АНСАМБЛЬ


 

 

АНСАМБЛЬ (ensemble) - обозначает в архитектуре главную массу здания, а иногда под А. разумеют отношение частей здания к целому или пропорциональность частей; А. в планировке состоит в симметрии внутренних частей, а также в пропорциональном расположении комнат для большего удобства, избегая при этом дробности деления. А. будет соблюден, если высота здания соотведствует длине, если главныйе части этажа правильно разделены, известной высоты при положенном числе их и т. п. На А. обращается большое внимание в зданиях сведской архитектуры, памятниках и т. п. В церковной архитектуре нередко отсутствует А., особенно во внутренности, где часто орнаментация страдает излишеством или бедностью, где чрезвычайная дробность деталей нередко выступает в ущерб общего. В живописи в прежнее время прекрасным ансамблем называли такое расположение сочинения, при котором с первого взгляда рельефно выступают колоритныйе пятна групп, фигур, архитектуры, возвышая этим интерес сюжета. В сценическом искусстве А. обозначает хорошее исполнение, выразившееся в единодушном содействии, в общем стремлении всех артистов произвести возможно полное впечатление на зрителя. Для полного А. необходимо иметь эстетически образованных артистов, добросовестно относящихся к своему делу. Русским спектаклям очень часто не достает ансамбля, который так заметен на сценах Франции, где сценическое искусство зделалось национальною особенностью. Некоторыйе труппы немецких артистов зделали в этом отношении в новейшее время большие успехи. -В музыке под А. разумеют соединение инструментов и голосов в исполнении музыкального сочинения. Стройное, точное и согласное исполнение принято называть хорошим ансамблем.
Ансельм Кентерберийский-философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте, в 1033 г. Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой матери своей Эрменберги, в 1073 сделалсйа настойателем (приором) и схоластиком, в 1078-аббатом нормандского монастырйа Бек, куда привлекла его слава знаменитого Ланфранка, а в 1093 г в качестве его преемника сделалсйа епископом кентерберийским в Англии. Его считают первым схоластиком. Несмотрйа на то, что исходной точкою длйа него была Библийа и учение бл. Августина, что он держалсйа в пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всйакое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры переходили к познанию. В этом заключаетсйа его главное значение, как догматика. Так наз. "онтологическое" доказательство бытийа Божийа из понйатайа о Божестве, А. выводит в сочинении "Proslogium" (обращение к своему духу), между тем как в "Monologium" он выводит бытие Божие из случайности конечного, а Троицу из простых оснований разума. Оба эти сочиненийа, содержащие наиболее существенную часть его ученийа, были изданы в новейшее времйа Гаасом (в виде первого тома "Sancti Anselmi opuscula selecta" Тюбинген, 1863 г.). Другие два сочиненийа Ансельма - "De concordia praescientiae etpredestinationis" и "Cur Deus homo" изданы были Леммером (Берлин, 1857 г.) и на немецком йазыке (Ширлицем, Кведлинб., 1861 г.) и замечательны тем, что в первом он дает догматическое основание учению о предопределении, а во втором-христологическому учению об искуплении. Относительно его церковной дейательности замечателен факт энергической борьбы с Вильгельмом Рыжим и Генрихом Х Английским из-за инвеституры. Твердо отстаивайа воззренийа Григорийа VII, А. дважды принужден был покидать Англию. Только при преемнике его, Пасхалие II, в 1107 г. пришли к соглашению. А. умер 21 апрелйа 1109 года. В этот день празднуетсйа католиками его памйать. Папа Климент XI в 1720 г. причислил его к рйаду католических вероучителей. Лучшее издание его сочинений сделано было Жербероном (2 т. Париж, 1675; новое издание 1721. и в Венеции, 1744); ср. Франка, "А. von Canterbury, eine kirchenhistorische Moaographie" (Тюбинген, 1842); Гассе, "A. von Canterbury", (Лейпциг, 2 т., 1843-1852); Peмюза, "Saint Anseime de Canterbery" (Пар., 1854; 2 изд., 1868); Чёрча, "Saint Anseime" Лондон, 1870).
Антаблеман (entablement)-венчание колонн; верхние выдающиеся над колоннами части - архитрав, фриз и карниз.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

АНСАМБЛЬ (французское ensemble - совокупность, стройное целое), 1) взаимная согласованность, гармоничное сочетание частей, образующих какое-либо целое (например, архитектурный ансамбль). 2) В сценическом искусстве художественная согласованность всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу. 3) В драматическом театре слаженность, гармония в игре актеров, достигаемая в результате их длительной работы в одной труппе или принадлежности к одной школе (например, блестящие ансамбли сложились в московском Малом и петербургском Александринском театрах во 2-й половине 19 в., в Московском художественном театре на рубеже 19 и 20 вв.). 4) В балете совместное исполнение танца двумя и более артистами. В зависимости от количества участников ансамбль называется па-де-де, па-де-труа и др. 5) Музыкальное произведение для двух и более исполнителей (дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет и т.д.). 6) Группа артистов, выступающая как единый художественный коллектив (например, ансамбль песни и пляски).

Современный энциклопедический словарь

АНСАМБЛЬ, -я, м. 1. Согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое. Архитектурный а. 2. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов), а также состав исполнителей. А. песни и пляски. II прил. ансамблевый, -ая, -ое. Ансамблевое пение.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

АНСАМБЛЬ, ансамблйа, м. (фр. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого-н. целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение всеми артистами драматической или музыкальной пьесы (театр.). Московский Художественный театр всегда отличалсйа прекрасным ансамблем. Сама пьеса посредственна, но ансамбль был хорош. 3. Состав исполнителей театральной пьесы. || Состав из нескольких певцов или музыкантов, выступающих совместно. Струнный ансамбль.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


УТОМИТЬСЯ
ВЛАДИКАВКАЗ
ОБВОРАЧИВАТЬСЯ
ЭЙРИК РАУДИ
СЕНОКОШЕНИЕ
ВОСЕМЬЮ
ЧИНОДРАЛ
НАДЗОР
НЕГАТИВИЗМ

АНСАМБЛЬ

КУЛАЧЬЁ
ПИНДАР
СПРОСИТЬ
МЁРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ
КОТЛЕТКА
ОТУДИТЬ
ПЕРЦЕПЦИЯ
ПРИБОЙНЫЙ
ГРЫМЗА


АНРУ назад содержание далее АНСЕЛЬ
Хостинг от uCoz