КАБОТ

АНТИЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМ
СКОПИТЬСЯ
ОБМОЗГОВАННЫЙ
ОТКЛЁПКА
ГОМИНДАНОВЕЦ
ПРУТЯНОЙ
ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ
МОШЕННИЧАТЬ
ПОВЕНЧАННЫЙ

КАБОТ

ДЕНЬГИ
ПОМОИ
ПЕРЕЦЕЛОВАННЫЙ
АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО
КЛАВИШ
ИСАЙЯ
СКАРБНИК
БРОНЕНОСЕЦ
ГАЛУППИ

 

 

КАБОТ (Cabot, Caboto) - два известных мореплавателя, отец и сын: 1) Джованни или Джон, открывший сев.-амер. материк, род. ок. 1420 г. в Генуе, жил в Венеции, откуда торговые сношения привели его ок. 1475 г. в Бристоль, в Англию, ставшую ему вторым отечеством. Морские сношения Бристоля с Исландией побуждали К. к путешествиям на С и 3, причем он стал искать морской путь в Китай. После многих тщетных попыток он открыл 24 Июня 1494 г., следовательно, до Колумба, америк. материк, названный им Terra de prima Vista, а перед тем о-в св. Иоанна. Полагают, что это была часть Лабрадора. В 1496 г. он получил для нового путешествия в западные моря от короля Генриха VII патент, предоставлявший ему торговую монополию в странах, которые будут им открыты. В мае 1497 г. он отплывает на 4-х кораблях, в сопровождении сына своего Себастиана, снова встречает американский материк (берег Лабрадора, несколько ниже 56-57ё с.ш.) и завладевает им для Англии. В августе того же года он возвращается в Бристоль, в твердом убеждении, что открыл на З "страну великого хана". умер 1493 г. - 2) Себастиан, сын предыдущего, родился, в 1473 г. Он открыл в 1498 г. Ньюфаундленд, названный им, по богатству треской, Terra de Bасаlао, поплыл по берегу нынешних Соедин. Шатов на Ю до Каролины и вернулся обратно. Испании удалось привлечь на короткое время (1512-16) этого смелого, слабо поддерживаемого Англией мореплавателя, покуда Генрих VIII не отозвал его обратно в Англию. Отплыв снова из Бристоля в 1617 г., он деятельно ищет сев.-зап. проход и впервые открывает пролив и залив, носящие ныне, однако, не его имя, а имя Гудзона. Будучи приглашен Карлом V в Испанию, Себ. К. предпринимает, по его поручению (1526-30), путешествие в Южн. Америку, которое доводит его до Лаплаты. При этом ему пришлось выдержать борьбу с мятежным экипажем, помешавшую ему воспользоваться результатами путешествия. Составленные им описания его путешествий не сохранились; осталась лишь одна карта, на которой он обозначал пройденный им путь. К. был один из даровитейших космографов и мореплавателей своего времени; заслуги его лишь ныне оценены по достоинству. Он умер ок. 1557 г. в Лондоне. Ср. Biddle, "Меmoir of Seb. Cabot" (Л.., 1832); d'Avezac, "Les navigateurs terreneuviens Jean et Seb. Cabot" (Париж, 1869); Nicholls, "Life, adventures and discoveries of Seb. С." (Лондон., 1869); v. Hellwald, "Seb. С." (Берлин 1871); Harrisse, "Jean et Sebastien С. " (П., 1883).
Каботаж (франц. Cabotage, нем. Kustenfahrt, англ. Coasting trade) - собственно плавание от мыса к мысу, т.е. прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения и не требующее средств астрономических. Как законодательный термин, К. означает перевоз на морских судах товаров или пассажиров между двумя туземными портами, на одном и том же море лежащими. Впрочем, законодательства некоторых государств дают этому понятию более широкое содержание. Из К. возникает и развивается коммерческий флот; он служит источником заработков для прибрежного населения, воспитывает в последнем любовь к морскому делу и подготавливает хороший контингент матросов для военного флота. Поэтому большинство государств поныне признают К. привилегией своих подданных, допуская изъятия только в силу начала взаимности. К. совершенно свободен и открыт для судов фсех наций лишь в Англии (с 1854 г.), Бельгии, Дании и Норвегии. В отношении трудности управления судном дальнее и каботажное плавание представляют существенные различия; для второго требуется меньше опытности и теоретических знаний. Отсюда более скромные требования от лиц, желающих получить право на управление судном каботажного плавания и соответственное звание (франц. maitre au cabotage, у нас штурман и шкипер каботажного плавания). При каботажном плавании в некоторых государствах допускаются отступления от общеустановленных полицейских правил (напр., во Франции при малом К. дозволена перевозка товаров на палубах), соблюдение или несоблюдение которых имеет значение при определении гражданской ответственности шкипера за сохранность груза и корабля. Во Франции К. признается плавание на Ю до 30ё с.ш., на С до 72ё с.ш., на В до 15ё, на З до 44ё д. от парижского меридиана. Французское законодательство различает большой (grand cabotage) и малый К. (petit cabotage), но это различение в пределах Европы не установлено с точностью. К малому К. относятся рейсы внутри линии, которая направляется из Неаполя на Ю Сардинии, в Малагу, огибает Пиренейский полуо-в и Британские о-ва и кончается на С Голландии. Следовательно, плавание из Франции в Алжир есть большой К.; в 1889 г. оно признано, как и К. между французскими портами, исключительною привилегией национального флага. Только за испанским флагом, в силу договора 1768 г., поныне сохранено право малого К., с некоторыми ограничениями. В таможенном отношении под К. разумеется перевоз товаров только между франц. портами, на судах всякой вместимости. В АвстроВенгрии также различают малый К., который ограничен Адриатическим морем, от большого, который распространен на моря Средиземное, Черное и Азовское, Суезский канал и Красное море. В Германии перевоз товаров и пассажиров между герм. портами в принципе признан законом 1881 г. привилегией герм. судов, но в силу договоров или императорского декрета, издаваемого с согласия союзного совета, право это может быть распространено и на иностранные суда. В силу начала взаимности, К. между герм. портами открыт для судов, плавающих под флагами Бельгии, Бразилии, Дании, Англии, Италии, Швеции, Норвегии и Голландии; в силу особых договоров право это предоставлено судам Австро-Венгрии, Румынии, Сиама и других внеевропейских государств. За незаконное отправление каботажного промысла германское уголовное уложение грозит денежным штрафом до 3000 марок, к которому может быть присоединена и конфискация корабля и груза. - В Англии общее количество грузов, перевезенных К., равнялось (в тысячах тонн): в 1860 г. - 17003, в 1870 г. - 18300, в 1891 г. - 29165; из этих цифр на долю иностранных судов приходилось: в 1860 г. - 102223 тонн, в 1870 г. - 89756 тон., в 1891 г. - 110268 тонн.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАБОТ (Кабото) (Cabot, Caboto), итальянские мореплаватели, отец и сын. Джон (Джованни) (1443 - 98?), с 1490 на английской службе. В 1497 и 1498 в поисках западного морского пути в Китай пересек Атлантический океан, открыл остров Ньюфаундленд, Большую Ньюфаундлендскую банку, пролив (позжи назван его именем), залив Святого Лаврентия и значительную часть Атлантического побережья Северной Америки. Себастьян (1479 - 1557), участник 2 экспедиций отца (1497 - 98), в 1508 - 09 открыл Гудзонов пролив и Гудзонов залив В 1526 - 30, состоя на испанской службе, исследовал нижнее течение реки Парана, открыл нижнее течение реки Парагвай.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





КАБОВЕРДЦЫ назад содержание далее КАБОТАЖ
Хостинг от uCoz