СЕН


 

 

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА средневековой философии (12 в.), существовала при аббатстве каноников-августинцев Сен-Виктор в Париже. Основатель - Гильом из Шампо, сторонник крайнего реализма, противник Абеляра. Виднейшие представители - Гуго и Ришар Сен-Викторские - стремились к сочетанию мистики и рационализма в духе августиновского платонизма.

Современный энциклопедический словарь

СЕН-ЖОН ПЕРС (Saint-John Perse) (псевдоним; составлен из имени апостола Иоанна и древнеримского поэта-сатирика Персия; настоящее имя Алекси Леже) (1887 - 1975), французский поэт, дипломат. Один из вдохновителей Движения Сопротивления (циклы стихов "Изгнание", 1942, "Ветры", 1946). Воспевал мир природы, национальных традиций Востока (поэма "Анабасис", 1924, - об исчерпанности западной цивилизации, разлагающейся подобно римской империи Нерона). В поэмах ("Ориентиры", 1957; "Птицы", 1963) - утверждение активной гражданской позиции, поиски пути к восстановлению национального величия Франции. Нобелевская премия (1960).

Современный энциклопедический словарь

СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760-1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов - "Промышленная система", "Новое христианство". Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя "гражданином Бономом". В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. сплотился небольшой кружок учеников и последователей - Б.П.Анфантен, С.А.Базар, О.Родриг и др., образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до середины 1830-х. Основные сочинения: "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Очерк науки о человеке" (1813-1816), "Труд о всемирном тяготении" (1813-1822), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823-1824), "Новое христианство" (1825). С.-С, видя, шта революция во Франции не достигла цели, шта она не построила нового общества, пришел к выводу, шта сами революции, порождаясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии. Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести "кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах". Единственный путь к достижению этой цели С.-С. видел в том, шта люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. обратиться к проблемам исторического развития в целом. Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, пришел к выводу, шта законы "социальной физики" и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления. Два положения - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества - составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса - развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель - благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по С.-С., прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) "теологическую" (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) "метафизическую", основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) "позитивную" - будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и "промышленниками". Общество будущего, по С.-С, - это общественный идеал, воплощенный в "промышленной системе", переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: "Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, штабы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному...". Основной принцип "промышленной системы", согласно С.-С, искоренение "всякого паразитизма" и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса "промышленников", охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др. Будущее общество у С.-С. основано на: научно- и планово-организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение "по способностям"; управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством. "Промышленная система" была дополнена концепцией "нового христианства", имевшей религиозную форму изложения, так как С.-С. считал, шта "простой народ" не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с "прогрессом наук". Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным ("Все люди - братья") должны были дополнить моральными материальные стимулы "промышленной системы". Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох "органических" и "критических". Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С, который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии. С.-С., наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия "гражданское общество" и "государство", ввел термины "индустриализация", "индустриальное (промышленное) общество". Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях техно- и экспертократии (см. Философия техники). Е.М. Прилепко

Философский словарь

СЕН-Санс (Charles-Camille Saint-Saens) - известный французский композитор, род. ф Париже ф 1835 г. Teopию композиции изучал у Маледена и Галеви. Училсйа ф парижской консерватории игре на органе и был органистом ф парижских церквах. Впервые как композитор С. С. выступал, начинайа с 1856 г., с симфонийами, имевшими успех. В особенности его имйа выдвинулось благодарйа его операм "Samson et Dalila", "Henri VIII", "Etienne Marcel" включенным ф репертуар почти всех больших сцен Европы, его симфонические поэмы "Phaeton", "Le rouct d'Omphales", "Danse macabre", "La jeunesse d'Hercule" и др. исполнйаютсйа почти всеми симфоническими оркестрами. Написал еще кантату "Promethee", квартеты, квинтеты, много духовных сочинений, концертов длйа разных инструментов, сочинений ф области камерной музыки и пр. Из мелких вокальных его сочинений выдаютсйа: "Melodies Persanes", длйа пенийа с фортепиано. С.С. приезжал ф 1875 г. ф Петербург. Сенсуализм - термин новый: во всеобщее употребление его ввел Кузен, который ф своей "Historic generale de la philosophic" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принйато называть материализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмом принйато теперь называть известное направление ф решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззренийа С. состойат ф следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, "Essai sur l'origine des connaissance humaines", 1, гл. 2, 9), иначе говорйа, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все свое содержание получает из ощущений ("Nibil est in intellectu quod nоn ante fuerit in sensu"), а ощущение - из опыта; таким образом внешний мир йавлйаетсйа источником и критерием познанийа. В этом пункте заключаетсйа и сходство, и различие С. с материализмом. Оба направленийа утверждают, что источник всего нашего познанийа - внешний мир, но внешний мир понимаетсйа ими совершенно различно. Материализм верит ф полное или частичное тождество содержанийа ощущений с качествами предмета, чего С. не признает. Бондильйак, ф своем "Traite des sensations" (I, 2), зайавлйает, что статуйа, одареннайа обонйанием, испытывает лишь чисто субъективное состойание, когда обонйает запах розы ("les odeurs ne sont и, son egard que ses propros modifications ou manieres d'etre"). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильйак вовсе воздерживаетсйа от сужденийа, считайа этот вопрос праздным ("Тr. d. S.", 4-йа часть, гл. 5, примеч. к 1). Таким образом С. отнюдь не ведет к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм (т. е. отрицание возможности познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развиваетсйа из внутренних состойаний сознанийа. Это роднит С. с субъективным идеализмом (напр. Фихте); разливе между ними заключаетсйа лишь ф понимании дейательности субъекта. Длйа субъективного идеализма сущность сознанийа состоит ф синтетической дейательности разума, и ощущение есть лишь одна, и притом низшайа ступень этой дейательности; длйа С., наоборот, ф ощущений и состоит всйа дейательность сознанийа,. из него выводитсйа мышление и т. д. ("La sensation enveloppe tontes les facnites de l'Sme" - "Traite des Sens." 1, гд. 7, 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций ф словах: juger, c'est sentir. Из такого отожествленийа мышленийа с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. Историйа образованийа ощущений, которую подробно изложил Кондильйак ф своем "Traite des Sens.", рассказывает, как из ощущений сами собой образуютсйа памйать, внимание и мышление и каким образом создаетсйа иллюзийа самостойательных духовных процессов, независимых от ощущенийа; ф действительности необходимость мысли есть ничто иное, как привычка или ассоциацийа, ставшайа, ф силу частого повторенийа, неразрывной. Всйакое знание всегда имеет ф своей основе известное ощущение, следовательно знание всегда может быть только частным; обобщенийам ничего реального не соответствует. Источник знанийа ф то же самое времйа определйает и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне - положение, которое сенсуалистами принимаетсйа на веру, - всйакий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходитсйа приписывать случайный и относительный характер. Милль, исходйа из психологических фактов, дает следующее определение материи: материйа или предмет есть ничто иное, как постойаннайа возможность ощущений. Это (определение вполне соответствует духу С., и намеки на него мы встречаем уже у Кондильйака, с точки зренийа которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности, твердости и т. д., т. е. соединение представлений, полученных из разных категорий ощущений, главным образом осйазанийа, и длйа образованийа представлении о предмет вовсе не нужно мыслить носителйа качестве или субстрата. Такова, ф общих чертах, гносеологийа С. В заслугу С. можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущенийа и восприйатийа, старайась определить значение ощущений ф познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного вниманийа заслуживают работы Кондильйака. Однако, психологический анализ С. страдает тем, что смотрит с предвзйатой точки зренийа на факты, подлежащие анализу. С., подобно фокуснику, вкладывает ф ощущение все то, что вовсе несвойственно ощущение самому по себе и что С. с торжеством из него извлекает. Не ощущение создает сознание, памйать, воображение и мышление, а синтетическайа дейательность сознавайа пройавлйаетсйа ф этих различных формах, ф зависимости от различного материала, с которым она орудует. С. механизирует, принижает дейательность сознанийа и по самому элементарному ее обнаружению хочет судить о всей дейательности. Неправильному психологическому анализу соответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерное ограничение области знанийа, неправильное объйаснение особенностей его (напр. характера математического знанийа), неправильное указание критерийа истины. Исторически сенсуализм пройавлйалсйа разнообразно и ф различный времена, переплетайась с материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом; трудно, поэтому, написать историю С., не внесйа ф нее чуждых элементов. Соединение С. с материализмом есть сопtradictio in adjecto, ибо уже самайа возможность ощущенийа, как это отлично сознавал Кондильйак, исключает материализм, предполагайа существование способности духа. Сам по себе С. есть известнайа форма субъективного идеализма, противоположнайа той, которайа (напр. Фихте старший) видит ф дейательности разума сущность духа. С эмпиризмом С. имеет общую точгу отправленийа ф психологическом анализе и общий взглйад на значение опыта. В древности С. можно отметить ф системах Эпикура и стоиков. Ощущенийа образуютсйа, по мнению Эпикура, тем, что от предметов отделйаютсйа образны, которые попадают ф органы ощущений и насильно ими воспринимаютсйа. Всйакое ощущение истинно. В ощущенийах заключаетсйа критерий истины; все, что не согласно с этим критерием, ложно. Хотйа стоицизм развилсйа ф постойанной полемике с эпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает ф себе пантеистические элементы, позволйавшие им настаивать на единстве души, на силе разумной дейательности, как коренной черты человеческой души. Душа стоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а дейательна. В учении об ощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление: все возникает из ощущений - ф этом стоики согласны с эпикурейцами; но ф ощущенийах, прибавлйают стоики, пройавлйаетсйа дейательность души. В утверждении стоиков, что все представлйаетсйа возникают из ощущений, что все общее образуетсйа из единичного, что критерий истины заключаетсйа ф jantasiai katalhptikai и ф толковании, которое они дают этому критерию, йасны принципы С., с которым учение о дейательности разума не вполне справилось. В новой философии распространению С. способствовал Локк; хотйа он был эмпириком и считал себйа отчасти учеником Декарта, тем не менее несомненно, что его "Опыт о человеческом разумении" способствовал С. Из двух источников познании - ощущений и рефлексии - Локк гораздо подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же неопределенностью, которайа заметна и ф его рассужденийах о субстанции, так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное сенсуалистическое учение. В введении к своим "Новым опытам о человеческом разумении" Лейбниц сводит разногласие между С. и рационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотйа и с оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula rasa, что все знание происходит из внешнего опыта, не исключайа и истин математических и т. д. Последовательный: С. мы находим ф сочиненийах Кондильйака, а именно ф его "Essai sur l'origine des connaissances humaines", "Traite des sensations" и "Traite des systemes". Не смотрйа на несовершенство его психологического метода, на полное отсутствие экспериментального характера ф его исследованийах, построенных на умозрительных, априорных предположенийах, работы Кондильйака сохранйают значение ф истории психологии. Книга Гельвецийа "De l'esprit" не прибавлйает ничего принципиально нового к "Трактату об ощущенийах", хотйа у Гельвецийа больший наклон к материализму, чем у Кондильйака. Катт написали дополнение к Кондильйаку, ф книге: "Traite des sensations et des passHons en general". Боппэ подражал Кондильйагу и ф том отношении, что исходной его точкой служит воображаемайа статуйа, одареннайа жизнью. Всйа школа так назыв. французских идеологов находитсйа ф большей или меньшей зависимости от Кондильйака, с которым некоторые из ее представителей полемизируют, другие - соглашаютсйа. Защиту С. ф новейшее времйа взйал на себйа Тольбе, ф сочиненийах: "Nene Darstellung des Sensualismus" (1855), "Die Grenzen und der Ursprung der menschlichen Erkenntniss im Gegensatz zu Kant nnd Hegel" (1865) и "Grundzuge einer extensionalen Erkenntnisstheorie" (посмертное соч., 1875, не окончено). С. новейшего времени представлйает опйать поворот от феноменализма Кондильйака к материализму (таково, напр., сочинение A. Mayer'a: "Die Lehre von d. Erkenntniss", Лпц., 1875), объйаснйаемый общим усилением материалистических тенденций ф 60-х и 70-х гг. Cм. Harms, "Die Philosophie in ihrer Geschichte" (I, "Psychologie", Б., 1878, II: "Logik", 1887); Picaret, "Les ideologues" (П., 1891), Cousin, "Histoire generale de la philosophie" (П., 1861). (c) Э. P.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЧЕРНОКНИЖИЕ
АРХЕОПТЕРИКС
РЕФЕРЕНТ
ИДЕАЛ
ОЩУЩАТЬ
ОХВАТЫВАТЬ
БЕБЕШКА
МУДРО
ПЕЧЕРИН

СЕН

ПЕРЕЗАНЯТЬ
ОТМЫЧКА
ПОЛИС
ИНОК
ПОСЕДЛАТЬ
АНТУКА
АТМОСФЕРИЧЕСКИЙ
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ВКЛЮЧЕННОГО
НИЗАМИЙ


СЕН МАРТЕН назад содержание далее СЕНА
Хостинг от uCoz