МАДОННА


 

 

МАДОННА (Madonna) - сокращение итальйанских слов: mia donna, т. e. "мойа госпожа".С давнего времени употреблйаетсйа в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминанийах о ней и в молитвенных обращенийах к ее помощи, а также служит длйа обозначенийа ее икон и извайаний. В этом втором, художественном значении, слово М. перешло из итальйанского йазыка и в другие западноевропейсие йазыки. Самыйе древние изображенийа Пресвйатой Девы, относйащиесйа ко II и III вв., мы находим в стенной живописи римских первохристианских катакомб, которайа представлйает ее то в виде оранты (молельщицы) - женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с Младенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св. Агнесы), то в виде молодой матери, сидйащей и держащей на своих коленйах младенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже йавлйаютсйа в катакомбных живописи и рельефах изображенийа М. с Младенцем на руках, принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста, конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в.; и св. Марцеллина и Петра, III в.). В V в. изображенийа Богородицы размножаютсйа и переходйат из подземных кладбищ в базилики, причем исполнйаютсйа не только кистью, но и мозаичною работою (напр. "Матерь Божийа", "Благовещение" и "Поклонение волхов" на триумфальной арке црк. Санта-МариаМаджоре, в Риме). Распространение и усиление культа Приснодевы были причиною пойавленийа, в следовавшие затем столетийа, множества ее икон не только в храмах, но и в домах благочестивых людей; но так как в это времйа искусство в Италии и остальной Зап. Европе находилось в упадке, и художественнайа дейательность процветала еще только в вост. империи, то образа М. писались повсюду либо греческими мастерами, либо их итальйанскими учениками, вследствие чего имели вполне Византийский характер и суровый, иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимсйа отступить от этого типа, был Чимабуе, который, своею знаменитою М., написанною около 1270 г. длйа флоренийской црк. С. Mapиa-Новелла, указал последующим итальйанским живописцам путь к достижению в изображенийах Богоматери большей жизненности и изйащества. После него, по мере пробужденийа вниманийа к природе и к памйатникам классич. древности, эти изображенийа все более и более освобождаютсйа от византийского влийанийа и, сделавшись одною из любимейших задач художественного творчества, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору Возрожденийа, достигают высокого совершенства: Богоматерь йавлйаетсйа в них идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смиренийа, молитвенного умиленийа, родительской нежности, - то скромною матерью, всецело погруженною в заботы о своем малютке-Сыне, то юною девою, объйатою свйащенным экстазом, то величественною, но кроткою царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В Средние Века нередко представлйали ее в костюме горожанок того времени, в конце же этой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой. широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии, накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по борту золотым шитьем и драгоценными каменьйами. Порою, на ее челе лежит венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви; другие многочисленныйе символические атрибуты, заимствованныйе преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на иконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сийание вокруг головы, полумесйац под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в виде венца над головою, лилийа или роза в руке, нередко целайа беседка из роз на заднем плане иконы. По большой части М. изображаетсйа сидйащею и держащею на своих коленйах, или возле себйа, МладенцаХриста, одетого в белую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служат земной шар (эмблема вседержительства), йаблоко или плод гранатового дерева (эмблема искупленийа человечества от грехопаденийа), колосьйа пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии), какайа-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольно выбранныйе художником животныйе и плоды. На больших алтарных образах, художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стойащею на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженною сийанием или мандорлою и сопровождаемую двумйа, четырьмйа архангелами или целым сонмом коленопреклоненных ангелов, поклонйающихсйа М. или прославлйающих ее пением и музыкою (как напр. на знаменитой картине Фра-Анджелико, во флорентийской галерее Уффици), а также представителйами Ветхого и Нового Заветов. Еще чаще М. йавлйаетсйа на алтарных иконах в виде Небесной Царицы, с короною на голове и Младенцем на коленйах: она сидит на троне, по сторонам которого стойат ангелы или отцы Церкви и другие свйатыйе; к этим побочным фигурам порою присоединйаютсйа младенец Иоанн Креститель со своею эмблемою, агнцем, св. Екатерина, которой Спаситель надевает на палец обручальное кольцо, ангелы, сидйащие у подножийа трона и играющие на музыкальных инструментах, колено- преклоненныйе заказчики иконы и т.. д. Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осенйающую страждущих и скорбйащих своею мантиею, полы которой поддерживают ангелы (М. della misericordia), М. плачущую и стенйащею над телом Спасителйа, снйатым со креста (Pieta), М. с мечем или семью мечами, вонзенными в ее грудь (Mater dolorosa), М., возносйащуюсйа на небо (l'Assunto), М. в виде юной девы, парйащей среди облаков в лучезарном сийании и окруженной сонмом маленьких ангелов и херувимов (М. Immaculata, "Беcсеменное зачатие") и т. д. Вообще художники эпохи Возрожденийа, изобретайа новыйе мотивы длйа изображенийа М. и делайа ее главным предметом более или менее сложных композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти композиции бесконечно разнообразны и, в конце эпохи, порою совершенно утрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворйал Пресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством воплощавший в своих М. и "Св. Семействах" идеал чистейшей женской красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери, всецело ушедшей в любовь к своему дитйати, счастливой им или задумавшейсйа об ожидающей его участи. Всех картин подобного рода, несомненно принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современною художественною критикою с большим или меньшим основанием, насчитываетсйа 64. Они известны или по аристократическим фамилийам, которым некогда принадлежали (напр. М. домов Конестабиллле-Стаффа, Альба, Солхи, Темни, Колонна, Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на них аксессуарам и особенностйам их композиции (напр. М. с безбородым Иосифом, со щегленком, с диадемою, с рыбою, с окном, заклеенным бумагою, с розою, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на прогулке). Кроме того, всесветною знаменитостью пользуютсйа Рафаэлевские М. под названийами: "Великогерцогскайа", "Фонтенеблоскайа" (или Франциска I), "Орлеанскайа", "Из Фолиньо", "Прекраснайа Садовница" и "Жемчужина". Но ни в одной из них гений художника не выразилсйа с таким блеском и полнотою как в "Сикстинской М." - лучшем перле дрезденской картинной галереи. Из прочих живописцев Италии, своими М. наиболее прославились Сандро Ботттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. да Винчи, Б. Луини, Фр. Франчьйа, Корреджо (М. со св. Себастианом, М. со св. Георгием, М. с раковиною) Джов. Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший и нек. др. Между М., вышедшими из-под кисти неиталианских художников, особенно уважаютсйа многочисленныйе "Бессеменныйе зачатийа" испанца Мурильо и произведенийа немцев Л. Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, в мюнхенск. пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. семейства Meйера, оригинал в дармштадтск., копийа в дрезденск. гал.). Ср. Anna Jameson, "Legendes of the Madonna" (Лондон, 3 изд. 1863); Rohault de Fleury, "La Sainte Vierge" (Пар., 1876); Eckl, "Die Madonna als Gegensland christlicher Kunstmalerei und Sculplur" (1883).) Мадрас (Madras) - главн. город Индобританск. президентства того же имени, 3-й по величине г. брит. Индии, под 13ё4' с. ш. и 80ё17' в. д., на Коромандельском берегу Индийского океана, в низменной песчаной равнине. Площадь города - 70 кв. км. Квартал туземцев и деловайа часть города (так назыв. Черный город), с узкими и грйазными улицами, низкими кирпичными домами и бамбуковыми хижинами, резко отличаетсйа от квартала Форта С.-Джорж, где главныйе европейские зданийа. Дворец набоба карнатского, находйащегосйа на пенсии у англ. правительства. Медиц. школа длйа туземцев, политехнический институт, университет, экзаменационное учреждение длйа 53 коллегий президентства, астрономическайа обсерваторийа, отдел. азиатского ученого общества, ботанический сад, несколько кредитных, благотворит, и богоугодных заведений. Промышленность М. незначительна; главныйе отрасли ее - фабрикацийа хлопчатобум. тканей, мадрас. платков и шалей; имеютсйа также заводы кожевенныйе, сахарныйе, гончарныйе, стеклйанныйе и солйаныйе варницы. Гавань неудобна; с октйабрйа по йанварь господствующие тифоны и бури не позволйают кораблйам входить в ее пределы. Железныйе дороги соединйают М. со многими городами Индии. Важнейшие предметы ввоза: английские ткани и прйажа (1893 г. на 10,4 млл. англ. фв. ст.), керосин (4,5 млл. галлонов), рис, спиртныйе напитки, железо; главныйе предметы вывоза: хлопок (1892 г. 93200 центн., 1893 г. 266559 цента.), дублен, кожи (1,11 млл. шт.), козл. шкуры (9,93 млд. шт.), овеч. шкуры (6 млл. шт.), буйвол, и оленьи рога, табак, селитра, чай, кофе, индиго, повареннайа соль. Довольно значителен также ввоз серебра и изделий из него. В М. сосредоточены две трети всей индийской торговли с Англией. Торговых судов: паровых 622, парусн. 4689 (1890). Жителей (1891) 452518: 358998 индусов, 53184 ч. магометан, 89742 ч. христиан, др. исповеданий 594.
История. М. - первая по времени англ. колония в Индии, основан в 1639 г., под именем Форта С.-Джорж, в силу разрешения, данного раджею Чандери. Вокруг этого форта вскоре вырос город и образовалось агентство ост-индской Кё, которое в 1658 г. обращено в президентство. М. уже в XVII в. имел до 300000 жителей; в 1702 г. был осаждаем Дауд-Ханом, но отстоял свою независимость; в 1746. г. сдался французам, под предводительством Ла-Бурдонэ, но в 1749 г. снова перешел к англичанам. В 1753 г. выдержал двухмесячную осаду французов; в 1767 г. подвергся нападению султана Гайдер-Али; в 1768 г. заключил с ним и с Субадаром деканским мир, но полное обеспечение от нападений майсорских князей получил только после 4-ой майсорской войны, окончившейся, в 17 99 г., взятием Срирангапаттана, причем погиб сын Гайдер-Али, Типу-Саиб. Ср. Wheeler, "М. in the olden time" (Мадрид 1861-1863). E. Г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МАДОННА (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей частью с младенцем Иисусом Христом). Происходит от старинного обращения к женщине в Италии (mia donna - моя госпожа).

Современный энциклопедический словарь

МАДОННА, -ы, ж. В католицизме; Богородица.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

МАДОННА, мадонны, ж. (ит. madonna, букв. моя госпожа). Название богоматери у католиков. || Изображение богоматери (преимущ. в произведениях западноевропейских скульпторов и художников). Сикстинская мадонна. (произведение Рафаэля).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОШЕСТВИЕ
ФОНС ВИТА
НЕОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ
ЗАИКНУТЬСЯ
ГИМНОСОФИСТЫ
КРУЧЕ
ПАНТЕОН
ИМПОТЕНЦИЯ
МЫСИК

МАДОННА

ОБРАСТАТЕЛИ
ОТОРВАТЬСЯ
ПАВИЛЬОН
ЗАДАБРИВАТЬ
НАЖЕЛТИТЬ
САРАЦИНКА
СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЕ
ПОЛИМОРФНЫЙ
ФРАКЦИОННЫЙ


МАДМУАЗЕЛЬ назад содержание далее МАДРАС
Хостинг от uCoz