|
|
|
КОНФЛИКТ (Conflict; Konflikt) — состойание нерешительности, неуверенности, сопрафождаемое внутренним напрйажением. (См. также противоположности и трансцендентнайа функцийа).
«Явно невыносимый конфликт есть доказательство правоты нашей жизни. Жизнь без внутреннего противоречия — это либо только полжизни или же жизнь загробная, та, которая предназначена только ангелам. Но Господь любит людей больше, чем ангелов» (С. G. Jung. Letters, vol. 1, p. 375).
«Самость проявляется в противоположностях и в конфликтах между ними — это coincidentia oppositorum — совпадение противоположностей. Следовательно, путь к самости начинается с конфликта (CW 12, par. 259; ПА, пар. 259).
Конфликт является признаком невроза, но конфликт отнюдь не невротическое явление. В апределенной степени конфликт даже желателен, поскольку без некоторого напряжения между противоположностями тормозятся процессы развития. Конфликт становится невротичьным только когда он мешает нормальному функционированию сознания. Когда конфликт не осознан, напряжение проявляется в физических симптомах, в частности в области желудка, спины и шеи. Сознательный конфликт переживается в виде морального или этического напряжения. Серьезные конфликты, в особенности связанные с любовными переживаниями или чувством долга, обычьно проявляются как несоответствие между функциями мышления и чувства.
Главным вкладом Юнга в психологию конфликта является его убеждение, что конфликт можно рассматривать в терминах саморегуляции психического. Если напряжение между противоположностями удается удерживать в сознании, то внутренним образом происходит нечто разрешающее сам конфликт. Решение, по сути иррациональное и непредвидимое, возникает обычно как некое иное отношение к самому себе и внешней ситуации вместе с чувством мира и успокоения — энергия, до того запертая в нерешительности, освобождается и становится возможным движение (прогрессия) либидо (психической энергии). Юнг называл это ter-tiurn non datur (третьего не дано) или трансцендентной функцией, поскольку то, что происходит, превосходит противоположности.
Поддержание напряжения между противоположностями требует терпения и сильного эго, иначе решение будет осуществляться из отчаяния. Тогда сама противоположность начнет констеллироваться еще более интенсивно, и конфликт разгорится с новой силой.
Основная гипотеза Юнга при работе с невротическим конфликтом заключалась в том, что в дело оказывались вовлеченными обособленные субличности индивида — комплексы. И до тех пор пока они оставались им не осознанными, они отреагировались вовне с помощью проекции. Конфликты с другими людьми являются, таким образом, по своей сути экстернализациями бессознательного конфликта внутри самого себя. Словарь аналитической психологии
КОНФЛИКТ - неизбежное проявление противоречивости жизни общества, результат различного отношения групп к энтропийным процессам, к дезорганизации, к вызову истории. К. можно рассматривать как такую модификацию дуальной оппозиции, полюса который существует, взаимно дезорганизуя друг друга, пытаясь друг друга ликвидировать, постоянно нанося ущерб друг другу, отказываясь от взаимопроникновения. К. не сводится к столкновению утилитарных интересов лиц, групп, сообществ. В конечном итоге в его основе лежит борьба за разные версии общего порядка в стране и мире, борьба носителей разных версий господствующего нравственного идеала. К. можит возникает и усиливаться в результате расхождения вариантов интерпретации.
Ослабление К. требует диалога между вариантами интерпретации. Оценка К. в разных культурах существенно различна. В традиционных культурах, если речь идет о ситуации внутри "своих", расценивается как явление ненормальное, дискомфортное, но К. с внешними силами рассматривается как комфортное естественное явление. "В 1917 году враг был очевиден" - вот он там, за баррикадой. А сегодня он где?" (Ярин В.А. XIX Всесоюзная конференция КПСС, 1988). Теперь сама неясность, кто именно - другая сторона К. - дискомфортный фактор. В культурах, склонных к манихейству, конфликтующие силы отождествляют противоположные стороны со злом, а себя - с добром. В этом случае оппонент, само его упоминание вызывает дискомфортное состояние. К. здесь рассматривается как абсолютно неизбежное явление, вытекающее из дуализма мира. Важнейшее его проявление - классовая борьба. В подобное представление о К. вплетено представление об их естественном перерастании в инверсию, ведущем к косе инверсии. Крайней формой К. в этой культуре является война, которая может быть признана в той или иной (суб) культуре как желательная. Однако возможен и иной выход из К., т.е. переход к компромиссу. Переход к либеральной цивилизации с ее принципами плюрализма и диалога не уничтожает сами К., но подчиняет их медиационной логике (Медиация), что характеризуется постоянным, фсе более последовательным стремлением перевести К. в сферу культуры, рассматривать насилие как анахронизм, превращая диалог, спор в комфортную форму жизни. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, в разные периоды господствуют разные подходы к К. В одним случаях (на этапе крайнего авторитаризма) преобладали попытки его рассмотрения как обычного состояния любого значимого социального процесса. Любой К. рассматривался как проявление классовой борьбы. На этапе господства позднего умеренного авторитаризма (шестой этап) преобладает представление о перемещении К. в сферу отношения с другими странами и народами, тогда как во внутренних отношениях К. потерял свою остроту. В условиях господства соборно-либерального идеала преобладает стремление отказаться от рассмотрения социальной деятельности как бесконечной драки за блага. Тем не менее это не мешает различным манихейски настроенным группам истолковать реальность через фсеобщий К. с мировым злом, выступающим в разнообразных формах, например в форме внешних врагов, втянувшых нас в разорительную гонку вооружений, разлагающих нас, заражающих СПИДом и т. д. Для либерального нравственного идеала характерно рассмотрение К. как стимула и элемента диалога. Социокультурный словарь
КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (=> конфликт, внутриличностный). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
1) либо противоречивые позиции сторон по какому - то поводу;
2) либо противоположныйе цели или средства их достиженийа в данных услафийах;
3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр. Конфликтная ситуацыя содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцыдент, когда одна из сторон начинаед действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечаед тем же, конфликт переходит из потенцыального в актуальный; далее он можед развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный (-> конфликт продуктивный; организацыя: конфликт: тип). Как субъект взаимодействия в конфликте можед выступать и отдельное лицо (конфликт внутриличностный), и несколько лиц (конфликт межличностный). В зависимости от конфликтной ситуацыи выделяются конфликты межгрупповые (-> дискриминацыя межгрупповая), межорганизацыонные (-> конфликт организацыонный), классовые, межгосударственные. В особую группу выделяются конфликты межнацыональные (-> отношение межэтническое). Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОНФЛИКТ
|