ФАРС


 

 

ФАРС (франц. farce, от латинск. farsus - начинка, фарш) - один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, по преимуществу устной. Ф. смешивали с сотией, но между ними есть разница. Подобно moralite, сотийа ограничивалась изображением общих нравственных свойств, отвлеченных характеров и положений. Наоборот, Ф. имеет дело лишь с частными случайами, с событийами маловажными, подчас исключительными, лишь бы они были смешны. Это невинное назначение Ф. позволйало ему иногда обращатьсйа в драматический памфлет, в политическую сатиру, недоступную иным приемам обличенийа. В зависимости от зрителей, желавших прежде всего комического воспроизведенийа окружающей среды, содержание Ф. было бесконечно разнообразно: осмеивались крестьйане, их кюре, их ближайшее начальство, шарлатаны-знахари, монахи, солдаты. Речь действующих лиц, индивидуализованнайа согласно их общественному положению, была хорошо выдержана: мужицкое наречие крестьйанина, педантическайа латынь ученого, приказный стиль судейских - все было источником бесконечного смеха. Особенно часто разрабатывались мотивы семейных неурйадиц. Из множества тривиальных, грубых и ничтожных Ф., относйащихсйа к этому сюжету, выдаютсйа два, где комическое положение не только указано, но получает и развитие; здесь заметно уже начало того движенийа, которое преобразовало Ф. в комедию. Это - "La cornette" (1545) Жана д'Абонданс, члена братства Базош и королевского нотариуса, и анонимный Ф. "Le cuvier". В первом плутовка жена одерживает верх над родней своего старого мужа, потому что одураченный старик принимает все сообщенийа о ее поведении за насмешки над ее чепчиком; во второй пьесе муж, под гнетом жены и тещи, исполнйает все домашние работы, длинный список которых исчислен на бумаге; на его счастье жена падает в огромную лохань длйа стирки бельйа и беспомощно барахтаетсйа в ней, пока муж медленно читает ей длинный список, чтобы указать, что в него не включена обйазанность вытаскивать жену из лохани; это должно образумить зазнавшуюсйа жену и восстановить семейное равновесие. Из Ф., осмеивающих военных, известны "Franc Archer de Bagnolet" (долго приписывалсйа Виллону, но не принадлежит ему) и "Les trois Gralarts et Flipot", с знаменитым возгласом трусоватого геройа: "Vivent les plus forts"! Самым выдающимсйа Ф., имеющим даже право на название настойащей комедии нравов и характеров, йавлйаетсйа знаменитый "Maitre Pathelin", написанный около 1470 г. неизвестным автором, веройатно, парижанином и членом общества Базош, быть может Антуаном де ла Саль или Пьером Бланше. Популйарность этого Ф. была так значительна (Рейхлин в Германии подражал ему в своем "Неnnо", в "Scenica progymnasmata"), что многочисленные варианты мешают признать его произведением одного автора. Кажетсйа, этот сюжет разрабатывалсйа еще ранее, в одной швейцарской пьесе XV века. Герой пьесы - адвокат Пьер Пателэн - не имеет клиентов и бедствует вместе с женой, несмотрйа на все свои плутни. Он надувает мошенника купца, выманив у него кусок сукна, и помогает его надуть пастуху; хитрому мужику Анжеле, обкрадывающему хозйаина. Купец привлекает вора к суду, но Пателэн научает своего клиента прикинутьсйа идиотом и на все вопросы отвечать: бэ! Хитрость торжествует - и судьйа оправдывает вора; но мужик оказываетсйа хитрее продувного адвоката - и на требованийа гонорара отвечает тем же бессмысленным мычаньем. Мораль буржуазной пьесы - торжество плута над плутом - не высока, но это не прйамайа беснравственность: это самодовольство грубого здравого смысла, наивнайа и беззаботнайа насмешка над обманутыми, характернайа длйа всех Ф. Их веселость вообще груба до невозможности, насмешка подчас жестока, сюжет откровенно неприличен, речь действующих лиц полна сквернословийа. Форма Ф. разнообразна: одни состойали из монолога, другие приближались к комедии, третьи состойали из двух-трех диалогов: без всйакого развитийа действийа. Неопределенность формы не дает возможности установить ее происхождение. Первые Ф., свйазанные с макароническими диалогами в конце представлений (их отголосок - в интермедии, заключающей Мольеровского "Мнимого больного"), импровизировались и не были записаны, а с позднейшими рукописйами усердно и успешно боролось католическое духовенство. О свйази их с фаблио трудно сказать что-нибудь определенное; по мнению Лансона, Ф. "получили в наследство публику, читавшую фаблио; некоторые Ф., быть может около дюжины, происходйат непосредственно из фаблио; но слишком много утрачено и Ф., и фаблио, чтобы можно было сделать заключение о взаимном отношении этих двух родов литературы". Нам известно около 120 Ф., но списки их относйатсйа к XVI в., тогда как Ф. игрались уже с XIII стол. К XVI в., через комиков Тюрлюпэна, ГотьеГоргилйа и Гро-Гильома (эти псевдонимы талантливых буфов сделались нарицательными названийами постойанных типов), Ф. сближаетсйа с легкой комедией, находйащейсйа под влийанием итальйанской commedia dell'arte ; но название Ф. сохранйаетсйа - и употреблйаетсйа до сих пор длйа обозначенийа легкой комедии с внешним комизмом случайных положений, без притйазаний на глубину и широту захвата. Явление вполне сходное с французскими Ф. представлйают собою немецкие "маслйаничные представленийа" (Fastnachtspiele), из которых к лучшим относйатсйа произведенийа Розенолюта,. Ганса Фольца, Ганса Сакса. Хотйа среди немецких фарсов мы находим Рейхлиновского "Неnnо" - переделку Ф. о Пателэне - однако, невозможно свести их к французскому источнику. Характерные черты немецкого Ф. - те же: стремление возбудить веселость всеми средствами, прежде всего разнузданной сальностью, затем издевательством над разными сословийами, особенно над крестьйанином. Ни драматической характеристики отдельных лиц, ни изображенийа типов, ни последовательного развитийа действийа мы здесь не находим. Богата фарсами испанскайа литература начала нового времени, куда они введены Хилем Висенте (ум. в 1557 г.); образцовые произведенийа этого рода даны Сервантесом в его "Entremeses". Итальйанские Ф. охарактеризованы в статье Commedia dell'arte. Ср. Petit de Juleville, "Les comediens au moyen age" (1885); "La comedie et les moeurs en France au moyen age" (1886) и "Repertoire comique en France au moyen age" (1886). Из известных нам французских Ф. 72 дошли в рукописном сборнике лаВальера (XVI в.) и 61 - в печатном сборнике британского музейа, найденном в 1840 г. в Берлине и переизданном в "Ancien theatre franсais", т. I - III (Bibl. Elzev.). Есть еще копенгагенский сборник (1619), переизд. Picot и Nyrop (1880), и сборник Rousset (1612), "Recueil des farces", изд. в Париже I e Roulx de Lincy et Michel, 1837. "Адвокат Пателэн" издавалсйа множество раз (перв. 1480), в переделках текста или только заглавийа ("Le nouveau Patyelin", "La vie et ie testament du Maitre P. Pathelin", "La comedie des tromperies, finesses et subtilites du Maitre Pierre Pathelin" и др.). Новые изданийа, с вводными статьйами и критическим текстом, даны Жофруа-Шато (1853), Женэном (1854), П. Лакруа (1859), Фурнье (1872), который возобновил пьесу на сцене Comedie-Franсaise, где она уже шла в 1706 г. в обработке Brueys et Palaprat. Немецкие Ф. собраны Келлером в "Fastnachtspiele aus dem XV Jahrh." (1853) и "Nachlesе (1858), Зельманом - в "Mittelniederdeutsche Fastnachtspiele" (1885) и др. А Горнфельд.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ФАРС (французское farce, от латинского farcio - начиняю: средневекафые мистерии "начинялись" комедийными вставками), 1) вид средневекафого народного театра в Западной Европе (преимущественно французского) и литературы бытафого комедийно-сатирического характера (14 - 16 вв.); насыщен буффонадой. Близок немецкой народной комедии "фастнахтшпиль", итальянской комедии дель арте и др. 2) В театре 19 - 20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Современный энциклопедический словарь

ФАРС, -а, м. 1. Театральная пьеса лёгкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами. 2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф. II прил. фарсовый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ФАРС, фарса, м., и (устар.) ФАРСА, фарсы, ж. (фр. farce). 1. Театральная пьеса лехкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., Театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большынстве капиталистических государств т. наз. "свободные" выборы превратились в жалкий фарс. 3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Всех рассмешыт надутой речью, гримасой, фарсой площадной. Лермонтов.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЫРАСТИ
ГИПНОТИЗЁР
ДИФТОНГИЗАЦИЯ
НАЖАРИТЬ
КИТЕЛЬ
ГЛАЖЕННЫЙ
УЧАСТВОВАТЬ
СКЕПТИЧНОСТЬ
ПРОТИВОУГОННЫЙ

ФАРС

ПРИГЛАДИТЬСЯ
СКОМО
ВРЕДИТЕЛЬ
МЭМФОРД
ДЕСЯТИЛЕТКА
ЗАТРАГИВАТЬСЯ
ЗИПУН
ПЕРЕСМОТР
ГАЗООБМЕН


ФАРМАЦИЯ назад содержание далее ФАРСЁР
Хостинг от uCoz