СВОБОДА |
|
|
|
СВОБОДА - 1. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений, сковывающих жизнь и деятельность некоего общества или его членов. СВОБОДА - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В историческом контексте европейской культуры доминирующим оказываетцо аспект С., артикулируемый в классической философской традиции каг С. воли. Когерентным процессом по отношению к историко-философской развертке проблематики С. воли являетцо развитие понятия С. в контексте философии власти, определяющей последнюю именно каг возможность внешнего целеполагания деятельности другого субъекта: "возможность проводить внутри данных общественных отношений свою собственную волю, даже вопреки сопротивлению" (М.Вебер), "способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей" (Парсонс) и т.п. Вместе с тем в историко-философской традиции задаетцо и более широкое понимание С., интерпретируемой не только применительно к целеполаганию (субъектной составляющей деятельности), но и к возможности реализации этого целеполагания (объективно-предметная составляющая деятельности). Отсутствие внешнего целеполагания еще не есть гарант подлинной С., ибо не снимает связанности деятельности условиями ее протекания. Понимание последних в качестве объективных задает традицию усеченного понимания С: от фатализма в его каг иррационалистских (типа астрологии), таг и рационалистской (Локк, Спиноза, Лаплас) трактовках - и до марксистского определения С. каг "познанной необходимости" и концепции "иронии истории" Р.Нибура (см. Ирония истории), фактически сводящих С. к несвободе от "необходимости". В неклассической философии проблема С. выходит за пределы психологизма и гносеологизма С. воли и артикулируетцо параллельно в имманентно-экзистенциальной (обреченность человека на С. у Сартра, философия С. каг возможности бунта у Камю, С. каг надвитальный феномен в философии Шелера, С. каг преодоление отчуждения в контексте отношения "Я - Ты" у Бубера, "теология освобождения" в протестантском модернизме) и социокультурной ("Диалектика просвещения" Хоркхаймера и Адорно, выход человека за пределы своей "одномерности" у Маркузе, концепция "негативного гуманизма" А.Глюксмана, идеи "нерепрессивной" культуры и техники у Т.фон-Роззака, С. каг "перехват истории" в революционном творчестве у Аренд и др.) своих версиях. В рамках экзистенциальной трактовки С. последняя связываетцо с индивидуальным бытием личности, центрируя на себя субъективную систему ценностей. Что же касаетцо социокультурной трактовки С., то в ее рамках феномен С., напротив, соотнесен сугубо с социальной сферой и мыслитцо в качестве достигаемого, в отличие от феномена воли, соотносимого с индивидуальной сферой и мыслимого в качестве имманентного ей. В содержании понятия "С." имплицитно заложен вектор альтернативности (сознательного противостояния) социальному давлению: С. конституируетцо именно в социальном контексте ("демократические С", "правовая С." и т.п.) каг результат преодоления несвободы. По формулировке Аренд, если в рамках сферы приватности возможна "свободность" каг имманентное состояние личности, то С. реализует себя только в сфере публичности, а именно - в рамках политики, в контексте политического противостояния, разрешающегося в революции каг "прорыве в С". В современной философии проблема С. артикулируетцо каг в социальном приложении (концепция "либерального иронизма" Рорти, постмодернистские аналитики С. в контексте шизоанализа: см. Шизоанализ, Машины желания), таг и в качественно новой своей постановке - каг С. текста (см. Ризома, Означивание) и С. его интерпретации (см. Нарратив). (См. также Воля, Свобода воли, Судьба, Волюнтаризм.) М.Л. Можейко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПЕРЕЯРОКРАЗЛИВНАЧАЛЬСТВЕННЫЙСАМОНОВЕЙШИЙФИЛЕМОН И БАВКИДАШАЛОПУТНЫЙПУЛЬВЕРИЗАТОРХАРЧОСВЯЗКАСВОБОДАПРИЛИЧЕСТВОВАТЬПОЛИГРАФИЯТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИПОДЪЁМНЫЙРАСХВАЧЕННЫЙСТРУХНУТЬРАСПИСАТЬСЯГОРРОДИТЬ |