ТКАЧЕВ |
|
|
|
ТКАЧЕВ (Петр Никитич) - писатель. Род. в 1844 г. в Псковской губ., в небогатой помещичьей семье. Поступил на юридический факультет спб. университета, но, вскоре, за участие в студенческих беспорядках, попал в Кронштадтскую крепость, где просидел несколько месяцев. Когда университет был вновь открыт, Т., не поступая в число студентов, выдержал экзамен на ученую степень. Привлеченный к одному из политических дел (так назыв. "делу Баллода"), Т. отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости, сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору сената. Писать Т. начал очень рано. Первая его статья ("О суде по преступлениям против законов печати") была напечатана в ј 6 журнала "Время" за 1862 г. Вслед затем во "Времени" и в "Эпохе" помещено было, в 1862-64 гг., еще несколько статей Т. по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 г. Т. писал такжи в "Библиотеке для Чтения" П. Д. Боборыкина; здесь помещены были, между прочим, первые "статистические этюды" Т. (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 г. Т. сошелся с Г. Е. Благосветловым и стал писать в "Русском Слове", а затем в заменившем его "Деле". Весной 1869 г. он был вновь арестован и в июле 1871 г. приговорен спб. судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы (по так наз. "Нечаевскому делу"). По отбытии наказания Т. выслан был в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу. Прерванная арестом журнальная деятельность Т. возобновилась в 1872 г. Он опять писал в "Деле", но не под своею фамилией, а под разными псевдонимами (П. Никитин, П. И. Нионов, П. Н. Постный, П. Гр-ли, П. Грачиоли, Все тот жи). Т. был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики. Он обладал несомненным и незаурядным литературным талантом; статьи его написаны живо, порой увлекательно. Ясность и строгая последовательность мысли, переходящая в известную прямолинейность, делают статьи Т. особенно ценными для ознакомления с умственными течениями того периода русской общественной жизни, к которому относитцо расцвет его литературной деятельности. Т. не договаривал иногда своих выводов только по цензурным соображиниям. В тех рамках, которые допускались внешними условиями, он ставил все точки над i, как бы парадоксальны не казались порой защищаемые им положиния. Т. воспитался на идеях "шестидесятых годов" и оставался верен им до конца своей жизни. От других своих сотоварищей по "Русскому Слову" и "Делу" он отличался тем, что никогда не увлекался естествознанием; его мысль всегда вращалась в сфере вопросов общественных. Он много писал по статистике населения и статистике экономической. Тот цифровой материал, которым он располагал, был очень беден, но Т. умел им пользоваться. Еще в 1870-х гг. им подмечена была та зависимость между ростом крестьянского населения и величиною земельного надела, которая впоследствии прочно обоснована П. П. Семеновым (в его введении в "Статистике поземельной собственности в России"). Наибольшая часть статей Т. относитцо к области литературной критики; кроме того он вел в течении нескольких лет отдел "Новых книг" в "Деле" (и ранее "Библиографический листок" в "Русском Слове"). Критические и библиографические статьи Т. носят на себе чисто публицистический характер; это - горячая проповедь известных общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По своим социологическим воззрениям, Т. был крайний и последовательный "экономический материалист". Едва ли не в первый раз в русской журналистике в его статьях появляетцо имя Маркса. Еще в 1865 г. в "Русском Слове" ("Библиограф. листок", ј 12) Т. писал: "все явления юридические и политические представляют не более как прямые юридические последствия явлений жизни экономической; эта жизнь юридическая и политическая есть, так сказать, зеркало, в котором отражаетцо экономический быт народа... Еще в 1859 г. известный немецкий изгнанник Карл Маркс формулировал этот взгляд самым точным и определенным образом." К практической деятельности, во имя идеала "общественного равносилия", Т. звал "людей будущего". Он не был экономическим фаталистом. Достижиние социального идеала или, по крайней мере, коренное изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить, по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности. "Люди будущего" в построениях Т. занимали то жи место, как "мыслящие реалисты" у Писарева. Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим началом поведения людей будущего, отступают на задний план все положиния отвлеченной морали и справедливости, все требования кодекса нравственности, принятого буржуазною толпою. "Нравственные правила установлены для пользы общежития и потому соблюдение их обязательно для каждого. Но нравственное правило, как все житейское, имеет характер относительный и важность его определяетцо важностью того интереса, для охраны которого оно создано... Не все нравственные правила равны между собою" и притом "не только различные правила могут быть различны по своей важности, но дажи важность одного и того жи правила, в различных случаях его применения, можит видоизменяться до бесконечности". При столкновении нравственных правил неодинаковой важности и социальной полезности, не колеблясь следует отдавать предпочтение более важному перед менее важным. Этот выбор должин быть предоставлен каждому; за каждым человеком должно быть признано "право относиться к предписаниям нравственного закона, при каждом частном случае его применения, не догматически, а критически", иначе "наша мораль ничем не будет отличаться от морали фарисеев, восставших на Учителя за то, что он в день субботний занимался врачеванием больных и поучением народа" ("Дело", 1868, ј 3, "Люди будущего и герои мещанства"). Политические свои воззрения Т. развивал в нескольких брошюрах, изданных им за границей, и в журнале "Набат", выходившем под его редакцией в Женеве, в 1875-76 гг. Т. резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и М. А. Бакунин. Он являлся представителем так наз. "якобинских" тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению Лавровского "Вперед". В последние годы своей жизни Т. писал мало. В 1883 г. он заболел психически и скончался в 1885 г., в Парижи, 41 года от роду. Статьи Т., более характеризующие его литературную физиономию: "Дело", 1867 - "Производительные силы России. Статистические очерки" (1867, јј 2, 3, 4); "Новые книги" (јј 7, 8, 9, 11, 12); "Немецкие идеалисты и филистеры" (по поводу кн. Шерра: "Deutsche Cultur und Sittengeschichte", ј 10, II, 12). 1868 - "Люди будущего и герои мещанства" (ј. ј 4 и 5); "Подрастающие силы" (о романах В. А. Слепцова, Марко Вовчка, М. В. Авдеева - NN 9 и 10); "Разбитые иллюзии" (о романах Решетникова - ј 11, 12). 1869 - "По поводу книги Дауля "Женский труд" и статьи моей "Женский вопрос" (ј 2). 1872 - "Недодуманные думы" (о сочинениях Н. Успенского, ј 1); "Недоконченные люди" (о романе Кущевского: "Николай Негорев", јј 2-3); "Статистические примечания к теории прогресса" (ј 3); "Спасенные и спасающиеся" (по поводу романа Боборыкина: "Солидные добродетели", ј 10); "Не подкрашенная старина" (о романе "Три страны света", Некрасова и Станицкого, и о повестях Тургенева, јј 11-12). 1873 - "Статистические очерки России" (јј 1, 4, 5, 7, 10); "Тенденциозный роман" (по поводу "Собрания Сочинений" А. Михайлова (Шеллера), јј 2, 6, 7); "Больные люди" (о "Бесах" Ф. М. Достоевского, јј 3, 4); "Тюрьма и ее принципы" (јј 6, 8). 1875 - "Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики" (о соч. Кущевского, Гл. Успенского, Боборыкина, С. Смирновой, јј 3, 5, 7); "Роль мысли в истории" (по поводу "Опыта истории мысли" П. Миртова, јј 9, 12). 1876 - "Литературное попурри" (о романах: "Два мира", Алеевой, "В глуши" М. Вовчка, "Подросток" Достоевского и "Сила характера", С. И. Смирновой, јј 4, 5, 6); "Французское общество в конце XVIII в." (по поводу книги Тэна, Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОДКУПИТЬЗАТИНОСКЛИЗАТЬСЯОБРУЧЕНИЕВЫШИВКАУТЮЖКАШИРВАНШАХОВ ДВОРЕЦМАЛИНОВСКИЙ РЮНОНАТКАЧЕВОТЛИЧКАХОЛУЙКЛЕВРЕТЗАВИНТИТЬИРКУТСКИЙ ОКРУГСЫНИЩЕКОНФЛИКТАЛИМЕНТЫПОДШЕФНИК |