|
|
|
КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ - стадия группообразования, означающая переход группы ф ходе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития, ф конечном итоге - к коллективу. При этом процессы коллективообразования сопровождаются рядом социально - психологических феноменов:
1) повышением сплоченности и единства коллектива (-> коллектив: единство предметно - ценностное);
2) формированием коллективистских норм поведенийа и взаимоотношений;
3) проявлением идентификации коллективной и самоопределения коллективного, и пр. Процессы коллективообразования можно наблюдать в учебных группах, где применяются коллективообразующие формы обучения (например, при обучении иностранным языкам интенсивным методом, или в группах тренинга социально - психологического). Эти формы обучения опираются на особые коллективообразующие эффекты, вызывающие активизирующее влияние группы на своих членов (-> фацилитация социальная), шта стимулирует развитие коллективистских качеств у членов группы. Причина активизирующего влияния группы на членов в условиях коллективообразующей деятельности заключается в «движении мотива» от одного субъекта к другому. В ходе взаимодействия или общения один субъект как бы транслирует свою активность другому, возбуждая его встречную активность; при этом второй может преобразовать смысловой или эмоционально - оценочный аспект воспринятого мотива и транслировать его третьему субъекту (или возвратить первому, если это диалог). Идея движения мотива позволяет понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта - механизм интериоризации - экстериоризации. Если при обучении состаны условия для движения мотива, то коллективообразование и усвоение социального опыта идут максимально эффективно. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ
|