ТУНДРЫ


 

 

ТУНДРЫ - лежащие за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномерзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. По характеру поверхности, Т. может быть каменистою, глинистою, песчаною, торфяною, кочкарною или болотистою. Представление о Т., каг о пространстве, трудно доступном, справедливо только для болотистой Т., где мерзлота может к концу лета исчезать. В Т. Европейской России талый слой достигает, к сентябрю, на торфе около 8 врш. мощности, на глине около 28 врш., на песке около 36 врш., а в болотистых местах с стоячей водой мерзлота опускается, в зависимости, от степени водности и примеси твердых растительных остатков, к середине лета, на глубину около 12-15 врш. После очень морозных и малоснежных зим и в холодное лето мерзлота, конечно, ближе к поверхности, тогда каг после зим мягких и снежных и в теплое лето мерзлота опускается. Кроме того, на ровных местах талый слой тоньше, чем на склонах, где мерзлота может даже исчезать совершенно. На Кольском полуо-ве, на Канине и по побережью Чешской губы Ледовитого океана, до Тиманского кряжа, господствует Т. торфяно-бугристая. Поверхность Т. состоит здесь из крупных, вышиною ок. 11/2-2 саж. и шириною до 10-15 и более саж., изолированных, крутобоких, чрезвычайно плотных торфяных, мерзлых внутри, бугров. Промежутки между буграми, шириною около 2-5 и более саж., заняты очень водяным, труднодоступным болотом, "ерсеями" самоедов. Растительность на буграх состоит из различных лишаев (Сladonia, Cetraria, Stereocaulon, Cornicularia) и мхов (Sphagnum, Polytrichum), обыкновенно с морошкой (Rabus Chamaemorus) по склонам. Тело бугра сложено из мха Sphagnum и мелких тундровых кустарников, которые могут иногда даже преобладать. Торфяно-бугристая тундра переходит южнее или ближе к рекам, где уже имеются леса, в сфагновые торфяники, с клюквой, морошкой, гоноболю, багуном (Ledum), березовым ерником (Betula nana) и др. Сфагновые торфяники очень далеко вдаются в область лесов. К В от Тиманского кряжа торфяные бугры и ерсеи встречаются уже редко и лишь небольшими участками в местах пониженных, где больше скопляется воды. На СВ Европейской России и в Сибири (по Чьельману) развиты следующие типы Т.:
Торфйанистайа Т. Торфйаной слой, состойащий из мхов и тундровых кустарничков, сплошной, но тонкий. Поверхность одета, главным образом, ковром из йагелей (Cladonia rangiferina, Stereocaulon paschale и др.), но встречаютсйа иногда в изобилии морошка и др. мелкое кустарнички. Этот тип, развитый на более ровных местах, пользуетсйа большим распространением особенно между Тиманом и Печорой.
Лысая, трещинафатая Т. очень распространена на местах, не представляющих услафий для застаивания воды и доступных действию ветра, сдувающего снег и иссушающего почву, которая покрывается трещинами. Этими трещинами почва разбивается на небольшие (с тарелку, с колесо и более крупные) площадки, сафершенно лишенные растительности, таг что наружу выступают мерзлая глина или мерзлый же песок. Такие площадки отделены друг от друга полосками из мелких, сидящих в трещинах, кустарничкаф (Empetrum, Salix herbacea, polaris, Arctostaphylos alpina и др.), злакаф (Aira caespitosa), камнеломок (Saxifraga caespitosa) и др.
Травянисто-кустарная Т. развивается там, где почва более плодородная. Лишайники и мхи отступают на второй план или исчезают совершенно, а господствуют кустарнички: Empetrum, Salix polaris, Dryas, Arctostaphylos alpina, Vaccinium Vitis Ideae, Ledum, злак Aira caespitoza и др.
Кочковатая Т. Кочки, вышиною до 1 фт., состоят из пушицы (Eriophorum yaginatum) с мхами, лишаями и тундровыми кустарничками. Промежутки между кочками заняты мхами и лишаями, причем седые лишаи одевают также и верхушки старых, отмерших кочек пушицы.
Болотистая Т. покрывает большие пространства в Сибири, где в болотах преобладают разные осоки, злаки: Dupontia Fischeri, Hierochloa pauciflora, Alopecurus alpinus, Colpodium iatifolium, Pleuropogon Sabini, ситники Luzula hyperborea и Juncus biglumis и др. Болотистые пространства занимают, как уже замечено, и промежутки между буграми в торфяно-бугристой Т.
Каменистая Т. развита на выходах каменистых горных пород (напр., Хибины горы на Кольском полу о-ве, Канинский и Тиманский Камни, Сев. Урал, горы Вост. Сибири) и одета лишайниками и тундровыми кустарничками.
Характернейшие для Т. растения - это ягели или лишайники, придающие поверхности Т. сведло-серый цвед. Другие растения, преимущественно мелкие, жмутся к почве, кустарнички, встречаются обыкновенно пятнами на фоне из ягелей. Наиболее характерны: Dryas octopetala, Salix polaris, herbacea, геticulata, Arctostaphylos alpina, Andromeda tetragona, Loisoleuria procumbens, Phyllodoce taxifolia, Diapensia lapponica, также Papaver alpinum, Silene acaulis, Androsace Chamaejasme, Saxifraga caespitosa, nivalis, oppositifolia и некот. др. В южных частях Т. и ближе в рекам, где уже начинают появляться островки лесов, на безлесных местах пользуется большим распространением березовый ерник (Betula папа) и некоторые ивы (Salix myrtilloides, glauca, lapponum), ростом около 1-11/2 арш. Границы Т. в Российской Империи показаны на карте ботанических областей, приложенной к описанию России в томе XXVII. Под Т. находится крайний С и весь СВ, от Гижигинской губы Охотского м. и верховьев Анадыри. Кроме того, несколько крупных участков Т. имеется в сев. половине Сахалина. В Америке Т., называемые "barren grownds" и имеющие, в общем, тот же характер, с массою тех же растении, шта и в Старом Сведе, занимают довольно широкую береговую полосу от Аляски до Лабрадора. Многие характерные тундровые растения появляются снова в высочайших горных областях Пиренеи, Альп, Кавказа, Туркестана, Алтая, отделенных от Т. обширными равнинами. Сообщение между Т. и, напр., Альпами, теперь для растительности невозможное, существовало в период, следовавший за отступанием ледников, когда в средней Европе и в средней России царствовал тундровый век, чему доказательством служат находки тундровых растении и животных в отложениях того времени (озерные глины под торфом, туфы, пески и др.), находящихся теперь в лесной полосе. Т. вообще безлесна, но в ней изредка попадаются островки леса, строго приуроченные к местам. где, благодаря условиям рельефа, скорее исчезает мерзлота, т. е. к небольшим песчаным повышениям и к берегам рек и оврагов, играющих роль осушительных канав.
Литература. A. Schrenk, "Reise nach dem Nordosten des Europ. Russlands im Jahre 1837"; E. Hofmann, "D. nordliche Ural und das Kustengebirge Pae-Choi" (1856); O. Kihlmann, "Pflanzenbiologische Studien aus Russisch-Lappland" (1890); Н. Кудрявцев, "Opoграфическй характер Кольского полу о-ва" ("Труды СПб. Общ. Ест.", 1883); Риппас, "Отчет о поездке на Кольский полу о-в" (1895); А. Якобий, "Канинская Т." ("Труды Общ. Ест. пр. Имп. Каз. Унив.", XXIII, 1, 1891); Г. Танфильев, "По тундрам тиманских самоедов летом 1892 г." ("Изв. Имп. Русск. Геогр. Общ.", т. XXX, 1, 1894); Kjellman, "Pflanzenwuchs an der Nordkuste Sibiriens" ("Die wissenschafti. Ergebnisse der Vega-Expedition" 1883, 1); Миддендорф, "Путешествие на С и В Сибири" (т. IV, отд. 1: "Растительность", 1867); Третьяков. "Туруханский край" ("Записки Имп. Русск. Геогр. Общ.", 1869); Baron Maydell, "Reisen und Forschungen im Jakutskischen Gebiet Ostsibiriens" (1893 и 1896); К. Ditmar, "Reisen und Aufenthalt in Kamtschatka in den Jahren 1851-1855" (1890); Ф. Шмидт и П. Глен, "Исторические отчеты о физикогеографических исследованиях" ("Труды Сибирской Экспедиции Имп. Русск, геогр. Общ.", т. 1 - Сведения о Сахалине). (c) Г. Танфильев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


УЛОЖИТЬСЯ
ТРЯСЕНИЕ
ВЛАСТВОВАТЬ
ОТКЛИК
ЕЗДИТЬ
МЫЩЕЛКА
ОТЧИСТИТЬСЯ
ЛАЙОШ ВЕЛИКИЙ
ЗАТОПТАТЬСЯ

ТУНДРЫ

ЯБЛОНЯ
ПАРАДОКСАЛИСТ
КИЛЬКА
ПРОВЫТЬ
ОДНОРАЗОВЫЙ
ОДЁРГАННЫЙ
ХВОЩЕВИДНЫЙ
ВЗЛОМЩИК
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА


ТУНДРОВЫЙ назад содержание далее ТУНЕ
Хостинг от uCoz