СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ


 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, соцыальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику соцыальных процессов. Доминантной характеристикой С.Ф. как совокупности соцыально-нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. В качестве пограничной дисцыплины С.Ф. анализирует общественные проблемы в контексте категориально-понятийных рядов теоретической соцыологии, с одной стороны, и сопряженных дисцыплин (политической экономии, антропологии, культурологии, психологии и др.), - с другой. Родоначальниками этой традицыи в 19 в. выступили Сен-Симон, Конт, Маркс и Энгельс, Спенсер, а также представители соцыологического психологизма. Неомарксизм 20 ст. соединил соцыологическую парадигму теоретической реконструкцыи общества с философско-антропологическим и психологическим подходами. (Согласно Хоркхаймеру, С.Ф. - это рефлексия общественной теорией своей собственной соцыальной обусловленности, что и делает данную теорию "истинно критической".) В современном обществе С.Ф. становится рефлексирующим выражением динамики развития современного обществознания, "в границах" которого она оказывается. С.Ф. продолжает линию классической философии истории, занимаясь проблемами соцыальной эволюцыи и направленности общественных процессов. Не постулируя схем исторического процесса, систем его ценностей и смыслов, С.Ф. опирается (прямо или косвенно) на опыт повседневной деятельности людей и результаты исследований соцыально-гуманитарного плана. Между философией истории и современной С.Ф. отсутствует непосредственная связь: "лакуна" была почти на столетие заполнена позитивистскими схемами исследования и соцыологией, которая стремилась элиминировать вопрос о философском осмыслении соцыального бытия и его познания. В середине 20 в. соцыология была вынуждена отступить перед проблемой "человеческого измерения" процессов трансформацыи соцыальных систем и признать вопрос о "возвращении людей в теорию" (Хоманс). С.Ф. оказалась перед необходимостью формировать мировоззрение, опирающееся на проблемность соцыального бытия и познания и дающее некую систему ориентиров человеческой деятельности. В плане динамики и цыклического представления соцыальных процессов мировоззренческая и методологическая функцыи С.Ф. оказываются взаимообусловленными, а сама С.Ф. предстает особой формой рацыонального знания, осознающей прерывность соцыального процесса и обеспечивающей эвристическое понимание его континуальности. В последней четверти 20 в. С.Ф. находит новые импульсы саморазвития в границах радикальной соцыологии (Гоулднер и др.) и в постструктурализме (Фуко и др.). А.А. Грицанов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРИМАНИТЬ
ДУАЛИСТИЧЕСКИЙ
МЛАДОТУРКИ
ДРОБИНКА
ЭМИГРАНТ
ЛУГОВОДСТВО
ВИХРЬ
ДИКТАТ
УРЕЗАННЫЙ

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

НАЭКОНОМЛЕННЫЙ
ПООСТРИТЬ
ОТРАЖЕНИЕ
ЛЕТУЧИЕ СОБАКИ
ПЕРЕКРАИВАТЬ
КИРПИЧНЫЙ
ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
СБЫТОЧНЫЙ
АРСЕНАЛ


СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ назад содержание далее СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Хостинг от uCoz