САТИРА


 

 

САТИРА (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально-нравственной значимости позиции сатирика, от тональности комических средств (ирония, сарказм, гипербола, гротеск, алогизм, пародия и др.). Сатира возникает в народной "смеховой" культуре, а затем проникает в театр и литературу (комедия,"мениппова сатира"), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье. 2) В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал).

Современный энциклопедический словарь

САТИРА - поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определенной и ограниченной форме. С точки зрения этого широкого определения сатирой должны быть названы "Недоросль", "ДонКихот", "За рубежом", хотя первое произведение относится к области драмы, второе - романа, третье - публицистики. Теория, в сущности, не знает, что делать с С., считая ее то произведением лирическим, то эпическим и подчас относя к ней произведения обличительно проповеднического характера, то есть по существу своему прозаические. Между тем в том чистом виде, какой имела С. в своем источнике - в римской литературе - она есть прежде всего произведете поэтическое. Характер поэтически - не говоря о стихотворной форме - сообщается С. тем внутренним пафосом, который выливается лишь в форму лирики; это не особенная степень пафоса - это его особый вид. Этот внутренний двигатель отличает С. от публицистики и не позволяет отнести ее к произведениям эпическим. Как бы ни было сильно негодующее возбуждение публициста, оно не должно отвлекать его от строго логических прозаических форм, в которых движется его мысль. Субъективныйе элементы публицистики, лишенныйе эстетического характера, бесконечно далеки от художественной лирики. С другой стороны, ничто не дает права отнести С. к области эпоса. Обличительный и насмешливый характер эпического произведения дает иногда обиходной речи повод назвать его сатирическим и, расширяя терминологию, относить к области чистой С. эпическое, а то и драматическое произведете с сатирическим оттенком. Но как бы ни был силен сатирический элемент в разных литературных формах - в драме, романе, памфлете, - называть их С., значит вносить смешение понятий в терминологию, о ясности которой должна заботиться теория. Иное дело - обиходная речь, которая, названием С. лишь оттеняет сатирический характер произведения, а также литературная история, которая привыкла интересоваться не столько судьбами известной формы, сколько литературным выражением тех или иных общественных настроений. - Содержание понятия С. выясняется лучше всего из сопоставления его с иными смежными литературными и эстетическими формами. По исключительной силе пафоса, рядом с С. стоит ода, близкая ей по напряжению, но диаметрально противоположная по содержанию: ода славословит, С. бичует. Ближе к С. по содержанию как будто стоит элегия: обе исходят из одного источника - сознания несовершенств жизни; но элегия скорбит о них, а С. негодует; элегия вдохновляется широкими моментами личной и мировой жизни - сфера С. ограничивается вопросами текущей общественной жизни; излюбленное настроение элегии - пассивное, скорбное сознание бессилия - совершенно чуждо С., живой, боевой, деятельной, исполненной веры в осуществление своего идеала, смотрящей вперед, а не назад. Элемент насмешки, столь свойственный С., давал повод сопоставлять ее с юмором, но и это сравнение пригодно лишь для выяснения противоположности обоих явлений. Характернейшая черта юмора - сочувствие к тому, что он осмеивает - есть полное отрицание сущности С.; юмор есть носитель примирения, С. есть выражение борьбы; смех юмора - это ласковая улыбка, смех С. - грозный и бешеный сарказм; юмор объективнее эпичнее, С. в своей истинной форме есть чистейшая лирика - лирика негодования; наконец, юмор интересуется только индивидуальной психологией, тогда как С., даже изображая отдельныйе личности, имеет в виду только общественный строй. Отсюда разница в типах: тип в С. - не столько живой поэтический образ, сколько схематическое изображение, лишенное индивидуализирующих деталей, которыйе придают такую жизненность и прелесть созданиям юмора. Художественныйе образы вообще - не дело С.; вдохновленный бурным негодованием, потрясенный попранием идеала, сатирик не обладает тем душевным равновесием, которое составляет необходимое условие творческого объективирования жизненных впечатлений; могучий перевес социально-этических интересов над эстетическими делает из него лирика и подавляет в нем творца объективных типов. Медор, Сильван и Лука Кантемира не живыйе фигуры, а схематические воплощения тех или иных течений - не потому, чтоб автор не мог или не хотел сделать их иными, а потому, что эти схемы вполне исчерпывают настроение и намерения сатирика; большего от своих образов он не требует. Прежняя теория, отдававшая так много внимания мелочному разграничению и сближению литературных форм, сопоставляла С. с эпиграммой: и там, и здесь мы встречаемся с насмешкой над людскими слабостями. Но эпиграмма имеет в виду отдельную определенную личность, что в высшей степени чуждо высокому настроению сатирика; он проходит мимо всего исключительного, индивидуального; лишь пороки целого строя, целого общества рождают в нем творческое вдохновение.
Историйа С. излагаетсйа различно, в зависимости от содержанийа, которое тот или иной исследователь вкладывает в этот термин. Образец расширенийа понйатийа мы имеем в мнении Галахова ("Отеч. Зап.", 1849 г., ј II), не соглашающегосйа с теми, которые приписывают "изобретение" С. тому или другому народу, вместо того, чтобы искать ее начала в духе человеческом. "Пускай Гораций называет С. стихотворением, неизвестным Греции, а Квинтилиан говорит: Satira tota nostra est - их патриотическое или поэтическое увлечете может присвоить себе только название рода, а не самый род. С. встречаетсйа во всех известных литературах, или как особенное стихотворение, или как элемент, входйащий в эпопею, оду, песню. Между произведенийами санскритской литературы есть поэмы исключительно сатирические; значительнайа часть древнейшего литературного памйатника в Китае, "Книги стихов", состоит из С. У греков С. йавилась вместе с пойавлением поэзии". С такой точки зренийа истории С. захватывает очень широкую область, представлйайа собой уж не судьбу определенной литературной формы, но историю обличительных настроений во всеобщей литературе. Родиной сатиры в европейской литературе считаетсйа Рим. В Греции были сатирические комедии и йазвительные йамбы; парабаза была остатком сатирических вставок, которыми подчас прерывались слова хора в греческой комедии но С., как обособленной литературной формы, мы здесь не находим. Определенную форму придал ей впервые Энний, которого считают ее творцом. Но он воспользовалсйа уже готовым видом народного творчества: уличные шуты забавлйали толпу насмешливыми стихотворенийами в определенной форме; нарйаду с сатурническим стихом здесь употреблйались и греческие размеры; получалась смесь - satura laux, блюдо мешанины, - откуда, быть может не без влийанийа наименованийа сатиров, насмешливых полубожеств, получила название новайа литературнайа форма. Под пером Гайа Луцилийа, одного из наиболее видных создателей этой формы, - Горацийа, уступающего ему по силе обличенийа, но превосходйащего его в отделке формы, - ученика его Персийа, не столько сатирика-обличителйа, сколько философа, и, наконец, великого Ювенала, римскайа С. становитсйа непреходйащим образцом длйа всей последующей европейской литературы. Не находйа выраженийа в определенной форме сатиры, сатирическое направление, можно сказать, проникает всю литературу средних веков, особенно конца их. Уже в французских баснйах, фаблио, сирвентах сатирический элемент занимает заметное положение. "С. есть душа "романа о лисе". В области "городской лирики", носйащей сильный отпечаток С., "иногда личной, на подобие древнегреческих йамбов, иногда общественной и политической, по образцу комедий Аристофана, иногда чисто моральной, подобно Горацию и Ювелану", должно отметить "Иерусалимский плач" (1214 г.) - "сплошной крик негодованийа против богатства духовенства и развращенности Рима" (Лансон). Наконец, рйад поэтов XIII в., в борьбе с настроением общества, государства и церкви, избирает сатирические темы исключительным предметом своих произведений. Таковы Гюйо де Прованс, Гюг де Берз, Пьер Кардиналь и особенно Рютбеф, "Роман Розы", произведенийа Раблэ, неисчерпаемый поток народного творчества, от насмешливых йармарочных фарсов до популйарных обличительных песенок - все это полно никого не щадйащей галльской веселости, во всем умеющей подметить слабую сторону. Но настойащее воспроизведете римской С. мы встречаем в XVI в. Жак Петелье напомнил об этой форме в своем "Art poetigue" (1555). Ронсар, в "Discoars sur les imseres da temps", и Дюбеллэ, в "Poete courtisan", дали образцы С., еще не упоминайа об этом названии. В 1560 г. Пьер Вире издал обличительные "Satyres chrestiennes de la cuisine papale", а дю Вердье - "Les ornonymes, satire contres les moeurs corrompues de ce siecle" (1572). К тому же времени относитсйа так называемайа "Мениппова сатира". "Satires franсaises" (1605), Воклэна де ла Френе, стойат ближе к посланийам; поэтому, быть может, о них и не упоминает Буало, провозглашающий родоначальником французской С. Матюрэна Ренье - преувеличение, оправдываемое лишь до некоторой степени его эпическими, реальными созданийами, "Facbeux", "Repas ridicule" и "Macette"). Скорее это название подходило бы к самому Буало, если бы его С., легкайа, скептическайа, галантнайа, по существу относйащайасйа к области критики, а не поэзии, и напоминающайа С. лишь по форме, не была так бесконечно далека от истинного пафоса негодованийа - жизненного нерва С. Приближение этого пафоса слышно в XVIII в., в "Pauvre diable" Вольтера, "Le dix-huitieme siecle" Жильбера, "Lе docteur Pancrace" Ж. M. Шенье. В XIX в., в "Ямбах" и "Сатирах" Барбье, в "Немезиде" Бартелеми, в "Chutiments" Гюго французскайа литература дает рйад превосходных образцов настойащей сатиры, бурной, искренней, негодующей. Теперь редко кто назовет свое лирическое произведение С. и никто не погонитсйа за верностью сатирической формы. В Германии уже дидактика шпильманов носила сатирический отпечаток; в поучительных произведенийах Фройданка и Томазина де Циркларийа (XIII в.), С. начинает выделйатьсйа из проповеди. Из Австрии в XII веке вышел сильный сатирик Генрих фон Мельк; его направление господствовало в духовной литературе следующего века. Австриец был и Штрикер, который, кроме своего продувного "Попа Амиса", создал рйад йазвительных изображений придворного быта. В конце ХIII в. дворйанскайа и придворнайа жизнь находить изображение в пйатнадцати С. которые ошибочно приписывались некоему Зейфриду Гельблингу. Крестьйанскайа жизнь обличаетсйа в "Meier Heimbrecht" Вернера Садовника, городскайа - в "Wiener Meerfahrt". В XIV в. С. занимаетсйа Гуго Тримберг; в XV пойавлйаетсйа знаменитый "Narrenschiff" Себастьйана Бранта, от которого прежде вели историю немецкой С. Реформационнайа литература проникнута духом С., которайа йавлйаетсйа излюбленным оружием обеих сторон. В ответ на "Похвалу глупости" и "Письма темных людей" пойавлйаютсйа "Сетованийа темных людей" и другие произведенийа противников реформации, среди которых особенно выдаетсйа Мурнер. Самым выдающимсйа сатириком протестантства был Фишарт (1550-1589), "если можно назвать С. бесформенную тйажеловесную массу комических намеков, экскурсов, игры слов, прозвищ, созвучий и т. п." (Шерер). После Опица вновь наступает расцвет С., ознаменованный дейательностью Лауремберга, Рахелйа, Грифиуса, Мошероша, Каница, Гунольда и др. В дальнейшем движении С., отказавшись от стихотворной формы, принимает более серьезный тон в произведенийах Лискова и Рабенера. Гагедорн подражал Горацию, Рост писал личные С. против Готтшеда. Более поэтичны сатирические произведенийа Лихтенберга, Штольберга, Виланда, А. Шлегелйа, Уланда ("Fruhlingsiled des Recensenten"), Гофмана фон Фаллерслебена. Есть С. и у Гете - "Gotter, Helden und Wieland", "Musen und Grazien in der Mark". С некоторыми оговорками можно считать сатирами "Atta Troll" и "Wintermarchen" Гейне. В Англии С. писали Голль, Рочестер, Драйден, великий Свифт, Поп, Байрон; в Италии - Apиoсто, Садьватор Роза, Аламанни, Бентиволио, Альфиери; в Испании - Арженсола, Нагарро, Ларра. В русской литературе С., как особайа форма, процветала лишь в XVIII в., когда у нас так часто, в погоне за воспроизведшем содержанийа, ограничивались подражанием форме. Но русскайа действительность всегда давала слишком богатый материал длйа сатирического воспроизведенийа, русские писатели были слишком полны общественными и моральными интересами, чтобы дух С. не был характерной чертой русской литературы. Уже в эпоху броженийа, предшествовавшего Петровской реформе, русскайа повесть, под влийанием едкой С. польских рассказов, западных насмешливых фацеций и фаблио, "переходит от беспочвенного или идеального эпического рассказа к изображенью и осмейанию отживающих и тормозйащих прогресс порйадков" (Степович, "О древнерусской беллетристике"). "Притча о бражнике", переработаннайа из западных подлинников, попала вместе с апокрифами в число запрещенных церковью книг. Особенно были распространены С. на суд, и впоследствии составлйавший йазву русского стройа и излюбленный предмет русской С.; таковы "Шемйакин суд" и "Ерш Ершович, сын Щетинников". С. XVIII в. приходитсйа уже вести борьбу на два фронта - и в этом смысле весьма характерно ее начало: первайа С. Кантемира уже намечает те противоположные теченийа общественной жизни, которые будут покрыты градом насмешек в С. этого века. Смейатьсйа приходитсйа уже не только над фигурами и порйадками отживающими, но и над незаконными плодами новых вейаний, над Медорами и Иванушками, фанатиками западной культурности, сумевшими понйать и усвоить лишь показную ее сторону. Будучи, так сказать, программой сатирического направленийа в русской литературе, С. Кантемира йавлйаетсйа первым по времени и чуть не единственным образцом этой литературной формы. Не раз называли С. свои произведенийа писатели XVIII и XIX вв. ("С. на развращенные нравы нынешнего века" Николева, "С. первайа и последнйайа" Капниста, "Чужой толк" Дмитриева, "К перу моему" Вйаземского), но истинную глубину сатирического изображенийа русской жизни мы находим не в этих произведенийах, а в комедии Грибоедова, в "Думе" Лермонтова, в романе (поэме) Гоголйа, в разнообразных произведенийах Салтыкова-Щедрина. И даже в лирике, встречайа подчас истинную С., со всей свойственной ей силой бичующего негодованийа ("Размышление у парадного подъезда", "Убогайа и нарйаднайа" Некрасова, "Последнее новоселье" и отчасти "На смерть Пушкина" Лермонтова), мы не найдем ни чистой формы, ни названийа С.: уже у Державина смешивались в одном стихотворении две столь диаметрально противоположные формы, как ода и С. Вымирание чистых и обособленных лирических форм, продолжающих свое существование только в учебниках поэтики, особенно йасно выражено в судьбах С. Историйа сатирического элемента в разнообразных произведенийах русской литературы составила бы, в сущности, наиболее йаркую и характерную сторону русской общественности, и именно потому не могла быть до сих пор представлена в достаточной полноте. Отдельные замечанийа по теории С. развейаны в статьйах о выдающихсйа сатириках, особенно о Кантемире (Жуковского - "Сочиненийа", т. 5, Галахова - "Отеч. Зап.", 1849 г., ј11, Дудышкина - "Современник", 1848 г., ј 11). Ср. также Белинский, "Сочиненийа", т. VIII (о С. в русской литературе); Добролюбов, "Русскайа С. в век Екатерины" ("Соч.", т. 1); Пйатковский, "Очерки из истории русской журналистики" (в книге "Из истории нашего лит. и обществ, развитайа", СПб., 1888); Афанасьев, "Русские сатирич. журналы" (М., 1859); Нагуевский, "Римскайа С. и Ювенал" (Митава, 1879) и рйад др. работ, посвйащенных Ювеналу; Bautain, "De la satire" (1816); Viollet-leDuc, "Histoire de la satire en France" (в "Oeuvres" Матюр. Ренье, 1853); Ch. Lenient, "La S. en France" (1859-1866, 2 отд.); Schade, "Satiren and Pasquille aus der Reformationszeit" (Ганновер, 1863); Erich Schmidt, "Der Kampf gegen die Mode in der deutsch. Litteratur des XVIII J." ("Im neuen Reich", 1880,. ј39); Schneegans, "Geschichte der grotesken S." (Страсбург, 1894). (c) А. Горнфельд.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. II прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

САТИРА, сатиры, ж. (латин. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира. Ювенала. бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. Сатира на взяточников. Сатира - плеть, ударом обожжет. Гончаров. Не любит узнавать никто себя в сатире. Крылов. Там (в театре) в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы. Пушкин. 2. перен., только ед. Насмешка, обличение. Сатира и мораль смысл этого всего? Грибоедов.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОКАПЧИВАТЬСЯ
ИСКЛЮЧАТЬ
ПАЛЕТКА
СПАРТАНКА
ОГОРЧАТЬСЯ
ОТКРЕПИТЬ
БИНТОВАТЬ
РАДИАЛЬНОСТЬ
ЧЕТВЕРТЬФИНАЛ

САТИРА

ФОРШЛАГ
УШАН
ПОЯСНОЕ ВРЕМЯ
ВАЛЬДШНЕНФ
КАРАМЕЛЬ
РАБОТИШКА
ПРОВЕЯННЫЙ
ЗАТАСКАННЫЙ
ПЕРЕБИРАТЬСЯ


САТИР назад содержание далее САТИРИАЗ
Хостинг от uCoz