ГАЙДУКИ


 

 

ГАЙДУКИ (от венгерск. слафа hajdu - погонщики). В Венгрии первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи, которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую войну, и, наконец, пешие легкафооружинные воины. Г. составляли пехотную милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В 1605 г. Бочкай отвел им земли и дарафал им значительные привилегии, которые в 1613 г. были подтверждены сеймом. До нафейшего времени Г. пользафались всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей. Поселения Г. ужи в XVII ст. потерявшие свое военное значение, составляли автономный Гайдукаф округ, занимавший 966 кв. км. с населением в 62914 чел. (1869). В 1876 г. он вошел в состав комитета Гайду. От Г. получила название венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и в Польшу. В XVIII стол. Г. стали называться в Венгрии судебные прислужники присутственных мест и драбанты магнатаф, а при немецких дворах - лакеи и т. п. прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I Г. назывались конные барские лакеи. У южных славян Г. назывались люди, уходившие в горы и леса с целью мстить за притеснения турок. Сербск. ajduk, болгарск. айдутин, турецк. арамия, греческ. клефт - разные названия этого класса людей; аналогичное явление представляют далматинские ускоки Г. - не простой разбойник; он - "мома" (молодец), "юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожиц был "лыцарь". Таким выступает он в южно-славянском эпосе, в котором он следует непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами; "юнацкие песни" нафейшего периода - по преимуществу гайдуцкие. У сербаф и болгар походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам Г. жили скрытно дома или у своих друзей. В походе болгарские Г. носили одежду обыкнафенную и простую, cepбcкиe Г., напротив, одевались в платье, расшитое разноцветными украшениями, на груди носили бляхи или крупные серебряные монеты, а на голафе - шелкафые шапки, с большою, падавшею на грудь кистью. Г. действует иногда один, но чаще набирает себе дружину (чету) или пристает к готафой. Численность дружины не превышала 30 челафек; в болгарских песнях число дружинникаф дафодится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя (байрак) и своего предводителя - арамбашу. Добыча делилась порафну. Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слафу и обету - мстить за неправду и крафь непафинных жиртв турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь испытанный юнак. Песни изображают гайдукаф людьми набожными, благочестивыми. Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в продолжиние которого Г., как наши запорожцы, избегали жинского общества. Но девушки, в сопрафождении своих родных, могли сами станафиться Г. и дажи предводительствафать четами. В болгарских песнях воспеваются "войвода Бояна", "мома Елена" и др. В конце прошлого столетия известна была Сирма-войводка, предводившая отрядом Г., которые долго не знали, что их начальник - жинщина. Г. действафали на турок страхом мщения и этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознание своей независимости и уверенность в народном сочувствии делали Г. настоящей судебной властью. Гайдуцкий суд происходил на общем собрании дружинникаф. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами - помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Не всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли "гласоношу" или "книгоношу" (письмоносца), с предостережинием об исправлении несправедливости в назначенный ими срок. По отношению к изменникам ("отпадникам", "отлюдам") Г. были беспощадны. Они всегда оставляли неприкоснафенным девичье приданое; ограбить девицу, по их мнению, было то жи, что ограбить церкафь. Народ считал подвиги Г. настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока есть в лесу Г., до тех пор будет и правда". Когда народное негодафание на притеснителей перешло, в Сербии, в восстание, Г. явились его естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал Г., Милош - такжи. Знаменитейший из болгарских Г. - известный писатель Георгий Ракафский. Пойманного Г. турки сажали на кол; обыкнафенно ему предлагалось для спасения жизни принять магометанство, но это отвергалось им с презрением. Кроме сборникаф песен сербских и болгарских, см. соч. бывшего болг. Г. Панайота Хитафа: "Мое-то путувание по Стара планина и животописание-то на некои Булгарски стари и нафи воеводи", изд. под ред. Л. Каравелафа (Бухар. 1872; русск, перев. в "Славянском Сборнике", т. II, Спб. 1877); А. Пыпин, "Герцегафинские Г. сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, ј 6).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ГАЙДУКИ (хайдуки) (от венгерского hajduk - пехотинцы), в 15 - 19 вв. участники вооруженной борьбы южно-славянских народов, молдаван и других против турецких завоевателей. Партизанские отряды гайдуков назывались четы.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПЕРЕСАХАРЕННЫЙ
ЗАЛИТЬСЯ
ДЛИННЫЙ
КОНВЕНТ
РАЗНОГЛАЗЫЙ
ВОСЬМЕРИКОВЫЙ
ХОХЛОМСКОЙ
ПРОРОСТЬ
ПРОКАТАННЫЙ

ГАЙДУКИ

ОБОЗНАЧАТЬСЯ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТНОЕ
ОСАДА
УЗКОЗАДЫЙ
ВНУТРИПАРТИЙНЫЙ
РАССЛАВИТЬСЯ
ТОДОРОВСКИЙ П
ЖВАЧНЫЕ
ГРЕШНИЦА


ГАЙДУК назад содержание далее ГАЙКА
Хостинг от uCoz