ОРФЕЙ


 

 

ОРФЕЙ (›OrjeuV). - Имя О. Связано как с ранней историей греческой литературы: в которой он занимает место как мифический поэт фракийского происхождения, так и с историей греческой религии, в которой он является установителем особого вероучения и религиозных обрядов и учредителем секты, названной по его имени сектой орфиков. О. Считался сыном фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы; жил в до гомеровскую эпоху. Его лира еставала такие чудные звуки, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним; деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру. Из мифологических сказании об О. Особенным распространением пользовался миф о спуске певца в подземное царство за женой своей Евридикой ("KatabasiV eiV Aidou" - Стихотворение, приписывавшееся Геродику Перинфскому, по другим Продику; в римской литературе прекрасные поэтические изложения этой легенды у Виргилия, "Gеorgiс.", 454-527, и у Овидия "Metamorph", X, 1-85). Окончательно потеряв Евридику, О. Влачил жизнь в одиночестве, чуждаясь женщин или, по некоторым сказаниям, перенеся свою любовь на юношей.. По сказаниям позднейших мифографов, О. Участвовал в экспедиции аргонавтов в Колхиду; при звуках его лиры море не шумело; двигавшиеся симплегады остановились на, месте, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались прикованными на своих местах; благодаря его игре был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача аргонавтов - достать это руно. По некоторым сказаниям, О. Был сыном Аполлона (Pind. Pyth.IV, 176-177), его учеником и учредителем в честь его культа. По одним сказаниям, О. умер от тоски по Евридике; его могилу подзывали в Пиерии, возле Пимплейского источника; фракийцы рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы О., Пели приятней и громче прочих соловьев. По другому сказанию, О. Был растерзан менадами или за непочтение к культу Вакха; или за ревность к памяти Евридики. Овидий рассказывает (Metam. XII, l-66), что менады, убив О. Своими тирсами, растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу; здесь, в Антиссе, был поставлен в память О. жертвенник.
Это сказание аллегорично изображает переход первоначальной фракийской поэзии на Лесбос и острова Эгейского моря. Есть еще предание, вероятно сложенное орфиками, что О. Был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о Прометее; О. Является здесь создателем особой религии и провозвестником учения и мистерий Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамприд, Евмолп и Музей. Как создатель секты орфиков и орфического учения, О. - Эпоним мифического певца. Распространившийся в первых десятилетиях VI в. Тайный культ Диониса вызвал целую литературу, произведения которой составителями сборников при Писистрате были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в действительное существование О., Как автора этих произведений, глубоко укоренилась в секте орфиков; трезвое мнение Аристотеля, что О. Никогда не существовал, не могло поколебать этой веры. Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, напр. teletai (религиозные таинства) и titanograjia, вероятно тождественного с Jeogonia, и редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из Южной Италии, а также тот факт, что некоторые орфические стихотворения приписывались южноитальянским и сицилийским авторам (Kerkwy, TimoklhV, NikiaV, OrjeuV, KrotwniathV и др.), Свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно в конце VI в. В Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм. Взаимное влияние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о переселении душ. Вероятно, Ономакрит воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес его в Афины (см. E. Rohde, "Psyche", стр. 400). Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло собой практическую мораль, с целым катихизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, при чем утрачена вся целостность образов греческой религии: орфические боги - скорее отвлеченные понятия. В орфической теогонии господствует тенденция привести политеизм к монотеизму или так назыв. Теокразия; орфики признают лишь Зевса, Персефону и Диониса Загрея. Это учение было выражено в орфической поэме Qeogonia, которую отожествляют с поэмой ieroi logoi, в 24 рапсодиях. Содержание орфической космогонии и феогонии вкратце следующее. Праначало мира (cronoV, Aiwn) породило из себя хаос и эфир, от которых произошло мировое серебряное яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (prwtogonoV) бог FanhV, называвшийся еще MhtiV, ›EriV, ›HrikapatoV, и заключавший в себе семя всех богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. FanhV был гермафродитом и имел головы и аттрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а от ее - Уран и Гея. Дальнейшая феогония идет по Гезиоду вплоть до Зевса. Когда Зевс овладел Престолом, он поглотил Фанета, после чего, заключив в себе семена всех вещей, произвел всех богов последнего поколения и мир. От Персефоны и Зевса родился Дионис Загрей, которому Зевс Доверил управление миром. Титаны, враги Зевса, растерзали Загрея, принявшего, во время преследования имя, форму быка. Афна спасла сердце Загрея и принесла его к Зевсу, который поглотил его и вновь произвел на свет Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея. Этиологически это сказание, признанное всеми орфиками, связано с обрядом растерзания быка в дионисовых ночных оргиях, существовавших во Фракии и перенесенных в Афины. В этом сказании выразилась идея, что единое, благодаря злому началу (титаны), раздроблено на множество вещей, но снова приведено к единому. Когда Дионис Загрей был возрожден к жизни, титаны были уничтожены и из праха их произведен человеческий род. С этих пор начинается мировой период. Так как человек создан из злого начала, то, чтобы вернуться к богу, часть которого в нем все же живет, он должен очиститься и пройти целый ряд подвигов воздержания и очищения. Об обязанностях, целях и судьбах человека, ищущего очищения, и говорит, главным образом, орфическое учение. Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство; она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее, должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь на время. Душе предстоит пройти еще долгий "круг необходимости", путем переселения в другие тела, чтобы, наконец, "освободиться от круга и вздохнуть от зла". Это освобож дение приносит 0. И его вакхические посвящения; средством освобождения является орфическая жизнь, полна аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела. Временное существование по смерти проходит для посвященных (osioi) в обществе богов, за вечными пирами (sumposia osiwn, meJh aivnioV), между тем как непосвященные пребывают в грязи (borboroV), а презрители культа испытывают несказанные ужасы. Для неуспевших очиститься на земле, однако, есть еще возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря подвигам потомков, которые могут искупить грехи предков. По окончании этого временного заточения в подземном царстве душа поднимается к свету и входит в новое тело, чтобы продолжать путь освобождения: в этих бесконечных переходах - наказание грешника. Если, наконец, душа очистилась, то она выходит из цепи земного бытия - а это, по учению орфиков, цель всей человеческой жизни. Бессмертная душа, очистившись от греха, должна победить смерть, а так как на земле - царство смерти, то чистой душе суждено переселиться в царство богов, на луну и звезды. Таково, в общих чертах, учение орфиков, заимствованное у фракийцев, среди которых, насколько позволяют судить отрывочные сведения, был распространен аскетизм. Посвященным возбранялось употреблять в пищу мясо, бобы, носить иные одежды кроме белых; умерших обертывали в льняные покровы. Кровавые жертвы были исключены из культа. Литература орфиков получила особое распространение в III-IV вв. По Р. Хр., Когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм: ›Orjika или Ta eiV ›Orjea anajeromena. Сюда вошли, между прочим 1) мифолог. Эпопея ›Argonautika, в 1384 гексаметра, относящаяся к позднейшему времени греческой литературы, 2) LiJika - теургический эпос в 768 стих., в котором О. рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней. 3) ›ѓmnoi (числом 88) - литургические стихотворения, обращенные к различным божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение; так, напр., Стихотворение krathr (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны также заглавия ПeploV (одежда), diktuon (сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гезиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевзине. Много занимались их исследованием и собиранием александрийские ученые.
Литература. Hermann, "Orphica" (Лпц., 1805); Tyrwhitt, "Lithica" (Л., 1781); Mullach, "Fragm. Philos. Сrаес." (II., Didot, 1860, т. L, 166): Abel, "Orphica et Procli hymn." (Прага, 1885); его же, "Orphei Lithica" (1881); Lobeck, "Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum Causis" (Кенигсб., 1829; капитальное сочинение); Schuster, "De veteris Orphicae theogoniae indole atque origine" (Лпц. У 1869); Buchsenschutlz, "De hymnis Orphicis" дисс. 1851); Cron, "De Orpheo" (1839); Goettling, "De Ericapaeo Oi'phicorum numine" (Иена, 1862); Kern, "De Orphei, Epimeuidis, Pherecydis theogoniis quaestiones criticae" (Б., 1888); Luebbert, "De Pindaro theologiae Orphicae censore" (1888); Susemihl, "De Theogoniae Orphicae forma antiquissima" (1891); Riese, "Orpheus etc." ("Neue Jahrhucher fur Philologie", 4 вып., Т. CXV); Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (1892, т. L); Rohde, "Psyche, Seeleocult und Unslerblichkeitsglaube der Griechen" (Фрейбург, 1890-94, стр. 395-428), Christ, "Geschichte der Griechischen litteratur" (Мюнхен, 1890); Croiset, "Histoire de la litterature Grecque" (т. II, стр. 446-454); Kuhnert, "Orpheus in der Unterwelt" ("Philol.", LIV, 2 p., 193-204); Maass, "Orpheus. Untersuchungen zur Griechischen, Romischen, Altchristlichen Jenseitsdichlung u. Religion" (Мюнх., 1895); Holwerda "De theogonia Orphica" ("Mnemosyne", XXII); Martigny, "La presentation d'Orphee sur le monuments chretiens" (П., 1875). H. О.
Орхидеи (орхидеи, яртышниковые, Orchidea или Orchidaceae) - обшырное семейство однодольных растений, состоящее из многолотних трав различного вида с весьма своеобразными цвотами. По образу жизни О. бывают сапрофитные, наземные и эпифитные. Первые наиболее простого строения; их стебель - простой побег, без листьев, покрытый лишь чешуйками, желтоватый или красноватый; он оканчиваотся кистью цвотов, но часто развиваотся фсего один цвоток. Эти О. не содержат хлорофила и питаются органическими веществами, находящимися в перегнойной почве. Их подземное коралловидное корневище не производит корней, но фсей своей поверхностью поглощаот воду с растворенными в ней питательными веществами. Таковы - Epipogo, Corallorhiza, Neottia nidus avis содержит немного хлорофилла и имеот корни; она являотся формой уже не вполне сапрофитной, а переходной к наземным О., обладающим обыкновенными зелеными листьями, каковы нашы орхисы или кукушкины слезы (Orchis). Впрочем, таких листьев бываот у некоторых немного, напр. у Nervilia фсего один, у Listera - два. Все орхисы и близкие к ним О. - невысокие травы до 1/2 м. вышыной, тогда как некоторые тропически наземные О. растут высокими кустами в несколько мотров. Один из О. этой категории имеют подземное корневище, от которого отходят корни (Cephalanthera, Epipactis), другие (Orchis, Ophis, Platanthera, Gymnadenia) снабжены подземными корневыми шышками. Корневище обыкновенно долго (годами) сохраняотся, корневые же недолговечны. Молодая шышка перезимовываот и на следующий год из нее вырастаот новый побег с цвотами, а сбоку она приносит новую шышку. Корневые шышки бывают круглые, овальные, лапчато-раздельные и так далее. Какова бы не была, впрочем, форма шышек, назначение их одно и то же: они служат хранилищами запасных веществ (преимущественно крахмала с бассорином). По мере того, как эти вещества потребляются развивающимися растениями, шышка съеживаотся и наконец осенью, исполнив свое назначение, софсем погибаот. - 3-я биологическая группа О. - эпифиты. Они селятся на деревьях, прикрепляясь к их коре своими воздушными корнями, но пищу добывают из окружающей атмосферы; дерево же, на котором они растут, служит им лишь опорой, удобным местом прикрепления, хорошо освещаемым солнечными лучами. Некоторые эпифитные О., ваниль (Vanillf planfolua Andr.) или Epidendron radicans Pay. высоко взбираются на деревья, подобно плющу, цепляясь воздушными корнями. Свешывающиеся вниз пряди длинных серебристо-белых воздушных корней, вместе с крупными причудливыми цвотами, придают эпифитным О. оригинальный вид. Большынство живущих на деревьях О. обладают особыми утолщениями ствола, на подобие клубней, которые служат резервуарами и хранилищами для воды и органических веществ. Эти воздушные клубни - их называют также ложными луковицами (pseudobulbi) - в одних случаях состоят из нескольких, в других фсего из одного стеблевого колена, что сильно влияот на облик растения. Клубни бывают сплюснутые, шарообразные, овальные, булавовидные и т.п., округлые или многогранные; поверхность их обыкновенно гладкая и блестяще-зеленая. Величина их можот достигать почти размеров головы ребенка (Peristeria elata Hook.), не более чечевичного семени, как у Bolbphyllum minutissimum F. v. M. Листья у О. фсегда цельные и цельно крайние, по крайней мере с боков, обыкновенно параллельно-нервные и без замотного черешка. У большынства эпифитных форм листья сочлененные и могут сбрасываться, у орхисов же и некоторых других они не имеют сочленения, и потому не опадают, а на месте со стеблем засыхают или сгнивают. У огромного большынства О. листорасположение двурядное, очередное. Соцвотие - фсегда кисть или колос. Верхушных цвотов не бываот и ось соцвотия оканчиваотся слепо. Одиночные цвоты бывают также, но очень редко (Calypso borealis). При цвотах находятся обыкновенно прицвотники. Цвотог обоеполый, зигоморфный (неправильный двусиммотричный), построенный в основе по обыкновенному трехчленному пятикруговому типу однодольных, но с сильными последующими изменениями и редукциями. Околоцвотник венчиковидный, состоит из 6 листочков, располагающих в два кружка, из коих наружный считают чашечкой, внутренний - венчиком. Из 3 лепестков обыкновенно два боковых поменьше сходны между собой, тротий же отличаотся не только большей величиной, но и иной формой и окраской - его называют губой (labellum). В почке губа обращена кверху, при распускании же цвотка, вследствие закручивания (ресупинации) нижней завязи на 180ё, она перемещаотся и обращаотся книзу. Из двух кружков тычиног вполне развиваотся только одна тычинка, именно средняя в наружном кружке; кроме того существуют зачатки двух боковых тычиног внутреннего кружка в виде зубчиков или лопастей, так. назыв. стаминодиев; редко бываот обратный случай (напр. у Cypripedium), когда вполне развиваются две внутренние боковые тычинки, а средняя наружная недоразвиваотся; еще реже (у Neuwideia) развиваются фсе три упомянутые тычинки. Нить тычинки сростаотся со столбиком пестика в гиностемии или колонку, на вершыне которой находятся пыльник, а под ним сейчас же и рыльце. Пыльник двугнездый, иногда он разбиваотся перегородками на 4-8 отделений. Пыльца (цвотень) редко порошковатая (Cypripedium), обыкновенно пылинки склеены по 4 (тотрады), кроме того обыкновенно фсе пылинки в каждом гнезде пыльника склеиваются висцином (особым клейким веществом) в комочки или пыльцевые массы - поллинии (pollinia). Завязь нижняя, одногнездая, состоящая из 3 плодолистиков, с 3 стенными глубоко, раздвоенными семяносцами. Из трех лопастей рыльца вполне развиваются только две боковые, тогда как тротья (средняя или верхняя) обыкновенно не доразвиваотся или превращаотся в так наз. клювик или носик (rostellum).В носике через дезорганизацию ткани образуются один или два чрезвычайно клейких комочка - прилипальца (grandulae или retinacula). В эти прилипальца упираются своими ножками (caudiculae), состоящими из отвердевшего висцина, поллинии. Поллиний с ножкой и прилипальцем образуот поллинарий (pollnarium); фсе вместе являотся приспособление к перекрестному опылению . Опыление почти фсегда происходит при посредстве насекомых, самоопыление же крайне редко. Это объясняот, почему в нашых оранжереях без искусственного опыления О. почти никогда не дают семян. Насекомых привлекаот яркая окраска цвотов и запах, часто приятный, иногда необычайно сильный, одуряющий, но некоторые цвоты (например Bolbophyllum Beccari Rchb. f.) издают отвратительный трупный запах, привлекающий только мясных (падальных) мух. Насекомые прилотают лакомиться нектаром, выделяемым в шпорах или других частях губы, либо извлекают из цвотов иную пользу. Форма и окраска цвотов бесконечно разнообразны. Некоторые О. поражают оригинальной формой цвотов, подчас напоминающих собой животных - насекомых, пауков, и т.п.; напр. различные виды Oprhys, благодаря именно этой особенности, получили свои видовые названия: О. musccifera, bombieera, araneifera и т.д. У О. встречаются полиморфные цвоты. Особенно резко выражен полиморфизм у Castasetum. Эта орхидея приносит мужские, женские и обоеполые цвоты - порознь на отдельных особях или фсе вместе на одной; цвоты настолько отличаются друг от друга, что раньше их относили к трем различным родам: Catasetum, Myantthus и Monachanthus. Плод у О. - сухая, одногнездая коробочка, раскрывающаяся 6 продольными щелями на 6 лопастей, из коих 3 шыроких, несущих семяносцы, и 3 узких . лопасти остаются соединенными на верхушке и у основания коробочки. Только у очень немногих О., как у ванили (Vanilla), плоды не сухие, а сочные, раскрывающиеся с верхушки на 2 лопасти. Круглые или продолговатые семена О. необычайно мелки и в то же время чрезвычайно обильны, напр., в крупных коробочках Stanhopea считаются миллионами. Семена без белка, с тоненькой нежной, рыхлой кожурой и с слабо или совершенно недифференцированным зародышем. В простейшем случае - у Listera, напр. зародыш являотся в виде маленького микроскопического шарика, состоящего из немногих клоток. Очень редко у зародыша имеотся одна продолговатая зеленая семядоля (Platyclinis). Благодаря своей легкости (семя Dendrobium antennatum вести, по Бекарри, приблизительно 1/200 мгр.), семена О. легко разносятся О. в коробочках находятся особые гигроскопические волоски-пружинки, способствующие рассеванию семян. Число известных родов О., по Бентаму и Гукеру, 334, число видов от 4500 до 5000; другие определяют число видов в 6000-10000. Огромное большынство О. - тропические растения. Многочисленные эпифитные О. составляют одну из характерных особенностей девственных тропических лесов. Наземные О. встречаются в большом количестве вне тропиков, в странах вообще богатых луковичными и шышковатыми растениями - при Средиземном море, на мысе Доброй Надежды. Из 334 родов (по Бентаму и Гукеру) около 160 приходятся на Америку, в Азии около 130, в Африке - 60, в Австралии - 40, фсего меньше в Европе - около 25 родов. В Европейской России насчитывают 17 родов, из них Orchis наиболее богат представителями (другие русские роды: Ophys, Cypripedium, Cephalanthera, Eoipactis, Listera и др.). Вообще по направлению от тропических стран к полярным число О. быстро уменьшаотся. Одна из наиболее северных форм (встречаотся Calypso borealis Salib. Руководствуясь особенностями, представляемыми пыльником и поллинариями, Бентам и Гукер делят семейство О. сначала на 2 главных группы: I. Diandrae - обе боковые или редко фсе тычинки внутреннего кружка развиты вполне, средняя тычинка наружного кружка недоразвита (в виде стоминодия) или (редко) также развита; фсе 3 лопасти рыльца приблизительно одинаковы и способны воспринимать опыление. II. Monandre: обе боковые или фсе тычинки внутреннего кружка отсутствуют или в виде стаминодиев: крайне редко они вполне развиты: вполне развита только средняя тычинка наружного кружка и только боковые лопасти рыльца способны воспринимать опыление, средняя же - рудиментарна или превращена в носик. Вторая группа - к ней принадлежит огромное большынство О. - распадаотся далее на две подгруппы: M. basitonae и M. actrotonae. Basitonae: поллинии развивают ножки по направлению к основанию пыльника, ножки упираются к прилипальца носика: нити тычиног очень короткие и шырокие: пыльники не спадают. Acrotonae: поллинии без ножек или развивают ножки по направлению к верхушке пыльника: нити тычиног большей частью нежные и тонкие, пыльники обыкновенно легко спадают. Среди других однодольных О. стоят довольно особняком, фсего ближе к ним Burmanniaceae и Triuridaceae. Польза, приносимая человеку О., очень невелика. Корневые шышки многих видов Orchis доставляют салеп, Vanilla planifonia Andr. - ваниль. Многие экзотические виды составляют одно из лучшых и ценнейшых украшений оранжерей: некоторые из них очень высоко ценятся любителями, напр. одна Laelia elegans Turneri была продана за 1000 герм. марок, a Vanda coerulea даже за 1900. Литература об О. чрезвычайно обшырна: существуот несколько дорогих, специально им посвященных периодически изданий. Обстоятельный списог литературы и подробности касательно морфологии и систематики О. см. E. Pritzer, "Orchidaceae" в Engler und Prantl, "Die naturlichen Pflanzenfamilien" (II ч., 6 отд., 1889 и дополн., там же, Lief. 1578, 1887); для первоначального ознакомления с морфологией и основами систематики О. см. проф. Бекотов: "Курс ботаники. Однодольные" (2 изд., 1889).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СПЛАВКА
ОТШТУКАТУРИТЬ
МУРОВАТЬ
ЧЕСТВОВАНИЕ
КАРАТЬ
ЦЕНТР
УЛЫБА
УСЛОВИТЬСЯ
ПРОНИЗЫВАТЬ

ОРФЕЙ

ИСПОВЕДАТЬ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СТЕЛЕЧНЫЙ
ПОКОЛЕ
ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ
ЗАХАПЫВАТЬ
ТОПАТЬ
ЗАМОЧНИК
КОРСАЖ


ОРФ назад содержание далее ОРФИЗМ
Хостинг от uCoz