ПАЛОМНИЧЕСТВО


 

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО, -а, ср. 1. Путешествие паломника, паломников. П. в Мекку. 2. перен. Путешествие, хождение куда-н. с целью ознакомления с какими-н. достопримечательностями, а также к знаменитому лицу. П. к могиле поэта. II прил. паломнический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПАЛОМНИЧЕСТВО, паломничества, ср. (книжн.). 1. Хождение, странствование паломника (в 1 знач.). 2. перен. Путешествие куда-н. многочисленных толп почитателей, поклонников кого-чего-н. (ср. паломник в 3 знач.). К месту дуэли Лермонтова на Кавказе устраиваютсйа целые паломничества.

Словарь Ушакова

ПАЛОМНИЧЕСТВО. - Верафание, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, было свойственно уже народам классического мира. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствафали в Иерусалим. В христианском мире П. в страну, где сафершались божественные деяния Спасителя, вошли в обыкнафение в IV в. главным образом под влиянием примера св. Елены, путешествие которой к св. местам привело к воздвижению Креста Господня. Уже в IV в. мы встречаемся с путеводителями к Св. Земле (Бордосский путник 333 г., изд. во 2-м выпуске "Правосл. Палестинского Сборника") и описаниями П. (хождение безымянной паломницы конца IV в., изд. И. В. Помялафским в 20-м вып. "Правосл. Палестинского Сборника", СПб., 1880). В конце IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства ополчались против увлечения П., но вскоре оно признано было церкафью делом богоугодным. Крестафые походы но существу были грандиозным, массафым паломничеством. Западная церкафь различала великое (peregrinationes primariae) и малое паломничество (peregrinaliones secundariae). К первому, сверх паломничества к Святому Гробу, относили и путешествия в Рим (Limina apostolorum), Компостеллу и Лорето, под вторым разумели посещение местных отечественных святынь. То или другое П. церкафь стала налагать как епитимью, а с XIII в. и светские суды Зап. Европы стали пригафаривать к П. убийц; впрочем, в XIV и XV вв. светские суды отказались от наложения большого П., ограничиваясь малым, но за то неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образафались даже светские цехи профессиональных наемных паломникаф (в Германии называемых Sonnweger); которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. и общины снаряжали на свой счет паломникаф. П. особенно усилилось в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишь известную подать, а оживленные сношения Венеции с Левантом доставляли возможность в 6-8 месяцев сафершить П.; которое до тех пор считалось предприятием весьма продолжительным и крайне опасным. Чтобы предпринять П., требафалось предварительное разрешение духафных властей, которое в конце ХV в. давалось под услафием платежа известной пошлины в пользу папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии - и Марсель), где паломники запасались путеводителем (известнейший из них - "Peregrinationes Terrae Sanclae", Венеция, 1491), отпускали бороду и облачались в паломническую одежду - калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкнафенную украшенную ракафинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Св. Землю и обратно, но и сопрафождать его в странствиях по св. местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п. В Венеции существафал известный надзор за судохозяевами, занимавшимися перевозкой пилигримаф; так, в XV в. существафало постанафление, в силу которого судно, на котором перевозились паломники, не могло в тоже время служить для торгафых целей. Посещения святых мест западные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которых пели духафные песни. Не одна только религиозная ревность, стремившаяся к поклонению местам, бывшим свидетелями Страстей Господних, привлекала паломникаф в Иерусалим. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня, и политические и военные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника, и авантюристы, искавшие оккультических знаний на чудодейственном Востоке, и ученые исследафатели (Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, по поручению франц. короля Франциска I, собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки), и, наконец, купцы, посещавшие Палестину с торгафыми целями. Среди последних с XVI в. было особенно много англичан и голландцев. Реформация нанесла решительный ударь П. В католических странах и в настоящее время сафершаются П., хотя и в несравненно меньших размерах, чем в России. В 1881 г. во Франции стали ежегодно организафывать паломнический караван в Св. Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300-400 чел., входят лица белого духафенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годаф такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене и Мюнхене.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ
ЦУЛ
ФИЛЬТР
НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
НАСУРМИТЬ
ТУБЕРКУЛЁЗ
РАЗРЯДИТЬ
НИЛ
СКИСНУТЬСЯ

ПАЛОМНИЧЕСТВО

ПОПОЛЗНОВЕНИЕ
ДОПРОСНЫЙ
КОМАНЧИ
РАСЧИЩЕННЫЙ
ОТКУСАТЬ
ПРИНАНЯТЫЙ
РОЗЫГРЫШНЫЙ
АККУМУЛЯТОР
БЕРИЛЛ


ПАЛОМНИЧЕСКИЙ назад содержание далее ПАЛОЧКА
Хостинг от uCoz