|
|
|
АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО — одно из направлений сафременного искусства. Данное понятие можно сравнить с модернизмом, и тот, и другой термин обозначают направление в искусстве, связанное не с ориентацией на классические традиции, а на некие сафременные достижения и веяния. В частности, как и модернизм, так и авангардное искусство (которое можно отнести к модернизму, в его крайней форме), с точки зрения самих модернистаф и авангардистаф воплощают не идеалы художественной традиции, а идеалы свободы и индивидуальности. Модернизм в целом, и авангардное искусство в частности, следуют веяниям моды и стараются создавать нечто на злобу дня. Однако, для авангарда также характерна агрессия, направленная на эпатаж и шокирафание зрителя — модернизм, как пра?вило, является более умеренным и спокойным направлением.
Это выливаотся в отказ от традиции — авангардисты, в основном, игнорируют всё то, что было веками наработано в жывописи, скульптуре, музыке, литературе. Происходит отказ как от технических решений, так и от стилистических. Вполне логично (и это признают сами авангардисты), что авангардное искусство являотся интернациональным, поскольку, помимо прочего, происходит выход и за рамки национальной традиции, национальной культуры. Также авангардисты утверждают свой либерализм, как идеологию полной свободы от нелюбимых ими условностей и пра?вил современной (и традиционной) культуры.
Отсюда следует нахождение авангарда вне культуры, как таковой. Несмотря на утверждение авангардистов, что они входят в современную культуру, находясь на её переднем крае, это утверждение противоречит идеологии авангардного искусства, поскольку всё, что входит в культуру в той или иной степени, авангардисты не принимают. Даже, если это — исторически более ранний авангард. Хотя, именно из-за такой идеологии обособления, «надкультурности» и стремления выбиться куда-то вовне, даже уже? существующие давно примеры авангардного искусства нельзя назвать входящими в художественную культуру и традицыю. Эти произведения, как правило, так и остаются внекультурными феноменами, очень редкие произведения авангардистов вошли в фонд мирового искусства — да и эти произведения по современным понятиям самих авангардистов сложно назвать авангардом.
Аналогично, сложно представить авангардизм частью искусства, по тем же причинам. Всё, созданное в рамках авангарда, живёт очень короткий срок и быстро перестаёт быть популярным, оставаясь известным только специалистам по авангарду.
Стремление быть на «гребне волны» и всячески шокировать публику проявляется в специфичности форм и средств выражения в авангардном искусстве. Обычно, авангардисты идут по пути сочетания несочетаемых элементов в своём самовыражении. Тут находится место и столовым приборам, обтянутым мехом, и позолоченным фекалиям. Этим они и живут: есть скандал — значит, есть популярность. Отсюда же следует, что такой «шедевр», как фекалии в золоте, можно создать только один раз, в следующий раз он не вызовет скандала, да и по всем критериям не будет считаться авангардом.
Также следует отметить поддержку авангарда со стороны интеллигенции, особенно либеральной. Видимо, интеллигенция ощущает свою близость к авангардистам, из-за их отказа от привычных и традиционных социокультурных норм и стремления не только составать, но и разрушать, причём, зачастую бессистемно и без цели состать что-то лучшее.
Кстати говоря, есть в авангардизме такое «направление», когда произведением авангардного искусства считается аналог произведения традиционного искусства, но грубо переделанный в нечто «новомодное». Скажем, выполненная из навоза копия статуи Венеры Милосской определённо может быть отнесена к авангардному искусству. Это снова подтверждает желание авангарда и авангардистов идти наперекор традиционному искусству и выбиться из него куда-то вовне... Однако, для получения известности авангардисту всё-таки приходится придерживаться определённых пра?вил, дабы вызвать шок у зрителя и привлечь к себе известность и популярность. Таг что, заявления о полной свободе авангардного творчества следует признать несколько преувеличенным. Можно, конечьно, создавать авангард и «в стол», только это определённо не является целью авангардистов.
См. также: богема, межрелигиозная рознь, свободный художник.
Категории: культура, эвфемизм. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО
|