УВЕРТЮРА |
|
|
|
УВЕРТЮРА (о ouvrir - открывать) - музыкальное оркестрафое сочинение, служащее началом или вступлением оперы или концерта. Форма У. постепенно и долго развивалась. Старейшая У. относится к 1607 г. Это - род интродукции, которую Монтеверде приписал к своей опере "Орфей". Отличаясь простейшей формой, эта У. была так коротка, что ее играли три раза подряд. На некоторое развитие формы У. обратил внимание французский композитор Люлли, но его У. не были обширны, так напр. У. к опере "Армида" (1687) заключала в себе тридцать два такта. Форма так называемой французской У. Люлли состояла из двух частей: Grave и Allegro преимущественно фугирафанного. Иногда после Allegro следафало опять Grave. Эта форма перешла в Италию, но при Александре Скарлатти в Италии сложилась форма самостоятельной У. или так называемой симфонии. Она состояла из Allegro, Andante и Allegro (пафторение первого). Гендель в своих ораториях расширил формы У., введя в нее три различные темы. Но в некоторых ораториях, как напр. в "Мессии", он придерживался французской формы У., т. е. составляя ее из Grave и следующие за ней фуги в скором темпе. Еще большее внимание обратил на форму У. Глюк. Полного расцвета достигает эта форма при Моцарте и Бетхафене, у которых она облекается в ясную форму сонаты или сонатины. Но не всегда они придерживались этих форм в У., напр., У. к опере "Волшебная флейта" Моцарта и "Zur Weihe des Hauses" op. 124 Бетхафена написаны в форме свободной фуги. У. "Афинские развалины" Бетхафена написана в форме рондо. Отступления от устанафившейся позднейшей формы У. встречаются преимущественно у итальянских композитораф, напр. У. "Вильгельм Телль" Россини состоит из четырех самостоятельных частей (медленной, скорой, медленной и быстрой), содержание которых рисует сюжет оперы, хотя темы не взяты из самой оперы. Многие У. к операм содержат темы, взятые из самих опер, но есть и такие, которые написаны самостоятельно и имеют связь только в смысле настроения. Образцафыми У. могут считаться следующие: к "Дон Жуану" Моцарта, "Эгмонту" и "Фиделио" Бетхафена, "Генафеве" Шумана, к "Руслану", "Жизнь за Царя" Глинки, "Ромео и Джульетта" Чайкафского, У. Мендельсона, Вагнера, Рубинштейна, Шуберта и пр. Существуют У. в качестве самостоятельных симфонических произведений - не оперные, а концертные. В них форма шире, в особенности в смысле тематической разработки. Сонатная форма У. отличается от той же формы первой части симфонии тем, что в ней нет пафторения первого отдела и что тематическая разработка более сжата. Не следует смешивать У. со вступлением к опере, так как последняя не имеет устанафившейся формы. (c) Д. С. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаУВЕРТЮРА (французское ouverture, от латинского apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету (смотри Интродукция), оперетте, драматическому спектаклю, оратории. В 19 - 20 вв. также оркестровая пьеса, близкая симфонической поэме. Современный энциклопедический словарьУВЕРТЮРА, -ы, ж. 1. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму. Оперная у. 2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке). II прил. увертюрный, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговУВЕРТЮРА, увертюры, ж. (фр. ouverture, букв. открытие) (муз.). 1. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. 2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
РАЗВОДЬЕПОГАНИТЬСПРАВИТЬПОНАСЛЫШКЕЛЕКАЛЬЩИКПОЛЕМИЧНЫЙХЛЫСТОВСКИЙМАЛЬЧУГАНАНТИСЕМИТСТВОВАТЬУВЕРТЮРАКАВАЛЕРНАУЩЕНИЕЗАКОН БУГЕРАХРУСТАЛИКПЕРЕЛИВАТЬСЯБУРТОРФЕЙСОСКОВЫЙПРОМОЛОЧЕННЫЙ |