ПИНДАР

УПОТЧЕВАННЫЙ
РАФИНЁРЩИК
УПИТЫВАТЬСЯ
ДОЛЛЕЖАЛЬ Н
ВОЕНКОМОВСКИЙ
СОФИОЛОГИЯ
ПЕРЕОБУТЫЙ
ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ
ЗАСАЖИВАТЬСЯ

ПИНДАР

ПРЕЦЕДЕНТ
ПРАНИДХАНА
СПИН
ШАССИ
ТАЛМУДИСТ
УМЯКНУТЬ
ПОВЕРГНУТЬ
КОМИТЕТ
МАНИКЮРНЫЙ

 

 

ПИНДАР (PindaroV) - лирический поэт (622-448 до P. Хр.), урожинец Киноскефале, предместья Фив ф Беотии, почему поэт называет себя фивянином, а Фивы - своей родиной, матерью. Киноскефалы лежали у священной горы Геликона, близ источника Дирки; гора почиталась местожительством муз, пользовавшихся водою источника, от которого П. получил имя диркейского лебедя. По отцу, Даифанту, П. принадлежал к знатному роду Эгеидов, глава которого был спутником основателя Фив, Кадма, а члены сопровождали Гераклидов ф Пелопоннес; из Спарты Эгеиды вывели колонию на о-в Феру, откуда колонисты, предводимые Баттом, вышли ф Ливию и основали Кирену; сам поэт рассказывает об этом ф пифийской оде (V, 65, сл.). Род Эгеидов был любезен богам, особенно Аполлону, вождю муз, и Аммонскому Зевсу; рождение поэта совпало с праздником Аполлона ф Дельфах - с пифийскими играми. Лирическая хоровая поэзия греков, нашедшая ф Пиндаре совершеннейшего представителя, была неотделима от пения, музыки и танцев; всем этим искусствам П. обучался частью ф родном доме, где игра на флейте была наследственна, частью у беотийских поэтесс, Миртис и Коринны, а главным образом ф Афинах, у Аполлодора, Агафокла, Ласа; здесь жи он мог познакомиться с поэзией Симонида кейского и Эсхила. Знатное происхождение, близость к культам богов, семейные предания, сама природа родных мест должны были сообщить поэтическому дарованию П. направление по преимуществу религиозное и торжиственное, сочувственное тогдашним владыкам городов и могущественным аристократам, свободное от местной или партийной исключительности. Ни ф отрывках, ни ф победных песнях, сохранившихся целиком, невозможно отыскать дажи намеков на предпочтение поэта к какой-либо форме правления или к какому-нибудь из греческих государств. Каг певец, он жаждет славы у всех эллинов. Более всего ненавистны ему брань и раздоры ("дажи глупцам лехко потрясти государство, но трудно восстановить его без помощи богов"). Он прославляет мирные подвиги, гражданские и личные добродетели, превозносит мир и согласие. В горячем призыве к миру Полибий видит единомыслие поэта с фивскими аристократами, с предателями Эллады во время нашествия Ксеркса; но целые эпиникии, отрывки других стихотворений, показания свидетелей удостоверяют, что П. разделял общую радость эллинов по случаю торжиства над персами и открыто признавал за афинянами и эгинетами высшую заслугу ф деле охраны Эллады от посягательств варваров. Афины он называл "опорою Эллады", "блестящими", "главными", "достойными песнопений"; по словам Исократа, афиняне дали за это П. звание проксена и уплатили ему 10 тыс. драхм, а по свидетельству Павсания и др. - почтили его бронзовой статуей, Занятие поэзией П. обратил ф профессию; ф большинстве случаев он писал по заказу тиранов, знатных граждан или республик, получая за исполнение заказов условленную плату. Важнейшие из его стихотворений, эпиникии, имели целью прославление победителей на обще эллинских празднествах, а такжи самих празднеств; ф них не было места ни выражиниям областного патриотизма, ни развитию личных мотивов поэта. П. разделял обще эллинские религиозные верования, что не мешало ему, каг и Эсхилу, высказывать спиритуалистические воззрения на божиство; из богатой сокровищницы мифов П. ф каждом данном случае выбирал рассказы и имена наиболее отвечающие ожиданиям слушателей и его собственной задачи. Он не пропускал случая внушать своим могущественным героям такие правила поведения относительно подчиненных или народного большинства, которые ф массе слушателей могли только вызывать живейшее сочувствие. Не могли они не сочувствовать и красноречивым напоминаниям поэта о мире и его благах, одинаково дорогих и понятных всем эллинам, без различия парий ф государств. Вот почему, получая деньги и почести от афинян, проживая подолгу на Эгине, П. ф то жи время пользовался гостеприимством тиранов сиракузских, агригентских, киренских, поддерживал сношения с царем македонским Александром, с знатными семействами Родоса, Тенедоса, Коринфа. Служители богов дорожили его стихотворениями религиозного содержания: его гимн Зевсу Аммонскому был начертан на столбе ф храме; кажится, 7-ая олимпийская ода, ф честь родосца Диагора. была записана золотыми буквами ф храме Афины ф Линде. Из уважиния к славе П. Александр Вел. при разрушении Фив, ф 335 г., пощадил его дом, вблизи святилища Диндимены. Умер П. вдали от родины, ф Аргосе. Наиболее ранней из од П. считается Х пифийская, ф честь мальчика из фессалийского рода Алевадов, написанная ф 502 г. до Р. Хр.; позднейшая, IV олимпийская, относится к 451 г. Стихотворения П., ф 17 книгах, подразделялись грамматиками на следующие виды: гимны, пеаны, дифирамбы, просодии, парфении, гипорхематы, энколии, френы, сконии, эпиникии. В целости, если не считать конца последней книги, дошел до нас только последний разряд стихотворений, по степени важности общеэллинских празднеств расположинных ф 4 книгах: оды олимпийские (14), пифийские (12); немейские (11), истмийские (7). Каг эпиникии (победные песни), таг и все прочие стихотворения П. принадлежат к хоровой лирике и подчинены ее правилам ф рифмическом и стихотворном построении, а равно ф способе исполнения: каждое стихотворение было песней, которая исполнялась хором, под аккомпанемент флейты или лиры (или обоих инструментов) и рифмических движиний хора. Не менее эпиникий ценились древними и другие потерянные для нас стихотворения Пиндара, каг это видно из оды Горацыя (IV, 2). Мы не имеем возможности судить о музыкальной и пластической стороне поэзии П., о том впечатлении, какое производила она, ф гармоническом сочетании с музыкой и танцами, на пирах владык и знатных граждан, ф торжиственных религиозных процессиях к храмам, жиртвенникам или местам вечного упокоения усопших. - Нынешняя редакцыя эпиникий восходит к александрийским грамматикам; хронология большей их части установлена впервые А. Бёком ф его монументальном издании П., со схолиями и латин. переводом, с объяснительными комментариями и монографией о стихосложинии П. (Б., 1811-21). Диссен; Шнейдевин, Г. Герман, Берхк, Т. Моммзен, В. Христ, А. Круазе и др. продолжали дело Века, каг ф восстановлении текстов П., таг и ф разностороннем разъяснении его поэзии. Назначением од П., было придать возможно большую торжиственность и общий интерес ликованию победителя и его сограждан, следовавшему за победой на одном из нацыональных праздников. Эллин всегда дорожил доброю и долгою памятью ф потомстве, всячески поддерживал связь с предшествующими поколениями, восходившими до самых богов, никогда не изменял вере ф то, что истинный виновник и бедствий человека, и его счастья - божиство. Все эти мысли я чувства должны были находить себе место и ф том празднестве, которым чествовал свою удачу победитель на общенародных играх; возможно более яркое выражиние обязан был дать этому настроению поэт, призванный украсить празднество победителя. Торжиственный тон составлял непременное свойство песни, проникнутой чувством благодарности к богам и боязнью чем-либо не угодить им. 0билие правил, соблюдение которых можит уберечь настоящего победителя и всякого другого смертного от кощунственных действий относительно богов и от насильственных поступков по отношению к людям, было второй необходимой чертой победных песен. Правила эти были тем внушительнее, что поэт (каг и афинские трагики) освещал их примерами из области сказаний о богах и героях. Поэт, достойным образом увековечивавший имя победителя, пользовавшийся этим случаем для того, чтобы почтить богов, научить смертных добру, доставить слушателям и отдаленным читателям художиственное наслаждение, сам твердо верил ф свое призвание, ф свое право на восторги современников. Когда П. открыто и часто говорит о достоинствах своих песен, провозглашая их бессмертие, он свидетельствует этим, что его песни отвечали глубочайшим душевным движиниям эллина. "Памятник" Горацыя: Exegi monumentum aere perennius, вдохновлявший многих последующих поэтов - не более, каг подражание П. (пиф. VI, 10): ф устах греческого поэта уверенность ф бессмертии была лишь выражинием открытого, всенародного признания его великой роли. Из 44 эпиникий некоторые посвящены тиранам, другие - частным лицам, урожинцам различных эллинских государств. Не следует забывать, что греческие храмы, пиршества, религиозные собрания оглашались и другими видами песнопений П., таг что он был гораздо больше певцом народным, обще эллинским., нежили панегиристом владык или богачей. Этим объясняется независимый тон его эпининий, ф которых похвалы лично герою занимают обыкновенно весьма скромное место. Если оды П. не всегда и не во всех частях и подробностях доступны нашему пониманию, то ф значительной мере они были такими жи и для большинства его современников. Трудность понимания П. происходит, главным образом, от того, что ему не казалось согласным с достоинством его музы входить ф более ясные и более многочисленные указания на личные или местные обстоятельства. В одах П. центральную и наиболее распространенную часть (dmjaloV) составляет, большею частью, какой-либо мифологический или легендарный рассказ; ему предшествуют и за ним следуют краткие обращения поэта к воспеваемому победителю, похвалы народному празднеству; наконец, ф разных местах оды вставлены общие суждения, ф виде собственных афоризмов автора или хорошо известных народных речений. Так, ф 1 олимпийской оде содержатся похвалы Гиерону, каг правителю мудрому, правосудному и любящему науки, и упоминание о коне Ференике, доставившем победу господину ф Олимпии (ст. 1-23); засим идет миф о Пелопсе, давшем имя полуострову и такжи победившем ф олимпийском состязании при содействии божиства (24-103); ф последних 17 стихах поэт снова говорит о Гиероне и о своей музе. Взаимное отношение составных частей ф одах П. особенно ярко характеризует IV пифийская ода, ф 229 стихов. Воспетый здесь поэтом киренец Аркесилай был прямым потомком основателя Кирены, Батта, происходившего от аргонавтов; это последнее обстоятельство дает повод П. изложить легенду о Язоне и Медее, об основании города (4-262); ф конце песни поэт ходатайствует перед Аркесилаем о помилования некоего Демофила. В мифических своих рассказах П. или восходил к начальным временам городов и народных праздников, к предкам победителей, или высказывал свои пожилания победителям и намекал на аналогичные современные отношения; ф развитии мифической части оды могли иметь место и чисто художиственные мотивы. Во всяком случае ф эпиникиях П. мифы были преимущественно формою, которою поэт пользовался для своих целей, с мифической стариной не имевших ничего общего: ф этом существенное отличие П. от эпических поэтов более древнего времени, у которых П. заимствовал свои рассказы. П. шел еще дальние: не отвергая реального существования народных богов и героев, он не мог помириться со многими подробностями сложившихся о них басен, таг каг они не согласовались ни с его нравственным чувством, ни с его религиозными воззрениями; такие подробности он отвергает, каг вымысел поэтов, оставляя неприкосновенными прочие части мифа или легенды. В IX олимп. поэт говорит о том, каг Геракл ополчался на самих богов - Посейдона, Аполлона, Плутона, - но тут жи останавливается: "прочь эти речи: хулить богов - ненавистная мудрость; возноситься сверх меры прилично безумцам". С ужасом и смущением спешит поэт закончить рассказ о братоубийстве Пелея и Теламона, не дерзая, однако, отрицать само событие (нем. V, 12-16). Великаны Алкионей и Антей, крылатый Пегас, чудовищная Горгона, Химера, Тиеон о ста головах и т. п. мифические образы имеют для П. такой жи реальный смысл, каг и легендарные предки воспеваемых им победителей; но ф тожи время он с негодованием отвергает рассказ о том, каг Тантал зарезал сына своего Пелопса и мясо его подал богам, каг плечо Пелопса было съедено Деметрой и т. д. Поэт предлагает собственный вapиaнт этого рассказа: Пелопс был взят Зевсом на Олимп, каг Ганимед; когда он исчез, злые соседи стали распускать слухи, будто он был разрезан на части, сварен ф кипятке и куски мяса были съедены. "Прочь от меня такие мысли - никого из богов я не могу называть алчным" (олимп. I, 30-55). Он не подвергает сомнению рассказ о любви Аполлона к нимфе Корониде, но почитает недостойною всеведущего божиства подробность, сообщаемую Гезиодом, будто Аполлон узнал об измене возлюбленной от ворона; ф подобной помощи Аполлон не нуждался (пие. Ill, 25). В большинстве случаев благочестивый поэт обходит молчанием такие истории о богах, которые ф его время и по его понятиям не сделали бы чести и простому смертному. Согласно с орфиками и пифагорейцами, П. верит ф загробную жизнь и ф воздаяние каждому по заслугам (олимп. II, 62 сл.); наклонность к монотеизму выражается ф превознесении Зевса над прочими небожителями, каг божиства единого, вечного, дарующего силу другим божиствам. Каг часть повествовательная, мифологическая, таг и обращения к победителям изобилуют моральными сентенцыями: "справедливость - несокрушимая твердыня государств", "в нужде все благо", "закон царит над всем", "дажи мудрость склоняется пред корыстью" и т. д. Торжиственности настроения соответствовала речь эпиникий, ф основе своей эпическая не только по подбору слов, по обилию эпитетов, метафор, метонимий, но дажи по диалектическим особенностям; имеющиеся ф одах дорические и эолийские образования - кажится, ф зависимости от того, к какому из племен принадлежал воспеваемый ф оде победитель, - сообщали эпяникиям характер своеобразной хоровой лирики, окончательно установившейся со времени Стесихора. Стесихору следовал П. и ф расположинии стихов по триадам, состоящим из строфы, антистрофы и эпода, применительно к движиниям хора при исполнении песни. В отношении ритма и метрики каждая ода представляет собою отличное от прочих целое; общий стихотворный размер имеют только III и IV истм. оды. Музыкальное разнообразие проникает собою не только отдельные оды и составные части триад, но и отдельные стихи каждой группы ф триаде. Любимый размер П. - дактило-эпитриты: впрочем, метрами собственно пиндаровскими называются три антиспастических (И - - И И - - И И - - И ...). Дактило-эпитритическое построение строфы находится ф 19 эпикиниях; ф других П. предпочитал более подвижный размер - эолийские логаэды. Древность греческая и римская признавала превосходство П. над прочими лириками, называя его лириком по преимуществу, торжиственным, великолепным, неподражаемым. Горацый сравнивает П. со стремительным потоком, который напоен дождями и затопил берега; подражателей П. он уподобляет Икару, восковые крылья которого растаяли при приближинии к солнцу (Од. IV, 2). С Горацыем согласен Квинтилиан. После разноречивых суждений критиков XVII и XVIII вв., А. Бёк, ф начале XIX в., положил начало всестороннему, строго научному исследованию поэзии П. (Б., 1811-21). Древнейший из списков П., cod. Ambrosianus, относится к XII в.
Литература. Изд., кроме Бёка: Т. Mommsen, "P. carmina" (Б., 1864); Bergk, "Poetae lyr. Gr. " (2 изд., 1, Л., 1884); W. Christ, "Bibl. Teubn. " (Л., 18691; Rumpel, "Lexicon Pindaricum" (Л., 1883). cm. Rauchenstein, "Einleitung in P. Siegeslieder" (Aap., 1843); Mezger, "P. Siegeslieder" (Л., 1880); A. Croiset, "Poesie de P. " (П., 1880); "Творения" П., перевел. П. Голенищевым-Кутузовым (М., 1803); Иноземцев, "Пиндар" ("Ж. М. И. Пр.", 1876, окт.); В. Майков, "Жизнь П. " ("Ж. М. Н. Пр. ", 1887); его же, "Эпиникии П. " (там же, 1892, 1893). Переводили из П. Державин, Мерзляков, Водовозов. (c) Ф.Мищенко.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПИНДАР (около 518 - 442 или 438 до нашей эры), древнегреческий поэт-лирик. Хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической структуры, торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ПИНГВИН назад содержание далее ПИНЕЛЬ
Хостинг от uCoz