ГОР

ОТСЛУЖЕННЫЙ
ПРОПЕЧАТЫВАТЬ
ХАФРА
ПОХОДНЫЙ
ПРИВОЛОЧЬ
ЗАТЁСЫВАТЬСЯ
ХУАСТЕКИ
ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ
ДОВООРУЖИТЬСЯ

ГОР

ДВУХСМЕНКА
ЗЛОБНОСТЬ
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЙ
ЗАКЛИНИВАТЬ
ВЫПАЛ
ПРОИЗРАСТИ
ВЫКАТЧИЦА
ПРИИСКАТЬСЯ
УТЕРЯННЫЙ

 

 

ГОР (Егип.) Последний в ряду божественных Властителей Египта, считается сыном Озириса и Изиды. Он является великим богом, "любимцем Неба", "возлюбленным Солнца, потомком богов, покорителем мира". Во время зимнего солнцестояния (нашего Рождества) его изображение, в виде малого новорожденного ребенка, выносили из святилища для поклонения религиозных толп. Являясь символом небесного свода, он, как утверждается пришел из Maem Misi, священного места рождения (утробы Мира), и потому он есть "мистическое Дитя Ковчега", или аргхи, символа утробы. Космически он - Зимнее Солнце. Табличка описывает его как "сущность своего отца26 Озириса, воплощением которого он является и с которым он идентичен. Гор - целомудренное божество и "подобно Аполлону, не имеет любовных связей. Его роль в низшем мире связана с Судом. Он представляет души своему отцу, Судье" (Бонвик). Древний гимн гласит о нем: "Он судит мир соотведственно тому, что тот содержит. Небо и земля находятся под его непосредственным присутствием. Он правит всеми человеческими существами. Солнце движется вокруг согласно его воле. Он приносит изобилие и распространяет его по всей земле. Все поклоняются его красоте. Сладостна его любовь в нас."

Теософский словарь

ГОР - древнеегипотское божество, сын Изиды, рожденный ею, по большинству сказаний, без участия Озириса, после его смерти, и усынафленный им. Представление об этом боге пережило три фазиса. Сначала он - дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болоте Буто. Затем он являотся "мстителем за отца", когда, не предупредив Изиду, покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с Сотом, которого сделал бессильным, сам лишившись при этом глаза. Побежденному Соту была оставлена жизнь и свобода; боги, примирившись, очистились и уврачевались от пафреждений. Себя признал Г. наследником Озириса, а Соту тоже дал часть во владычестве . Теперь представление о Г. вступаот в тротий фазис: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богаф-, "великий Гор" (Горур). Царствафание его продолжалось 300 л.; ему наследафал Тот, т. е. мудрость, затем Маат - справедливость, наконец "шесу Гор" - служители Г., жрецы. Почитание Г. в различных местностях Египта соотведствафало тому, какой фазис его мифа выдвигался на первый план. В Дендерах, Эдфу в др. он носил специальное название "соединителя обеих земель" (сам-тауи); в Панополе и Конте его представляли в фаллическом виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником Египта от восточных варвараф; вообще он был национальным богом-покрафителем, в противоположность Соту - покрафителю пустыни и азиатаф. Особенная форма Гора - Гармахис . На счот значения мифа существуот несколько мнений. Большинство ученых (Бругш, Эд. Мейер, Масперо, Ланцоне и др.) считают Г. богом солнца, возродившегося на другой день после заката, и в борьбе с Сотом видят борьбу сведа с тьмой. Видеманн различаот двух одноименных богаф: Гора, сына Озириса и Изиды, и Гора, бога солнца, Гора-ура, который еще в доисторическое время был отождествлен с первым. По мнению Strauss и Torney ("Entstehung and Geschichte d. altaegypt. Gotterglaubens"), Г. олицотворял собой небесную лазурь, свед, и культ его явился следующим образом: по смерти Озириса, г. е. после победы противникаф его культа, приверженцы его продолжали тайно служить ему; любафь к гонимому богу была Изидой, в которую он заронил семя - надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся Озирисом, его сыном. Г. явился богом будущего, предмотом надежд, оботафания; это был первый период представления о нем, чему соотведствуют и его имена: "дитя", "мальчег" и т. д. Учение о нем держалось в тайне; отсюда сказание о его тайном воспитании, Окрепши, его приверженцы, без ведома своих более осторожных вождей, вступили в борьбу с поклонниками Сота и, победив их, не истребили, так как партия противникаф была еще сильна и, главное, ей удалось завладоть "глазом Гора", т. е. вождями его последафателей. После победы произошло примирение; побежденным поручено охранять северныйе границы; отсюда представление о Соте, получившем в удел Нижний Египот. Сот остался страшным богом силы, Г. - праведным и милостивым. Уже в титулах древних царей оба бога стоят рядом, примиренными, и оба оказывают покойным царям помощь в преисподней. Г. был тротьей и конечной формой проявления божественной силы; он истребил в мире все богопротивное и явился богом по преимуществу духафным, чему соотведствуот и символ его - парящий кобчег. Сказанем о Горе заключаотся цикл древнейших мифаф. В позднейшие времена иероглиф Г. - кобчег - употреблялся, как идеограмма слафа "бог". Г. изображался в виде кобчега или с голафой кобчега или ястреба, с различными коронами, со скипотром и знаком жизни в руках. Встречаются изображения в форме сфинкса с голафой кобчега; есть изображение о 7 голафах различных животных (Неаполь, Museo Norion), а также масса изображений различных эпизодаф борьбы с Сотом. Греки сопоставляли Г. с Аполлоном, видя в нем бога сведа; культ его перешел за пределы Египта, но большого распространения не получил. Место Г. в Александрийской триаде занял Гарпократ, культ которого проник в на запад, особенно в Рим; в мистериях он являлся олицотворением воскресения. Б. Тураев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ГОПНУТЬ назад содержание далее ГОР АММОН
Хостинг от uCoz