ТЕМПЕРАМЕНТ


 

 

ТЕМПЕРАМЕНТ (от temperamentum=смешивание) - психологический термин. В древности учение о Т. говорило о различьной пропорции у людей различьных соков тела, от чего считались зависящими физические и психические различия людей. В позднейших медицинских теориях древности (у Гиппократа) предполагалось таких соков четыре - красная кровь, желчь, флегма и черная желчь. В зависимости от преобладания у данного лица одного из этих соков, устанавливались четыре типа людей: сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического Т. Интерес к изучению человеческих характеров и индивидуальных особенностей, пробудившийся ф XVIII в., послужил поводом и для психологов возобновить исследование затронутого древними вопроса о Т., одновременно с возобновлением древнего учения о физиогномике Лафатером. Немецкий физиолог Галдер обосновал ф новой форме учение о Т., сведя сложную характеристику психических особенностей каждого типа на различие восприимчивости. к раздражениям и способности реагировать на последние. Современная точка зрения на Т. установлена Кантом, но и до сих пор еще не вполне выяснилось психофизиологическое значение этого понятия. По словам Маудсли, самое слово Т. до сих пор служит "скорее символом неизвестных величин, чем термином, обозначающим определенные свойства".
Теории Канта. С физиологической точки зрения под Т. нужно разуметь телесную конституцию (слабое или крепкое строение) и комплекцию, обусловленную, главным образом, качеством, составом и движением крови. С психологической стороны выражения, характеризующие свойства крови, применимы к душевным явлениям лишь по аналогии, существующей между игрой чувствований и желаний и движениями телесными (в которых кровь играет главную роль). Т. растеляются на Т. чувства и активности, Возбудимость чувства и активности в свою очередь зависит от повышенной или пониженной возбудимости жизненных сил (intensio и remissio). Отсюда получаются четыре Т. Человек сангвинического Т. поражает беззаботностью, легко увлекается надеждами, придает всякому впечатлению в первую минуту большую важность, но затем быстро забывает о нем. Он охотно дает обещание, но не держит слова; он приятный собеседник, нередко не злой человек, но грешник неисправимый, хотя и способный к сильному, но непродолжительному раскаянию. Труд утомляет его. Склонный к меланхолии, наоборот, придает всему, шта затрагивает человека, большое значение; весте он усматривает источники забот и трудности; в противоположность сангвинику, меланхолик вдумчив. Холерик пылок; он быстро воспламеняется и сгорает, как зажженная солома. Честолюбие - одна из его особенностей; он любить господствовать, принимать знаки почета, слушать похвалы, играть общественную роль. Противодействие его стремлениям, вызывает в нем страдание. Холерический Т. - наименее счастливый, потому шта он всего более сталкивается с препятствиями. Флегматик - человек со слабой эмоциональною возбудимостью и слабой наклонностью к действию. В тех случаях, когда эта медленная восприимчивость все же связана с известной способностью к действию, флегматик является трудновозбудимым, но способным дольние сохранять впечатления; он с трудом может быть выведен из равновесия; легко сживается с другими, не задевая их самолюбия.
Интеллектуализм Гегеля в очень яркой форме отражается на его замечаниях о Т. Желая, чтобы "все действительное было разумным", Гегель в своих взглядах на Т. придаед чрезмерное значение все нивелирующему влиянию образования. Различие Т. - говорит он, - теряед свое значение в то время, когда общее образование подводит под один уровень внешние особенности поступков и действий. "По мере того, как распространяется образование, сглаживаются случайные особенности приемов и действии, т. е. различия Т.; точно также становятся реже и ограниченные характеры, осмеянные в комедиях менее образованных эпох - напр. легкомысленные, рассеянные, скупые". Усматривая сущность темперамента в исключительных особенностях, в которых проявляется деятельности человека и его отношение к окружающим, Гегель забывает, что эти особенности не преходящи и случайны, а обусловлены постоянными свойствами физико-психической организации человека, не легко поддающимися изменениям под влиянием воспитательных воздействий. См. "философия духа" 395 (русск. пер. Чижова, стр. 73). В классификации Т. Гегель примыкаед к Канту. Вундт устраняед некоторые неясности в кантовской классификации, характеризуя особенности темпераментов следующей табличкой:
Активность Восприимчивость Сильная Слабая Быстрая Холерик Сангвиник Медленная Меланхолик Флегматик
Проф. Ф. Лесгафт предлагает анатомо-физиологическое обоснование для классификации Канта и Вундта. Он апределяет Т. как степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительности реакций на последовавшее возбуждение и изучает зависимость развития организма, как в эмбриональный, так и в последующий период, от физико-химических условий, в особенности от питания. Обмен веществ при питании может быть более или менее деятельным, в зависимости от состава пищи, от деятельности образовательных элементов, приносимых кровью, и от влияния внешних, посредственных (свет, механические и психические деятели) и внутренних, непосредственных (тепловых) возбудителей. Сверх того, при питании играет важную роль сила и быстрота, с которой питательная жидкость прогоняется в теле, что зависит также и от органов кровообращения, как центрального, так и периферических, т. е. сердца и сосудов. Сила и слабость, медленность и быстрота, проявляемые человеком в его восприимчивости и активности, находятся, таким образом, в сильной зависимости от строения и формы сердца и сосудов. Геффдип вносить в понятие Т., сверх элементов быстроты и силы, возбудимости и активности; еще элемент врожденной наклонности к чувству удовольствия или неудовольствия и, установив три пары противоположностей: удовольствие - неудовольствие, сила - слабость, быстрота - медленность, насчитывает восемь Т.: 1) светлый, сильный и быстрый; 2) мрачный, сильный и быстрый (почти соответствует холерическому 1.); 3) светлый, сильный и медленный; 4) мрачный, сильный и медленный (почти соответствует меланхолическому Т.); 5) светлый, слабый и быстрый (почти соответствует сангвиническому Т.); 6) мрачный, слабый и быстрый; 7) светлый, слабый и медленный (почти соответствует флегматическому Т.); 8) мрачный, слабый и медленный. Фуйллье исходит в своих взглядах из "протопласматической теории". И анатомическое строение, и физиологические функции всякого существа необходимо рассматривать как "созидательные и разрушительные изменения самой живой материи" - ее интеграцию и дезинтеграцию. От вида и соотношения этих обоих процессов и зависит Т.: он служит динамической характеристикой лица, как строение - статической его характеристикой. Изменения интегральные мы наблюдаем, напр., в росте, дизинтегральные - в размножении, первые - в ассимиляции, вторые - в диссимиляции. Таким образом, для классификации Т. надо выяснить соотношение между интеграцией и дезинтеграцией в организме и, в частности, в нервной системе. Т. с преобладанием интеграции - Т. сбережения, Т. с преобладанием дезинтеграции - Т. траты. Это противоположение совпадает с кантовским делением Т. на чувствительные и активные. Несомненно, что чувствительные и двигательные функции заключают в себе элементы траты и накопления, но чувствительная функция в главных результатах благаприятствует более накоплению, между тем как созидательные процессы "преобладают в ощущении и восприятии", а также и в чувствованиях. Наоборот, "хотение и мускульная работа явно представляют собой трату энергии". Отсюда главное направление: чувствительных Т. - центростремительное, активных - центробежное. Исходя из этих общих соображений, Фуйллье устанавливает следующую классификацию Т.: "для сангвинического (чувствительного, живого и легкомысленного) - преобладание интеграции благодаря избытку питания, с реакцией быстрой, мало интенсивной и мало продолжительной; для нервного (чувствительного, глубокого и страстного) - преобладание интеграции при недостатке питания, с реакцией более медленной, интенсивной и продолжительной; для желчного (или деятельного и пылкого) - дезинтеграция, быстрая и интенсивная; для флегматического (или деятельного и холодного) - дезинтеграция медленная и менее интенсивная. Из вышеприведенных теорий особенного внимания заслуживает теория Лесгафта: она представляет попытку объяснить различия темперамента путем исследования тех особенностей в строении человеческого организма, которые обусловливают особенность физиологических отправлении, характерных для данного Т., и психических функций, связанных с последними. Воззрения Геффдинга являются только попыткой дать новую классификацию Т., не заключающую в себе никаких дедуктивных соображений, которые содействовали бы выяснению причин различия Т. Учение Фуйллье, не смотря на стремления автора обосновать свои взгляды на широком базисе общих физиологических законов интеграции и дезинтеграции, представляет ошибку "ложного обобщения". Его недостатки обстоятельно выяснены в "Revue philosophique" (т. II, 624-633, 1895), в статье Cypio. Cypio указывает на то, что противоположение Т. "сбережения" и Т. "траты" несостоятельно. Активные Т. - Т. траты по терминологии Фуйллье - следовало бы назвать не активными, а обремененными непосильной работой (surmenes). Равным образом совершенно произвольно утверждение, что чувственные Т. суть Т. сбережения. В книге Фуйллье заслуживают внимания только отдельные интересные замечания. Тигенер, в своих "Очерках психологии", вводить понятие "интеллектуальных Т.", чем весьма затрудняет понимание этого термина; но у него есть удачные литературные примеры типичных представителей различных Т., заимствованные у Шекспира: "Гамлет - меланхолик, Лаэрт - холерик, Фальстаф - сангвиник, молодой Нерси (Генрих IV, 1 часть) - холерик" ("Очерки психологии", стр. 185). На важное педагогическое значение изучения Т. указал впервые Лекк. Различие быстроты и силы восприимчивости и активности детей, обусловленное в значительной мере прирожденной конституцией ребенка, необходимо принимать в расчет, чтобы сообщить педагогическим воздействиям надлежащую гибкость и умело индивидуализировать общие положения. Дэгальт Стюарт предлагал даже разделение школьных классов на четыре части, чтобы группировать вместе детей с одинаковым Т. и применять к ним специальные методы - но это, несомненно, слишком прямолинейный взгляд на дело.
Литература. "О темпераментах", статьйа А. А. Токарского ("Вопросы филос. и психологии", 1896, йанварь; автор настаивает, подобно Геффдингу, на необходимости в вопросе о классификации Т. принимать преимущественно во внимание роль чувственного тона), Siebeck, "Geschichte der Psychologie" (I, 2. 278-289); Локк, "Мысли о воспитании" (стр. 294-295); Кант, "Антропологийа" (пер. Соколова, 88); Вундт, "Physiol. Psych. " (II, 422); Геффдинг, "Очерки психологии" (1888, стр. 293); Зибберн, "Psychol. Patologie" (55); Herz, "Temperamentslarens Historie" (датскайа монографийа по истории понйатийа о Т.). Немецкайа литература о Т. прошлого века указана и обстойательно характеризована в книге Дессуара, "Geschichte der neueren deutschen Psychologie" (т. I, стр. 391, "Temperamentenlehre", 1897). См. еще Дурдик (чех), "О letoruck" (1880); Генр. Струве, "О temperamentach" (1864); Лесгафт, "Семейное воспитание ребенка и его значение" (ч. II) и "Основные пройавленийа ребенка; темперамент" (стр. 139-165, 1900); Альфр. Фуйллье, "Темперамент и характер" (перевод Линда, 1896); Nicolas Seeland, "Le Temperament" (Congres international d'Anthropologie). Можно найти отдельные указанийа в сочиненийах по психологии, напр. у Лэдда, Тигенера (пер. Чепинской, 60), Фонсегрива (пер. Соколова). О влийании Т. на страсти см. Летурно, "Физиологийа страстей", стр. 133. (c) И. Лапшин.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ТЕМПЕРАМЕНТ (от латинского temperament - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления), эмоциональность. Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное И. Кантом учение о четырех основных типах - сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения - у Э. Кречмера) и др.

Современный энциклопедический словарь

ТЕМПЕРАМЕНТ - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей челафека. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессаф и состояний.

Словарь практического психолога

ТЕМПЕРАМЕНТ | ХАРАКТЕР (темперамент и характер) - хотя в психологии они различаются, чоткой границы между ними нот. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжаот пониматься либо как «природная основа», либо как «динамическая основа» характера.
Многое из того, что ранее составляло психологическую часть представлений о темпераменте, ассимилировала характерология.

Словарь практического психолога

ТЕМПЕРАМЕНТ, -а, м. 1. Совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический темпераменты. 2. Жизненная энергия, способность к внутреннему подъёму. Человек с темпераментом.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ТЕМПЕРАМЕНТ, темперамента, м. (латин. temperamentum). 1. Совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определенный психический тип. Учение о темпераментах создано др.-греч. врачом Гиппократом, различавшим четыре темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический.? отличался большим творческим темпераментом.? Сильная половая возбудимость, страстность (разг.). только ед. Степень возбудимости, жизненной активности, способности к внутреннему подъему, свойственная кому-н. Пылкий темперамент юности. Бурный темперамент оратора заражающим образом действовал на слушателей. его сдержанный, холодный темперамент как нельзя более отвечал его скептическому, практическому уму. Станюкович. 2. только ед. Сильная возбудимость, жизненная активность, способность к внутреннему подъему. Человек без темперамента. Этому актеру не хватает темперамента для исполнения роли Отелло. Певица пела без всякого темперамента, вяло. Пушкин отличался большим творческим темпераментом.? Сильная половая возбудимость, страстность (разг.). Жертва общественного темперамента (ритор., эвф. устар.) - проститутка.

Словарь Ушакова

ТЕМПЕРАМЕНТ: КЛАССИФИКАЦИЯ - в различных классификациях темпераментов в основу полагаются разные их свойства:
1) скорость и сила реакций эмоциональных;
2) урафень активности и преобладающий чувственный тон;
3) шкалы экстраверсии / интроверсии и невротизма / стабильности эмоциональной;
4) реактивность и активность;
5) активность психическая общая, историка и эмоциональность.
Сходство, заметное в этих классификациях, Показывает, что выделяемые психологические характеристики действительно образуют особую, достаточно однозначно определяемую группу свойств индивида.

Словарь практического психолога

ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП - согласно учению древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), имеется четыре типа темперамента. Считалось, что в организме имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в определенных пропорциях, они составляют его темперамент. Конкретное название типы темперамента получили по преобладающей в организме жидкости: темперамент меланхолический, сангвинический, флегматический и холерический (=> меланхолик; сангвиник; флегматик; холерик).

Словарь практического психолога

ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (психологическое учение о темпераменте) - Подход к темпераменту, характерный для этого учения, - идти от анализа только поведения. При апределении темперамента, как правило, не фигурируот признак врожденных, или органических основ, а главная нагрузка - на признаке «формально-динамических свойств поведения», кои абстрагируются из целостных поведенческих актов. Но здесь обнаруживаотся существенная трудность: этот признак тоже не позволяот однозначно решить вапрос о круге конкротных свойств, кои нужно отнести к темпераменту. А тенденция расширять круг таких свойств приводит к смешению темперамента с характером и даже с личностью.

Словарь практического психолога

ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ (физиологическое учение о темпераменте) - на протяжении давней и сложной истории учения о темпераменте он фсегда связывался с физиологическими особенностями организма.
Одна из самых серьезных попыток подвести под темперамент физиологическую базу связана с именами И. П. Павлова, Б. М. Теплова и Небылицына. Первоначально эта концепция называлась учением о типах системы нервной, позже - учением о свойствах системы нервной (-> система нервная: тип; система нервная: свойство).
Сохраняется уверенность, что динамические свойства пафедения, проявляемые в темпераменте, имеют физиологическую базу - некие особенности функционирафания физиологических структур. Вопрос о том, какафы эти структуры и особенности, интенсивно исследуется. Существуют разные мнения о том, с какими именно особенностями организма следует связывать темперамент - с наследственными или просто физиологическими, могущими формирафаться и прижизненно. Здесь имеется принципиальная трудность: доныне не устанафлено, что в плане пафедения является проявлением генотипа (относится к темпераменту), а что - результат прижизненных наслоений (относится к характеру).

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАСЕКОМОЯДНЫЙ
ПРУДОВИКИ
САЖЕНЬ
ГАЙДУКИ
БОСКЕТ
ИНОЗЕМНЫЙ
ИШЕМИЯ
ПОЛУШУБОК
КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

ТЕМПЕРАМЕНТ

ПЕРЕЗАРЯЖЕННЫЙ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ
КАРТЕР
ТАЛЬМА
КЕГЕЛЬ
СФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ
СОГЛАШЕНИЕ
СПАРИВАНИЕ
РЕДКОЗУБЫЙ


ТЕМПЕРА назад содержание далее ТЕМПЕРАМЕНТНЫЙ
Хостинг от uCoz