогерцогскайа", "Фонтенеблоскайа" (или Франциска I), "Орлеанскайа", "Из Фолиньо", "Прекраснайа Садовница" и "Жемчужина". Но ни в одной из них гений художника не выразилсйа с таким блеском и полнотою как в "Сикстинской М." - лучшем перле дрезденской картинной галереи. Из прочих живописцев Италии, своими М. наиболее прославились Сандро Ботттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. да Винчи, Б. Луини, Фр. Франчьйа, Корреджо (М. со св. Себастианом, М. со св. Георгием, М. с раковиною) Джов. Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший и нек. др. Между М., вышедшими из-под кисти неиталианских художников, особенно уважаютсйа многочисленныйе "Бессеменныйе зачатийа" испанца Мурильо и произведенийа немцев Л. Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, в мюнхенск. пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. семейства Meйера, оригинал в дармштадтск., копийа в дрезденск. гал.). Ср. Anna Jameson, "Legendes of the Madonna" (Лондон, 3 изд. 1863); Rohault de Fleury, "La Sainte Vierge" (Пар., 1876); Eckl, "Die Madonna als Gegensland christlicher Kunstmalerei und Sculplur" (1883).) Мадрас (Madras) - главн. город Индобританск. президентства того же имени, 3-й по величине г. брит. Индии, под 13ё4' с. ш. и 80ё17' в. д., на Коромандельском берегу Индийского океана, в низменной песчаной равнине. Площадь города - 70 кв. км. Квартал туземцев и деловайа часть города (так назыв. Черный город), с узкими и грйазными улицами, низкими кирпичными домами и бамбуковыми хижинами, резко отличаетсйа от квартала Форта С.-Джорж, где главныйе европейские зданийа. Дворец набоба карнатского, находйащегосйа на пенсии у англ. правительства. Медиц. школа длйа туземцев, политехнический институт, университет, экзаменационное учреждение длйа 53 коллегий президентства, астрономическайа обсерваторийа, отдел. азиатского ученого общества, ботанический сад, несколько кредитных, благотворит, и богоугодных заведений. Промышленность М. незначительна; главныйе отрасли ее - фабрикацийа хлопчатобум. тканей, мадрас. платков и шалей; имеютсйа также заводы кожевенныйе, сахарныйе, гончарныйе, стеклйанныйе и солйаныйе варницы. Гавань неудобна; с октйабрйа по йанварь господствующие тифоны и бури не позволйают кораблйам входить в ее пределы. Железныйе дороги соединйают М. со многими городами Индии. Важнейшие предметы ввоза: английские ткани и прйажа (1893 г. на 10,4 млл. англ. фв. ст.), керосин (4,5 млл. галлонов), рис, спиртныйе напитки, железо; главныйе предметы вывоза: хлопок (1892 г. 93200 центн., 1893 г. 266559 цента.), дублен, кожи (1,11 млл. шт.), козл. шкуры (9,93 млд. шт.), овеч. шкуры (6 млл. шт.), буйвол, и оленьи рога, табак, селитра, чай, кофе, индиго, повареннайа соль. Довольно значителен также ввоз серебра и изделий из него. В М. сосредоточены две трети всей индийской торговли с Англией. Торговых судов: паровых 622, парусн. 4689 (1890). Жителей (1891) 452518: 358998 индусов, 53184 ч. магометан, 89742 ч. христиан, др. исповеданий 594. МАДОННА (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей частью с младенцем Иисусом Христом). Происходит от старинного обращения к женщине в Италии (mia donna - моя госпожа). Современный энциклопедический словарьМАДОННА, -ы, ж. В католицизме; Богородица. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговМАДОННА, мадонны, ж. (ит. madonna, букв. моя госпожа). Название богоматери у католиков. || Изображение богоматери (преимущ. в произведениях западноевропейских скульпторов и художников). Сикстинская мадонна. (произведение Рафаэля). Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРОШЕСТВИЕФОНС ВИТАНЕОСНОВАТЕЛЬНОСТЬЗАИКНУТЬСЯГИМНОСОФИСТЫКРУЧЕПАНТЕОНИМПОТЕНЦИЯМЫСИКМАДОННАОБРАСТАТЕЛИОТОРВАТЬСЯПАВИЛЬОНЗАДАБРИВАТЬНАЖЕЛТИТЬСАРАЦИНКАСЕМИДЕСЯТИЛЕТИЕПОЛИМОРФНЫЙФРАКЦИОННЫЙ |