НИЗАМИЙ


 

 

НИЗАМИЙ (шейх Низамоддин Абу-Мохеммед Ильяс ибн-Юсоф) - лучший романтический персидский поэт (1141-1203); уроженец кумский, но носит прозвище "Гянджеви" (Гaнджинcкий), потому что большую часть жизни провел в Гандже (теперь Елизаветполь) и там же умер. За свою поэму "Хосров и Ширина" (1180), посвященную азербайджанским атабекам, Н. был призван ко двору, но очень скоро удалился от его суеты и вел жизнь аскетическую. Н. писал и лирические стихотворения: из его дивана (касыды и газели, наставительного характера, до 20000 двустиший) сохранилась лишь незначительная часть. Главную славу Н. составили пять стихотворных эпических произведений, известных под общим названием "Пятерицы" ("Хемсе"): 1) "Мехзен ольэсрар" ("Сокровищница тайн"), ок. 1178 или 1179 г., направления поучительного, мистико-аскетического; в духе суфийского поэта Сенаи. Изд. в Лонд, 1844; Каунпор. 1869; рукоп. англ. пер. Гайндли (Hindley) хранится в британск. музее). 2) "Хосров и Ширина", напис. в 1180 г. Любовь Сасанидского царя Первиза к армянской княжне Ширине должна аллегорически изображать стремление души человеческой к Богу; но эта поэма (как и последующие) так живо рисует человеческие характеры и страсти, что не предупрежденный читатель не может даже подозревать здесь аллегории. Изд. в Тебризе (без года), в Лагоре (1871); нем. пер. Гаммера (Лпц., 1809). 3) "Лейла и Меджнун" - роман из жизни бeдуинов, близкий, по сюжету, к истории Ромео и Джульетты. Изд. в Тегеране (1851) и Лукнове (1879); англ. пер. Дж. Аткинсона (Л., 1836). 4) "Хефт пейкяр" ("Семь красавиц") - посвящ. романтическим похождениям Сасанидского царя Бехрама Гура. Здесь четвертый из семи рассказов принадлежит "русской царевне". Изд. в Бомбее (1849), Лукнове (1873); нем. пер. Ф. Эрдманна: "Bebram-Gur u. die russ. Furstenlochter" ("Уч. Зап. Каз. Унив."; 1843, кн. I - IV; отд. изд. 1844); еще раньше Эрдманн издал по-перс. и по-нем. "Die Schоne vom Schlosse" (Каз., 1832). 5) "искендер-наме" ("Книга Александра") - нач. между 1191-93 гг., оконч. после 1197 г.; в 1-й полов. Александр завоевывает мир, во 2-й - сознает тщету мира; тенденция обычная суфийская, с ясным пантеизмом. 2-я часть издана в Калькутте (1652, 1869), а 1-я - в Кальк. (1812 и 1825, с коммент.; 1853, без комм.), Лукнове (1865, с коммент.), Бомбее (1861, 1875); Эрдманн, "De expeditione Russorum Berdaam versus" (Каз., 1826); Шармуа, "Exped. d'Alexandre contre les Russes" (СПб., 1829, с прилож. биографии Н. по Девлет-шаху): отрывок по-русски в пер. Наталии Делибюрадер " Телескоп", 1831, ч. VI, ј 29); англ. пер. Вильберфорс-Кларка (Л., 1881). Целая "Хемсе" изд. литогр. в Бомбее (1834, 1838, 1855) и в Тегеране (1845, 1848). Произведения H. вызывали и вызывают бесчисленное количество подражаний в вост. литературе. Лучший из подражателей - Джами. О Н. см. предисловия к разным изд. и перев.; Hammer, "Gesch. d. schоn. Redekunste Pers." (B., 1818); Bacher, "N's Leben und Werke" (Лпц., 1871); полезные дополнения у Riеu, в "Catal. of the pers. manuscripts in the Brit. Museum" (Л., 1881, т. II, стр. 563 и cл.). A. Крымский.
Никита Акоминат, называемый так по происхождению из фригийского города Хона или Хониата - один из лучших византийских писателей второй половины XII и начала XIII в. Учился в Константинополе под руководством старшего брата Михаила, впоследствии афинского митрополита. Около 1180 г. Н. поступил на государственную службу, но при Андронике Комнине удалился от двора и занимался изучением юридических наук. С вступлением на престол Исаака Ангела (1185 г.) снова занял должность императорского секретаря; в 1188 г. участвовал в походе на болгар, пользовался личным доверием императора и руководил его политикой по отношению к крестоносцам. Когда крестоносцы 4-го крестового похода окружили Константинополь и в городе началась анархия, Н. принимал участие в обсуждении критического положения столицы и подал голос за то, чтобы хранить верность старой династии и не избирать нового царя; тем более что и латинским вождям выгоднее поддерживать Алексея, сына Исаака Ангела. Но подвижная и бурная масса, как выражается Н. в истории своего времени, ставила произвол выше всего и повторяла, что не хочет быть в подчинении у царя из рода Ангелов. При взятия Константинополя Н. потерял все свое имущество и самую жизнь спас благодаря лишь заступничеству частного лица латинского происхождения. Бежав из города, он нашел временное убежище в Силиврии, а потом поселился в Никее, где и провел остаток жизни. Н. был самым красноречивым истолкователем надежд греческих патриотов на никейского императора. По-видимому, все его ученые труды составлены в этот период времени. Время смерти его относят к 1210-1215 г. Н. Акоминату принадлежат многочисленные труды, частью еще не вполне изданные. В "QhsanroV orJodoxiaV", где он занимается историей противоцерковных учений и мнений, видно обширное изучение литературы предмету, особенно древних отцов и учителей церкви первых веков христианства. Наибольшее значение имеют последние главы сочинения, где идет речь о религиозном движении XI и XII вв., при царях Алексее, Мануиле и Алексее III Ангеле. Здесь Н. является почти единственным руководителем для изучения культурной истории византийского общества, и сообщения его тем более важны для науки, что он пользовался утраченными, теперь соборными деяниями. Историческое произведение Н.: "Cronikh dihghsiV" обнимает эпоху с 1118 по 1206 г. Можно думать, что Н. вел записки о современных ему событиях и впоследствии придал им литературную форму. Научное значение истории Н. стоит весьма высоко, в особенности во второй части: здесь он является современником описываемых событий, знающим, по своему общественному и служебному положению, не только то, что происходило, но и то, что подготовлялось. Во всей византийской историографии трудно указать соперника Н. по мастерской характеристике лиц и положений и по обширному материалу для культурной истории. Особенную важность имеют мелкие сочинения Никиты - торжественные речи и похвальные слова. Часть их касается событий до завоевания Константинополя крестоносцами, другая часть составлена в Никее и посвящена событиям после 1206 г. Похвальными словами, произнесенными в Никее, Н. Акоминат вводит нас в самый процесс создания никейской империи и знакомит с чувствами и настроением тогдашнего общества. Ср. О. Успенский, "Византийский писатель Н. Акоминат из Хон" (СПб., 1874); Krumbacher, "Geschichte de Byzant Literatur" (2 изд., стр. 382 и след.). (c) Ф. Успенский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СОВРЕМЕННИЦА
ЗАСТРЯТЬ
ПЕРЕРЕЗАННЫЙ
ОБЕГАТЬ
ПРОВОРОНИВАТЬ
ОТПЛЯСАТЬСЯ
ИНДУСТРИАЛИЗИРОВАТЬ
КОНСЕКВЕНТНЫЙ
ДОКИПАТЬ

НИЗАМИЙ

ХРОМО
ТРИУМФАЛЬНЫЙ
САНКЮЛОТЫ
СБЛИЖЕНИЕ
РЫЖЕТЬ
ШТРИХ
ДЕРНОВАТЫЙ
РАСПОЛОЖЕНИЕ
ПРЕТОРИУС


НИЗЁХОНЬКИЙ назад содержание далее НИЗАНЬЕ
Хостинг от uCoz