ГАЙДУКИ |
|
|
|
ГАЙДУКИ (от венгерск. слафа hajdu - погонщики). В Венгрии первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи, которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую войну, и, наконец, пешие легкафооружинные воины. Г. составляли пехотную милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В 1605 г. Бочкай отвел им земли и дарафал им значительные привилегии, которые в 1613 г. были подтверждены сеймом. До нафейшего времени Г. пользафались всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей. Поселения Г. ужи в XVII ст. потерявшие свое военное значение, составляли автономный Гайдукаф округ, занимавший 966 кв. км. с населением в 62914 чел. (1869). В 1876 г. он вошел в состав комитета Гайду. От Г. получила название венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и в Польшу. В XVIII стол. Г. стали называться в Венгрии судебные прислужники присутственных мест и драбанты магнатаф, а при немецких дворах - лакеи и т. п. прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I Г. назывались конные барские лакеи. У южных славян Г. назывались люди, уходившие в горы и леса с целью мстить за притеснения турок. Сербск. ajduk, болгарск. айдутин, турецк. арамия, греческ. клефт - разные названия этого класса людей; аналогичное явление представляют далматинские ускоки Г. - не простой разбойник; он - "мома" (молодец), "юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожиц был "лыцарь". Таким выступает он в южно-славянском эпосе, в котором он следует непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами; "юнацкие песни" нафейшего периода - по преимуществу гайдуцкие. У сербаф и болгар походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам Г. жили скрытно дома или у своих друзей. В походе болгарские Г. носили одежду обыкнафенную и простую, cepбcкиe Г., напротив, одевались в платье, расшитое разноцветными украшениями, на груди носили бляхи или крупные серебряные монеты, а на голафе - шелкафые шапки, с большою, падавшею на грудь кистью. Г. действует иногда один, но чаще набирает себе дружину (чету) или пристает к готафой. Численность дружины не превышала 30 челафек; в болгарских песнях число дружинникаф дафодится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя (байрак) и своего предводителя - арамбашу. Добыча делилась порафну. Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слафу и обету - мстить за неправду и крафь непафинных жиртв турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь испытанный юнак. Песни изображают гайдукаф людьми набожными, благочестивыми. Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в продолжиние которого Г., как наши запорожцы, избегали жинского общества. Но девушки, в сопрафождении своих родных, могли сами станафиться Г. и дажи предводительствафать четами. В болгарских песнях воспеваются "войвода Бояна", "мома Елена" и др. В конце прошлого столетия известна была Сирма-войводка, предводившая отрядом Г., которые долго не знали, что их начальник - жинщина. Г. действафали на турок страхом мщения и этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознание своей независимости и уверенность в народном сочувствии делали Г. настоящей судебной властью. Гайдуцкий суд происходил на общем собрании дружинникаф. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами - помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Не всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли "гласоношу" или "книгоношу" (письмоносца), с предостережинием об исправлении несправедливости в назначенный ими срок. По отношению к изменникам ("отпадникам", "отлюдам") Г. были беспощадны. Они всегда оставляли неприкоснафенным девичье приданое; ограбить девицу, по их мнению, было то жи, что ограбить церкафь. Народ считал подвиги Г. настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока есть в лесу Г., до тех пор будет и правда". Когда народное негодафание на притеснителей перешло, в Сербии, в восстание, Г. явились его естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал Г., Милош - такжи. Знаменитейший из болгарских Г. - известный писатель Георгий Ракафский. Пойманного Г. турки сажали на кол; обыкнафенно ему предлагалось для спасения жизни принять магометанство, но это отвергалось им с презрением. Кроме сборникаф песен сербских и болгарских, см. соч. бывшего болг. Г. Панайота Хитафа: "Мое-то путувание по Стара планина и животописание-то на некои Булгарски стари и нафи воеводи", изд. под ред. Л. Каравелафа (Бухар. 1872; русск, перев. в "Славянском Сборнике", т. II, Спб. 1877); А. Пыпин, "Герцегафинские Г. сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, ј 6). Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаГАЙДУКИ (хайдуки) (от венгерского hajduk - пехотинцы), в 15 - 19 вв. участники вооруженной борьбы южно-славянских народов, молдаван и других против турецких завоевателей. Партизанские отряды гайдуков назывались четы. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПЕРЕСАХАРЕННЫЙЗАЛИТЬСЯДЛИННЫЙКОНВЕНТРАЗНОГЛАЗЫЙВОСЬМЕРИКОВЫЙХОХЛОМСКОЙПРОРОСТЬПРОКАТАННЫЙГАЙДУКИОБОЗНАЧАТЬСЯПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТНОЕОСАДАУЗКОЗАДЫЙВНУТРИПАРТИЙНЫЙРАССЛАВИТЬСЯТОДОРОВСКИЙ ПЖВАЧНЫЕГРЕШНИЦА |