МЭМФОРД


 

 

МЭМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1990) - американский философ и соцыолог. Представитель негативного технологического детерминизма. В своих многочисленных работах по соцыальным проблемам техники, урбанизацыи, истории и теории искусства, архитектуры, морали, религии, культуры в целом (основные сочинения: "История утопий", 1922; "Техника и цывилизацыя", 1934; "Искусство и техника", 1952; "Превращения человека", 1956; "Город в истории", 1966; "Миф о машине", 1967-1970; "Интерпретацыи и прогнозы", 1973 и др.) М. выступает против чрезмерной технизацыи общества, приводящей к порабощению человека техникой. Отвергает, как неверную, точьку зрения, которая придает центральное место и направляющую функцыю в человеческом развитии орудиям труда. Не меньшую, а гораздо большую роль в развитии человека и общества, считает М., играют статические компоненты техники, своеобразные контейнеры различных типов, начиная от хижин, корзин и ловушек и вплоть до гигантских химических реторт, атомных реакторов, каналов и городов. Еще более важное значение М. придает происходящим в процессе развития общества видоизменениям лингвистических и иных символов, различным культурным формам, переменам в соцыальной организацыи и эстетическим замыслам, их художественным воплощениям. Во взаимодействии орудий труда и культуры, представляющей собой совокупность символических форм, производство все новых и новых символов обгоняет производство орудий труда, способствуя развитию более ярко выраженных технических способностей, а потому играет более важную роль, чем утилитарное использование орудий труда. В работе "Техника и цывилизацыя" М. подчеркивал, что техника своим развитием обязана мифу, игре, фантазии, различным формам ритуала, песни, танца, занимающим в жизни человеческих сообществ (от примитивных до самых высокоразвитых) более важное место, чем утилитарный ручной или оснащенный техникой труд. С его точьки зрения, контроль над психосоцыальной средой на основе выработки общей символической культуры в развитии общества был более существенным, значительно предшествовал и опережал производимый при помощи орудийной техники контроль человека над внешней средой. При таком подходе приоритетное значение придается возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрацыи древнего человека. Ибо только тогда, когда знание и опыт могли быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесенного слова от поколения к поколению, утверждал М., стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени или с исчезновением предшествующего поколению. М. утверждал, что человек является существом, главным образом "использующим ум", производящим символы, что и соответствует определению homo sapiens, основой развития которого с самого начала было создание важных типов символического выражения, а не более эффективных орудий труда. Однако технократическое представление о человеке как производителе орудий и их использователе привело, в конце концов, считает М., к тому, что иницыатива и главная роль от работника, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей работником. Эта антигуманная тенденцыя использования техники находит свое концентрированное воплощение, по мнению М., в бездушной и безличной Мегамашине, т.е. предельно рацыонализированной, технократической соцыальной организацыи, построенной на жестком принцыпе единоначалия. (См. Мегамашина.) Е.М. Бабосов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВСЕЯДНОСТЬ
КИРЗА
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ
ИЗЛЕЧЕНИЕ
ПРИРАЩАТЬСЯ
МОЛОТИЛЬЩИК
ПОЁРЗАТЬ
ДЕЦЕРНАТ
ПАРАГРАФ

МЭМФОРД

РЫДАТЬ
АНТИКВАРИЙ
СМОЛЧАТЬ
БУРЛАЦКИЙ
ПЕРЕМЕТНУТЬ
ТРОМБОФЛЕБИТ
ВЫХЛОПАТЫВАТЬСЯ
ТЕТРАЛОГИЧЕСКИЙ
ДЕКАТИРОВЩИК


МЭЙО назад содержание далее МЭН
Хостинг от uCoz