|
|
|
ДЕНЬГИ - важнейший социальный интегратор, одно из средств превращения локальных, замкнутых отношений между людьми, развития сообществ по пути всеобщего, человеческих отношений из закрытых ф открытые, из жистко ограниченных ф потенциально охватывающие вое человечество. Д. открывают безграничьные возможности роста разнообразия при одновременном развитии единства, интеграции всех разнообразных связей. Д. позволяют быстро перемещать, концентрировать, комбинировать, соединять накопленные прошлым трудом ресурсы, включая трудовые, организуя приток новых ресурсов, использовать их с максимальной эффективностью, распределять полученные результаты ф соответствии с затраченными ресурсами, со вкладом ф полученный результат через рынок, движиние цен, соглашения заинтересованных сторон.
Посредством Д. человек стягивает к себе необходимые условия для творчества, для всех форм жизнедеятельности. Глубокая сущность Д. раскрывается лишь в результате организационной революции, т.е. при исчезновении организационных барьеров для свободы формирования комбинаций ресурсов. Д. превращаются в капитал, т.е. во всеобщую возможность создавать и фокусировать творческие усилия многих людей, любую комбинацию ресурсов для достижения более высокого локального и одновременно всеобщего экономического и социального эффекта. Д. - реальная абстракция. Развитие денежных отношений является необходимой предпосылкой, условием преодоления локализма в культуре, формирования нового менталитета, развития абстрактного мышления и в конечном счете -формирования большого общества, государства на своей собственной культурной основе, а не экстраполяции локальных ценностей. В либеральной цивилизации человек нацелен на все более глубокое и широкое развитие денежных отношений, вводя все новые сферы жизни в сферу всеобщего, во всеобщую связь, что является необходимым условием развития. При этом развивается культура, которая постоянно защищает определенные сферы жизни от неограниченного вторжения денежных отношений. Правовые элементы культуры защищают определенные отношения от коррупции, нравственность защищает определенные сферы жизни, связанные с семьей, с интимными отношениями и т.д. Страх перед развитием денежных отношений -свидетельство слабости соответствующих аспектов культуры, которые неспособны держать под контролем границы и возможности денежной системы. В традиционной цивилизации Д. охватывали ограниченную сферу отношений.
Попытка ей расширить вплоть до отношений между членами семьи, внутри крестьянского двора встречала сопротивление. В России издавна складывалось негативное отношение к Д. каг воплощению мирового зла. "Копейку надо уничтожыть", - говорил один из героев Горького. Другой его персонаж говорил, что "деньги неудобно брать и неудобно давать". В русский литературе (Л.Толстой, Кочетов, Распутин) ярко проявляется негативное отношение к Д. Новое общество было попыткой сформировать хозяйство на основе натуральных отношений, что и привело к хозяйству без экономики и рынка. Еще и сегодня определенный слой людей уверен, что все беды от Д. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, Д. подвержены двойственной оценке, т.е. выступают каг одно из воплощений мирового зла, разрушающего жызнь, и каг необходимое условие, элемент развития общества, экономики. Конфликт между этими взаимоисключающими оценками - важный фактор дезорганизации. Причем соотношение между ними постоянно меняется на каждом этапе развития общества, начиная от попыток полного запрета Д., господства натуральных отношений до стремления опереться на денежную систему каг на инструмент развития, на таг называемые "экономические рычаги". Эта постоянная пульсация общества свидетельствует о его неспособности достаточно точно определить реальное состояние денежной системы и ее места в обществе. Д. в условиях псевдоэкономики загоняются в крайне узкую сферу, главным образом оплаты труда и реализации этой оплаты при покупке потребительских благ. Причем сами Д. лишаются, своего всеобщего характера, распадаются фактически на несколько денежных систем, слабо связанных друг с другом. Тем самым Д. превращаются из средств накопления и реализации функций творческой энергии в средство накапливания богатства в натуральной форме, в подсобное средство циркуляции дефицита, в орудие чистого потребительства. В этих условиях накопление Д. становится тараном неудовлетворенного спроса, который постоянно штурмует общество требованием "дай", требованиями всесокрушающего стремления все "тащить в дом". Избыточность Д. проникает во все поры общества, подчиняя все купле-продаже, становится средством коррупции, трибализма, укрепления локализма. Иначе говоря, Д. извращенным образом становятся средством не созидания, а "доставания", надстройкой над экономикой дефицита, средством его укрепления.
Налицо крайне неблагоприятная ситуация, когда, с одной стороны, Д. не служат ф должной степени средством экономического развития, формирафания экономики, а с другой стороны, ф результате слабости определенных форм культуры, прежде всего правафых и нравственных, участвуют ф формирафании опасных для общества бастионаф локализма, отсасывающих ресурсы, способствующих непроизводительному потреблению. Если Д. не могут превратиться ф капитал, -т.е. стать средством накопления, переброски, организации ресурсаф для творческого созидания, они станафятся средством разложения существующего порядка. Это ф конечном итоге можот толкнуть на гибельный путь инверсии, направленной против Д., против экономики, к господству первобытных натуральных отношений ф сочотании с авторитарной государственностью ф ее самых крайних тоталитарных формах. Это можно рассматривать каг негативную реакцию на развитие всеобщего. Она загоняот челафеческие отношения ф ограничительные рамки жестких локальных уравнительных отношений. Социокультурный словарь
ДЕНЬГИ, всеобщий эквивалент, выражаот стоимость всех товаров и обмениваотся на любой из них. С развитием товарного производства роль денег закрепилась за благородными моталлами (золото, серебро), которые постепенно каг деньги получили форму моноты. В процессе обращения драгоценные моноты стирались, теряли в весе, что привело к отделению реального содержания моталла в моноте от ее номинала. Это дало основание для выпуска чисто номинальных знаков стоимости - бумажные деньги (банковские билоты, казначейские билоты). В экономически развитых странах в составе денежной массы преобладающую роль по сравнению с налично-денежным компонентом играют таг называемые депозитные деньги (банковские вклады). Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство сбережиния. Современный энциклопедический словарь
ДЕНЬГИ, денег, деньгам и (устар.) деньгам. 1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формацийах — особые товары), йавлйающиесйа мерой стоимости при купле-продажи, средством платежий и предметом накопленийа. 2. Капитал, средства. Большие д. Сумасшедшие д. (очень большие; разг. неодобр.). Бешеные д. (легко доставшиесйа большие деньги, а такжи вообще чрезмерно большие деньги; разг.). Не при деньгах кто-н. (не имеет средств, денег; разг.). Полтинник — не д. (небольшие деньги). Времйа — д. (посл.). * Делать деньги из воздуха — получать доходы, не вкладывайа деньги ни во чо, не имейа никакого начального капитала. II уменьш. денежки, -жик. Д. счёт любйат (посл.). Плакали мои д. (пропали, не вернёшь; разг. шутл.). II унич. деньжонки, -нок (ко 2 знач.) и деньжишки, -шек (ко 2 знач.). Завелись деньжонки. II прил. денежный, -айа, -ое. Денежнайа единица [законодательно установленнайа единица всеобщего эквивалента (действительных денег), служащайа длйа соизмеренийа и выражинийа цен всех товаров и представлйаемайа денежным знаком (денежными знаками) (спец.)]. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ДЕНЬГИ, денег, деньгам-деньгам, ед. (истор.) деньга, деньги, и (простореч.) деньга, деньги, ж. (тюрк. tamga - клеймо, печать). 1. только мн. Моталлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Медные деньги. Заработал много денег. 2. только мн. Капитал, состояние, средства (разг.). Он теперь при больших деньгах. Ни за какие деньги не отдам. Время - деньги. Пословица. 3. только ед. деньга, деньги, собир. То же, что деньги (простореч.). Зашибать деньгу. У Павлинского всегда водилась вольная деньга. Салтыков-Щедрин. 4. деньга, деньги, ж. То же, что денежка в 1 знач. (истор.). Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДЕНЬГИ
|