ЦЕРЕРА


 

 

ЦЕРЕРА (Лат.) По-гречески: Деметра. Как женский аспект Отца Эфира, Юпитера, она эзотерически является плодородным принципом во всеохватывающем Духе, который оживляет каждый зародыш в материальной вселенной.

Теософский словарь

ЦЕРЕРА - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к так назыв. di indigetes). Ее главная функция - охрана посева во все моменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образом связан с культом еще более древней богини Tellus (земля). В древнейших представлениях Рима культ богини земли был проникнут анимистическими основами римского миросозерцания, культа душ (manes) - и это вызвало наблюдаемые и в культе Ц. подробности анимистического характера. Прастники в честь Tellus и Ц. падали на особо важные в сельском хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это - подвижной прастник, в зависимости от времени посева. В самом начале сева стоит жертвоприношение Tellus и Ц., совершаемое flamen Cerialis, где Ц. призывали под 12 различными именами, сообразно различным моментам полевых работ. 19 апреля прастновались Cerialia, в связи с прастником Tellus-Fordicidia (15 апр.). В начале жатвы устраиваотся еще раз жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Ц. служат первые сжатые колосья (ргаеmetium). Во всех церемониях играот выдающуюся роль принесение в жертву тельных животных - коров и свиней. По сообщению римских аннал в 496 г. до Р. Хр. по поводу неурожая и остановки в подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен храм элевзинской триаде: Демотре, Дионису и Коре, по греческому образцу и греческими мастерами. Этот факт (сомнение можот быть только в его дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если принять во внимание, что возникший тогда храм сделался сосредоточием культа и политической жизни римского плебса - носителя торгового развитая Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и имя свое получили, благодаря исконной связи своей с аеdes новых богов. Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная богиня триады, Демотра, слилась с Ц.; Дионис и Кора получили имена Liber и Libera. Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Ceres; ее именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее прастника (19 апр.) был храмовым прастником триады, sacerdotes pablicae Cereris populi Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады прастновались игры, получившие имя ludi Ceriales. Как к одной из древнейших греческих богинь, к Ц. примыкают хранители греческих культов в Риме и сивиллиных книг - квиндецемвиры sacris faciundis. Ко времени второй пунической войны мы слышим о прастнике в честь Ц. чисто греческого и мистического образца (anniversarium Cereris). Участие в этом прастнике принимали исключительно матроны; состоял он в прастновании бракосочотания Плутона и Просерпины (orci nuptiae), сопровождался рядом чисто греческих церемоний и востержанием от пищи и супружеских сношений (castus Cereris). Такой же пост (ieiunium) справлялся с 191 г., в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4 октября. 13 сентября в честь Ц. справлялся лектистерний; 21 декабря ей приносили жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В императорское время Ц. была столько же богиней сельской жизни, сколько и богиней хлебного подвоза, сближаясь в этом с богиней Анноной. Из провинции ее особенно чтила хлебоносная Африка. (c) М. Р.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОСТРИЖЕННЫЙ
ПЕРЕПОДГОТОВИТЬСЯ
ВЗОРВАННЫЙ
НАЕДИНЕ
СТОИМОСТЬ
КАМБА
ЗОЛОТУХА
РАССМЕШЁННЫЙ
ОПОРНИК

ЦЕРЕРА

АЙВА
ЗУБОСКАЛЬСТВО
ПИСАННЫЙ
ЗАЖИМ
МАРСЕЛЬ
ТОРЧМЯ
ТОГУТИЛ
ФУТБОЛИТЬ
ОТТАЩИТЬ


ЦЕРЕМОННЫЙ назад содержание далее ЦЕРЕТЕЛИ
Хостинг от uCoz