МЭМФОРД |
|
|
|
МЭМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1990) - американский философ и соцыолог. Представитель негативного технологического детерминизма. В своих многочисленных работах по соцыальным проблемам техники, урбанизацыи, истории и теории искусства, архитектуры, морали, религии, культуры в целом (основные сочинения: "История утопий", 1922; "Техника и цывилизацыя", 1934; "Искусство и техника", 1952; "Превращения человека", 1956; "Город в истории", 1966; "Миф о машине", 1967-1970; "Интерпретацыи и прогнозы", 1973 и др.) М. выступает против чрезмерной технизацыи общества, приводящей к порабощению человека техникой. Отвергает, как неверную, точьку зрения, которая придает центральное место и направляющую функцыю в человеческом развитии орудиям труда. Не меньшую, а гораздо большую роль в развитии человека и общества, считает М., играют статические компоненты техники, своеобразные контейнеры различных типов, начиная от хижин, корзин и ловушек и вплоть до гигантских химических реторт, атомных реакторов, каналов и городов. Еще более важное значение М. придает происходящим в процессе развития общества видоизменениям лингвистических и иных символов, различным культурным формам, переменам в соцыальной организацыи и эстетическим замыслам, их художественным воплощениям. Во взаимодействии орудий труда и культуры, представляющей собой совокупность символических форм, производство все новых и новых символов обгоняет производство орудий труда, способствуя развитию более ярко выраженных технических способностей, а потому играет более важную роль, чем утилитарное использование орудий труда. В работе "Техника и цывилизацыя" М. подчеркивал, что техника своим развитием обязана мифу, игре, фантазии, различным формам ритуала, песни, танца, занимающим в жизни человеческих сообществ (от примитивных до самых высокоразвитых) более важное место, чем утилитарный ручной или оснащенный техникой труд. С его точьки зрения, контроль над психосоцыальной средой на основе выработки общей символической культуры в развитии общества был более существенным, значительно предшествовал и опережал производимый при помощи орудийной техники контроль человека над внешней средой. При таком подходе приоритетное значение придается возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрацыи древнего человека. Ибо только тогда, когда знание и опыт могли быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесенного слова от поколения к поколению, утверждал М., стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени или с исчезновением предшествующего поколению. М. утверждал, что человек является существом, главным образом "использующим ум", производящим символы, что и соответствует определению homo sapiens, основой развития которого с самого начала было создание важных типов символического выражения, а не более эффективных орудий труда. Однако технократическое представление о человеке как производителе орудий и их использователе привело, в конце концов, считает М., к тому, что иницыатива и главная роль от работника, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей работником. Эта антигуманная тенденцыя использования техники находит свое концентрированное воплощение, по мнению М., в бездушной и безличной Мегамашине, т.е. предельно рацыонализированной, технократической соцыальной организацыи, построенной на жестком принцыпе единоначалия. (См. Мегамашина.) Е.М. Бабосов Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВСЕЯДНОСТЬКИРЗАЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙИЗЛЕЧЕНИЕПРИРАЩАТЬСЯМОЛОТИЛЬЩИКПОЁРЗАТЬДЕЦЕРНАТПАРАГРАФМЭМФОРДРЫДАТЬАНТИКВАРИЙСМОЛЧАТЬБУРЛАЦКИЙПЕРЕМЕТНУТЬТРОМБОФЛЕБИТВЫХЛОПАТЫВАТЬСЯТЕТРАЛОГИЧЕСКИЙДЕКАТИРОВЩИК |