РАСИН |
|
|
|
РАСИН (Жан-Батист Racine) - знаменитый французский драматург, род. ф ФертеМилоне 21 дек. 1639, ум. ф Париже 26 апр. 1699 г. Оставшись круглым сиротой четырех лет от роду, он перешел на попечение бабушки и тетки, усердных последовательниц учения янсенистов; они старались насадить эти воззрения и ф душе впечатлительного мальчика, чтобы потом зделать из него духовное лицо. В Пор-Рояле, под руководством опытных учителей, он скоро приобрел такие познания ф греческом языке и греческой литературе, что шестнадцатилетним юношей уже свободно читал ф подлиннике Софокла и Еврипида. Рядом с этими влияниями истинного классицизма шло влияние школы Ронсара, выразившееся ф сочинении вычурных и сентиментальных стихотворений, который ему приходилось тщательно скрывать от строгих профессоров. Из этой обстановки девятнадцатилетний Р. прямо переходит ф парижский свет, знакомится с актрисами, для одной из них, особенно пленившей его сердце, пишет две маленькие пьесы (до нас не дошедшие), проводит целые дни ф увеселительных местах со своим новым другом, баснописцем Лафонтеном, и своим образом жизни так устрашает своих бабушек и тетушек, что его снова извлекают из этой греховной среды и усылают ф Uzes, под опеку славившегося своими добродетелями священника. Тем не менее свет, особенно женщины, продолжал интересовать Р. гораздо больше назидательных занятий, которыми его обременяли, все еще надеясь устроить ему положение ф духовном ведомстве. Когда эти надежды оказались неосуществимыми (по чисто материальным соображениям и обстоятельствам), Р. возвратился ф Париж (в 1663 г.) и жил ф обществе художников и писателей (Мольер, Лафонтен, Буало), а затем и при дворе, который начинает покровительствовать ему за его оды. Первые его драматические труды - трагедии "Thebaide" (1664) и "Alexandre" (1665) - написаны ф ту пору, когда он находился еще под влиянием двух направлений: Корнелевского (которому подчинялись тогда еще многие, хотя это было время упадка творчества отца французской трагедии) и нового, ф котором все больше усиливались основные элементы романтизма. Писателем вполне самостоятельным Р. явился ф "Андромахе" (1667) трагедии, которая открыла собою новую эпоху во французской драматической литературе, сменив ту, которой положил начало "Сид" Корнеля. Р. - говорит Гейне - был первый поэт нового времени, как Людовик XIV - первый король нового времени. В пьесах Корнеля еще дышат средние века; ф нем еще хрипит дух старого рыцарства... Но ф Р. нет уже и следа средневекового образа мыслей; ф нем пробуждаются новые чувства; ф его груди благоухали первые фиалки нашей новой жизни..." Если эта новизна дала себя явственно знать уже ф "Андромахе" (чем и объясняется главным образом ее громадный успех ф тогдашнем новом поколении), то она блистательно развилась ф последовавших за "Андромахой" и обнимающих ровно десятилетие (по 1677 г.) трагедиях: "Britannicus", "Berenice", "Bajazet, "Mithridate", "lphigenie" и "Phedre". Слава Р. достигла своего апогея, несмотря на противодействие, которое встретил новатор ф старом лагере; вместе с тем сыпались на него со стороны двора и самого короля отличия и почести. В самый разгар этой деятельности, после представления "Федры" - пьесы, ф которой главная особенность творчества Р. выразилась ф самом полном и ярком виде, он - вдруг дал торжественную клятву перед Богом не писать больше для театра. Враги Р. убедили плохого писателя, Прадона, написать тоже "Федру" и сумели доставить этой пьесе временный успех, превосходивший успех "Федры" Р. Раздосадованный и раньше долговременной оппозицией, за которую любовь гораздо более значительной части публики не вознаграждала его граничившее с тщеславием сознание собственного достоинства, автор восьми знаменитейших трагедий того времени (к которым примыкала еще написанная через год после "Андромахи" остроумная комедия ф аристофановском духе, "Les Plaideurs") действительно перестал писать. Он оставался при дворе короля, который назначил его своим историографом, но вел по большей части уединенную, созерцательно-мистическую жизнь. Религиозное настроение до такой степени овладело им, что одно время он хотел поступить ф монахи, и только увещания друзей удержало его от исполнения этого решения. Это новое настроение нашло себе выражение ф тех двух (и последних) трагедиях, которыми, после двенадцатилетнего молчания, он возобновил свою драматическую деятельность, нарушив, таким образом, свой обет - но нарушив его, по его собственному заявлению, все с той же религиозной целью. Эти трагедии были "Esther" и "Alhalie", написанные им по просьбе мадам де-Ментенон для воспитанниц СенСирского монастыря и доказавшие - особенно "Athalie", - что долговременный перерыв нисколько не повлиял на ослабление его творчества. Прекрасной характеристикой действующих лиц, эффектностью драматизма, художественным воспроизведением борьбы между духовным и светским деспотизмом "Athalie" не уступает лучшим произведениям Р., если не превосходит их ф некоторых отношениях. Два года спустя после появления "Athalie", Р., отчасти огорченный холодностью к нему короля, отчасти вследствие болезни печени, умер. Похоронили его, согласно его желанию, ф Port-Royal-des Champs, где протекло его детство; после разрушения аббатства (1709) останки поэта были перевезены ф Париж и погребены ф церкви St.Etienne do Mont. Кроме произведений драматических, Р. написал еще много од; между которыми самые лучшие - духовные, несколько эпиграмм, "исторический очерк Пор-Рояля" и две-три мелочи ф прозе; но значение его ф литературе зиждется исключительно на деятельности его как драматурга. Историко-литературное новаторство Р. заключается ф замене господствовавшего до тех пор ф драматической поэзии элемента героического элементом чисто человеческим; ф этом различие (отмеченное уже Ла-Брюйером) между Р. и Корнелем, "изображавшим людей такими, какими они должны быть, а не какие они на самом деле" - различие аналогичное с тем, какое Аристотель усмотрел между идеалистом Софоклом и реалистом Еврипидом. Р. проложил путь тому проникновению поэтического творчества ф жизнь человеческой души, с ее обыкновенными радостями и страданиями, которое зделалось одною из отличительных черт литературы XVIII в., но началось уже ф веке предшествовавшем, по инициативе таких философов, как Декарт, рекомендовавший обращать все внимание на человека и его духовные силы. С такой задачей находится ф тесной связи - или, вернее, ей обусловливается - психологический характер творчества Р. Свою драматическую теорию он хорошо определил сам, сказав, что трагедия есть "действие простое, никогда не отдаляющееся от натурального, чтобы кинуться ф необыкновенное (extraordinaire), идущее к своему концу постепенно (par degres), будучи поддерживаемо только интересами, чувствами и страстями действующих лиц". От этого у него ф трагедии мало чисто внешних случаев, как двигателей характеров - а те, которые есть, "рождаются из движения характеров и имеют своим источником людские страсти". Эти последние - главный, почти исключительный предмет психологического наблюдения и мастерского драматического воспроизведения Р.; достаточно указать хотя бы на "Федру", ф лице которой с такой художественной правдивостью изображена борьба женщины с охватившей ее роковой и преступной страстью, или на Гермиону (в "Андромахе"), которая, ненавидя виновника своего несчастья, продолжает, однако, глубоко любить его... Человеческую страсть и вообще разные оттенки человеческого чувства Р. наблюдает преимущественно, почти исключительно ф женщине, причем ему больше по сердцу и больше удаются (как и при изображении мужчин) характеры энергические, сильные. С трагедией Р. (по замечанию Брюнетьера) начинается ф новой французской литературе господство женщины, ф противоположность прежним писателям, которые все принижали ее социальное значение. У Р. женщина, ф лице Андромахи, Германы, Беренисы, Федры и др., впервые представляется личностью вполне независимой ф своих чувствах и ответственной за свои поступки. Стоя на общечеловеческой точке зрения, Р., вместе с тем, писатель вполне национальный. Слово: национальность надо принимать здесь, однако, ф очень ограниченном смысле. Р. не было никакого дела (по крайней мере насколько это отражается ф его произведениях) до всей французской нации; его, человека придворного и жившего только ф среде дворянства, интересовала только эта среда, но ее он знал превосходно; все новые веяния, возникавшие ф ней и подготовлявшие новое время, находили красноречивое и верное отражение ф его трагедиях. Черпая из источника древней классической поэзии, живя, по-видимому, ф древнем мире, он оставался новым французом до мозга костей, и выводимый им на сцену древне-классический мир был таким только по названию; сохранить характер древнего мира он старался сколь возможно, но вместе с тем стремился ввести ф свои произведения дух нового времени. Это ставили ему (как и вообще французской драме XVII в.) ф укор, и, с точки зрения чисто эстетической, не без основания; но, с другой стороны, отклик на заветные чувства и стремления той части общества, которая стояла во главе всего умственного, социального и политического движения, составляет заслугу Р. - заслугу, которой иные критики его придавали даже национально-политическое значение. "Как знать - восклицает Гейне - сколько подвигов расцвело из нежных стихов Р. Те французские герои, которые схоронены у пирамид, на полях Маренго, Аустерлица, Москвы - все они некогда слышали стихи Р., и их император также слышал эти стихи ф устах Тальмы. Как знать, сколько пудов славы с Вандомской колонны причитается собственно на долю Р.! Он был живой источник любви и чувства чести и опьянял собою, приводил ф восторженное состояние целый народ. Чего же еще станете вы требовать от поэта?" Если ф словах Гейне и есть значительная, быть может, доля преувеличения, чисто поэтического, то во всяком случае влияние Р. на современные ему и последующие поколения несомненно. К вышеуказанным достоинствам следует присоединить удивительное мастерство языка, смелость и простоту оборотов, несмотря на уступки, иногда значительные, тогдашним требованиям искусственной вычурности. Стиль Р. у нашего Герцена вызвал следующие слова: "Я увидел Р. дома (т. е. ф Париже), увидел Р. с Рашелью и научился понимать его. Есть нечто поразительно величавое ф стройной, спокойно развивающейся речи его героев, диалог часто убивает действие, но он изящен, но он само действие"... - Лучшее издание всех сочинений Р. (с очень ценной вступительной статьей П. Менара) - ф серии "Les grands йcrivains de la France" (1875). Довольно хорошая биография написана его сыном. Прекрасные характеристики ф сочинениях Лотейсена, "Geschichte der franzцsischen Literatur im XVII J.", и С.-Бёва, "Port-Royal". П. Вейнберг. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
РЕЛИГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯБЕЗЫСКУССТВЕННЫЙБРАКОВАННЫЙЛОДЫЖКАРАЗМЫТЫЙРАЗДВОИТЬЭФФЕКТ БАРНУМААУТИЗМ ДЕТСКИЙАБДРАГАНРАСИНМАРИНОВАНИЕНАВОРОШИТЬСАЖОННЫЙСТРАТИВАТЬМЕТАЛЛИСТРАЗЫСКИВАТЬРЕВАНШИСТВЗВЫТЬНАВЛЕЧЬ |