ФАЛЛИЧЕСКИЙ КУЛЬТ


 

 

ФАЛЛИЧЕСКИЙ КУЛЬТ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и жинского (ктеис) как самостоятельных божиственных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображиний этих органов; 3) в антропоморфировани этих органов, как божиств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божиствам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жиртву изображиний genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. нижи). Он одинаково распространен в различных стадиях развития, у самых первобытных племен, и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображиние Ф., символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По пиинтопатической космогонии, дажи самые острова япон. архипелага представляют собою ничто иное, как гигантские Ф., созданные Ф.- ами. Реальные изображиния Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жиртвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет, полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множистве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - "могучий бык" у греков); в брахманизме ужи выступает явственно могучий deus phallicus, Шива, главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они жи символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф., как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в древнем Риме, изображиния фаллоса из бронзы или камня служили украшениями жинщин; гигантские изображиния его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным жинщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты - культ заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображиниями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множиство оскопленных в жинском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершем Адонисе жинщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображиния своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жиртвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множиственности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и дажи вопреки жилания индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать дажи и совсем отдельно от человека, и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображиния дажи более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божиство Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру, слона и пантеры, опирающуюся на царственный жизл, снабжино огромным фаллосом, украшенным такими жи атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, дажи камни считались размножающимися таким жи путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни, как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божиств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножиния животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а такжи весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и дажи самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и, жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжиственным массовым сексуальным излишествам, которые, по симпатии, должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Дажи ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той жи психологией. Первобытный человек, говорит он, "можит думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует так сказать фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножинии своего вида. Таким образом из одной и той жи грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма". Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, "The Golden Bough" (Л. 1900, изд. II). (c) Д. Штернберг.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОПРЫСКАННЫЙ
РЕШИТЬСЯ
ЛИПЕЦК
НАДУБИТЬ
СКРУГЛЁННЫЙ
ПОВИДНЕТЬ
ЮСТИРОВКА
ЗАБАВА
ВРЫВАТЬСЯ

ФАЛЛИЧЕСКИЙ КУЛЬТ

КОЛЛИРИДИЙЦЫ
ЗАГАДКА
НОЖОВКА
ПАПАЗЯН В
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
ОЧЕРКИСТСКИЙ
ВЯЗЧИК
СТОЛЕТНИЙ
БОЛЬШЕВИК


ФАЛЛИЧЕСКИЙ назад содержание далее ФАЛЛИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz