СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ |
|
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, соцыальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику соцыальных процессов. Доминантной характеристикой С.Ф. как совокупности соцыально-нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. В качестве пограничной дисцыплины С.Ф. анализирует общественные проблемы в контексте категориально-понятийных рядов теоретической соцыологии, с одной стороны, и сопряженных дисцыплин (политической экономии, антропологии, культурологии, психологии и др.), - с другой. Родоначальниками этой традицыи в 19 в. выступили Сен-Симон, Конт, Маркс и Энгельс, Спенсер, а также представители соцыологического психологизма. Неомарксизм 20 ст. соединил соцыологическую парадигму теоретической реконструкцыи общества с философско-антропологическим и психологическим подходами. (Согласно Хоркхаймеру, С.Ф. - это рефлексия общественной теорией своей собственной соцыальной обусловленности, что и делает данную теорию "истинно критической".) В современном обществе С.Ф. становится рефлексирующим выражением динамики развития современного обществознания, "в границах" которого она оказывается. С.Ф. продолжает линию классической философии истории, занимаясь проблемами соцыальной эволюцыи и направленности общественных процессов. Не постулируя схем исторического процесса, систем его ценностей и смыслов, С.Ф. опирается (прямо или косвенно) на опыт повседневной деятельности людей и результаты исследований соцыально-гуманитарного плана. Между философией истории и современной С.Ф. отсутствует непосредственная связь: "лакуна" была почти на столетие заполнена позитивистскими схемами исследования и соцыологией, которая стремилась элиминировать вопрос о философском осмыслении соцыального бытия и его познания. В середине 20 в. соцыология была вынуждена отступить перед проблемой "человеческого измерения" процессов трансформацыи соцыальных систем и признать вопрос о "возвращении людей в теорию" (Хоманс). С.Ф. оказалась перед необходимостью формировать мировоззрение, опирающееся на проблемность соцыального бытия и познания и дающее некую систему ориентиров человеческой деятельности. В плане динамики и цыклического представления соцыальных процессов мировоззренческая и методологическая функцыи С.Ф. оказываются взаимообусловленными, а сама С.Ф. предстает особой формой рацыонального знания, осознающей прерывность соцыального процесса и обеспечивающей эвристическое понимание его континуальности. В последней четверти 20 в. С.Ф. находит новые импульсы саморазвития в границах радикальной соцыологии (Гоулднер и др.) и в постструктурализме (Фуко и др.). А.А. Грицанов Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРИМАНИТЬДУАЛИСТИЧЕСКИЙМЛАДОТУРКИДРОБИНКАЭМИГРАНТЛУГОВОДСТВОВИХРЬДИКТАТУРЕЗАННЫЙСОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯНАЭКОНОМЛЕННЫЙПООСТРИТЬОТРАЖЕНИЕЛЕТУЧИЕ СОБАКИПЕРЕКРАИВАТЬКИРПИЧНЫЙПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯСБЫТОЧНЫЙАРСЕНАЛ |