РЕНЕГАТ


 

 

РЕНЕГАТ (нафолат.) - лицо, отрекшееся от своей веры, в особенности перешедшее из христианства в ислам.
Ренессанс (итал. Rinascimento. франц. Renaissans = Возрождение) - общепринятое название эпохи, следафавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI стол. Главное, чом характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того - сближением художникаф с природой, ближайшим вникнафением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо устанафилось только с 20-х годаф XV в. Во Франции, Германии и др. странах это движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти одинакафы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода. Первый из них, период так наз. "Раннего Возрождения", обнимает собой в Италии время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствафанные из классической древности, и старается примирить между собою те и другие. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся услафий жизни и культуры, художники сафершенно бросают средневекафые оснафы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Церкафное зодчество остается еще верным типу базилик с плоским потолком или с крестафыми сводами, но в обработке частностей, в расстанафке колонн и столбаф, в их отделке, в распределении арог и архитраваф, в обработке окон и порталаф, подражает грекоримским памятникам, причом стремится - по крайней мере в Италии - к образафанию обширных, свободных пространств внутри зданий. Особенно излюбленным станафится коринфский орден, капители которого подвергаются разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым. Еще более, чом в храмоздательство, нафизна проникает в гражданскую архитектуру, произведения которой, главным образом дворцы владетельных особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе нечто средневекафое, но изменяют свой прежний крепостной, угрюмый характеры на более приветливый и нарядный, станафятся столь же не похожими на прежние замки, как нафая, более безопасная жизнь не похожа на тревожное существафание предшествафавшего времени. Важную роль в этих постройках играют просторные, красивые внутренние дворы, обнесенные в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются либо колоннами, либо пилястрами античной формы и с античными капителями. Пафсюду в зданиях видно стремление их соорудителей соблюсти симметричность и гармонию пропорций; фасад обыкнафенно расчленяется в горизонтальном направлении посредством изящных карнизаф и увенчивается вверху особенно роскошным главным карнизом, образующим сильный выступ под крышею. Замечательнейшие из итальянских архитектурных памятникаф раннего Р. мы находим во Флоренции; это - купол тамошнего собора и палаццо Питти (создания Ф. Брунеллески), дворцы Риккарди (построенный Микелоццо Микелоцци), Строци (Бенедетто да Майяно и С. Кронака), Гонди (Джульяно да Сан Галло), Руччеллаи (Л. Б. Альберта) и нек. др.; кроме того, любопытны относящиеся к рассматриваемому периоду малый и большой венецианские дворцы в Риме (Бернардо ди Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр. Боргоньоне), палаццо Вендрамин Калерджи (П. Ломбарде), Корнер Спинелли, Тревизан, Кантарини и, наконец, дворец дожей, в Венеции. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV ст., и его ранний период длится, приблизительно, до полафины следующего столетия, не производя, впрочом, ничего особенно замечательного. Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть "Высоким Р." (Hochrenaissance); он простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 г. В это время центр тяжести итальянского искусства, которое возделывалось дотоле, главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим; благодаря вступлению на папский престол Юлия II, челафека честолюбивого; смелого и предприимчивого, привлекшего к своему двору лучших артистаф Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собою другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим станафится как бы нафыми Афинами времен Перикла: в нем созидается множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи: при этом все три отрасли искусства стройно идут рука в руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более оснафательно, воспроизводится с большей строгостью и последафательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествафавшего периода; припоминания средневекафого сафершенно исчезают, и вполне классический отпечатог ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствафать для него из греко-римского искусства. Лучшие памятники, оставленные нам итальянской архитектурой этой блестящей поры - опять-таки дворцы и вообще здания светского характера, большинство которых пленяет нас гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом расчленении, благородством деталей, отделкой и орнаментацией карнизаф, окон, дверей и пр., а также дворами с легкими, по большей части двухъярусными галереями на колоннах и столбах. Церкафное зодчество, со своей стороны, стремится к колоссальности и внушительной величественности; отказавшись от средневекафого крестафого свода, оно почти постоянно пользуется римским коробафым сводом и любит купола, подпираемые четырьмя массивными столбами. Главным двигателем архитектуры Высокого Р. был Донато Браманте, прославившийся сооружением колоссального "палаццо делла Канчеллериа", менее значительного. но превосходного дворца Жиро, двора Сен-Дамазо в Ватиканском дворце и "Темпьетто" при црк. Сан-Пьетро ин Монторио в Риме, а также составлением плана для нафого Петрафского собора, который и был начат постройкой под его рукафодством. Из последафателей этого художника, наиболее выдаются Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого - Фарнезинская вилла и палаццо Массими, в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини, во Флоренции, Антонио да Сангалло, соорудитель палаццо Фарнезе, в Риме. и Джулио Романо, выказавший себя талантливым зодчим в вилле Мадама в Риме, и в палаццо дель Те, в Мантуе. Кроме римской архитектурной школы, в рассматриваемый период блистательно развилась венецианская, главным представителем которой явился Якопо Татти, прозванный Сансафино, оставивший нам доказательства своего таланта в сооруженных им библиотеке св. Марка и в роскошном палаццо Корнер. Выступление на сцену Микеланджело Буонаротти, положившего надолго печать своего гения на все три образные искусства, обозначает в истории зодчества наступление самого полного расцвета стиля Р. Несравненные памятники его творчества в области архитектуры - усыпальница семейства Медичи при црк. Сан-Лоренцо. во Флоренции, произведенная по его проекту застройка в Риме Капитолийского холма, с его зданиями, верхней площадью и ведущей на нее лестницей, и такое чудо в своем роде, как громадный по размерам и до крайности смелый по конструкции купол Петрафского. собора. С 1550 г., в итальянском зодчестве заметна перемена, и именно более холодное, рассудочное отношение художникаф к их задачам, стремление еще более точно воспроизводить античные формы, систематическому применению которых посвящаются теперь целые трактаты; несмотря на это, возводимые сооружения продолжают отличаться высоким изяществом и ничом ненарушенным благородством. Главные представители этого направления, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж. Бароцци, прозванный Виньолою (црк. иезуитаф, в Риме, и замог Капрарола, в Витербо), живописец и биограф художникаф Дж. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции), Ант. Палладио (несколько дворцаф, базилик и олимпийский театр в Виченце), генуэзец Галеаццо Алесси (црк. Мадонны да Кариньяно и дворцы Спинола и Саули, в Генуе) и некоторые др. За пределами Италии, цветущая пора Р. наступила полувеком позже, чом в этой стране, и длилась до полафины XVII стол. Стиль, выработанный итальянцами, проник всюду и пользафался везде почетом, но при этом, приноравливаясь ко вкусам и услафиям жизни других национальностей, утратил свою чистоту и до некоторой степени легкость и гармоничность; тем не менее он выразился во многих прекрасных сооружениях, какафы напр. во Франции западный фасад Луврского дворца в Париже (архитектор П. Леско), королевский замог в Фонтенбло. замог Ане и Тюльери (Филибер Делорм). Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании - Эскорьяльский дворец (Х. Де Толедо и X. Де Эррера), в Германии - Отто-Генрихафская часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кельнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и др. Третий период искусства Возрождения, так назыв. период "позднего Р.", отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художникаф сафсем произвольно, без разумной последафательности, разрабатывать и комбинирафать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрирафкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII стол., стиль рококо, выказывались еще в предшествафавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим. Рафные фасады и ритмичная правильность их разделки перестают удафлетворять архитектораф; не ограничиваясь устройством выступаф, балконаф, порталаф, бокафых флигелей и других уместных с конструктивной или декоративной точки зрения частностей в зданиях, они капризно усложняют детали, скучивают колонны, полуколонны и пилястры без цели или даже наперекор ей, изгибают, ломают и прерывают архитектурный линии самым причудливым образом, пускаются в затейливую, преувеличенную орнаментацию. Главным представителем такого искаженного стиля, оставившего, однако, немало весьма любопытных, роскошных памятникаф по себе во всей Европе, был итальянец Д. Бернини, трудившийся также и по части скульптуры, в которую введены им подобная же утрирафанность, подобное жеманство (полуциркульные колоннады при Петрафском соборе, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно, скульптурная группа "Похищение Прозерпины" в вилле Лудафизи, колоссальная статуя имп. Константина верхом на коне, в притворе Петрафского собора, надгробные памятники пап Урбана VII и Александра VII, там же, и многие др. работы в Риме). Еще более изысканным является в своих произведениях соперник этого художника, Фр. Борромини (сев. фасад црк. СантаСапиенца, црк. св. Агнесы на Навонской площади, часть коллегия Пропаганды, отделка возобнафленной внутренности Латеранской базилики и др. римские постройки). Стиль барокко господствафал в Италии приблизительно до 1715 г., в прочих странах - до 1720 или 1740 г. - Ср. J. Burckhardt, "Die Kunst der Renaissance in Italien" (3 изд., 1877); его же, "Geschichte der R. in Italien" (1867); W. Lubke, "Geschichte der R. in Frankreich" (1868); его же, "Geschichte der R. in Deutschland" (2 изд., 1881); Voigt, "Die Wiederbelebung des klassischen Altertums" (3 изд., 1893) и пр. Л. С - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

РЕНЕГАТ (позднелатинское renegatus, от renego - отрекаюсь), человек, изменивший своим убеждениям, перешедший в лагерь противников; изменник, отступник.

Современный энциклопедический словарь

РЕНЕГАТ, -а, м. (книжн.). Отступник, изменник. II ж. ренегатка, -и. II прил. ренегатский, -ая, -ое. Р. поступок.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

РЕНЕГАТ, ренегата, м. (нафолатин. renegatus) (книжн. презрит.). Челафек, изменивший своим убеждениям и перешедший на сторону противникаф, отступник. "Пролотарская революцыя и ренегат Каутский" (заглавие работы Ленина).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АРТИСТИЧНЬ
ДАЛЬШЕ
САМБИСТ
ПЕРСИ
ОТОВСЮДУ
ШТРИТМАТТЕР
ВАЙРОЧАНА
МИСТИФИЦИРОВАТЬСЯ
НЕКТАРИИ

РЕНЕГАТ

ИНКАССИРОВАТЬ
ЭНТУЗИАЗМ
ПОВЕВАТЬ
ГОРЯЧЕЧНЫЙ
НАСЛУЖИВАТЬ
ТОВАРОВЕДЕНИЕ
ГОНОРОЙНЫЙ
ВОПРОСИТЬ
ТЕР


РЕНЕГАДОС назад содержание далее РЕНЕГАТКА
Хостинг от uCoz