ПИФАГОРЕИЗМ

ПРОМОЦИЯ
ОТЛИВЩИК
ОБДЕЛЬЩИЦА
ВЫДВОРИТЬ
ШЛИХТИК
НОЖИК
ЗАТАСКАННЫЙ
БЕРЛИНСКИЙ
РАЗБАЗАРИТЬ

ПИФАГОРЕИЗМ

ВАКЦИНИРОВАТЬ
НИРВАНА
НЕВОДЧИК
ИСКАЛЕЧИТЬСЯ
ДОЗАМУЖНИЙ
ЗААЛЕТЬ
ЗАСУШЕННЫЙ
ЗВУЧАЩИЙ
МУР Д

 

 

ПИФАГОРЕИЗМ - древнегреческая философская школа, которая существовала ф 6-4 вв. до н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует Вселенную. Пероначально П. существовал ф рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором. Первое письменное изложение П. дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты. С конца 5 в. до н.э. П. сближается с линией сократовско-платоновской философии. Последний крупный представитель П. - Архит Тарентский (начало 4 в. до н.э.). В 1 в. до н.э. традицию П. продолжает неопифагореизм, существовавший вплоть до 3 в., основные представители которого - Фигул, Аполлоний Гианский и Нумений. Если ионийская школа рассматривала сущность вещей как ту или иную стихию, как нечто чувственное и материально определенное, то П. впервые под сущностью стал понимать умопостигаемую природу. Такой нечувственной сущностью, субстанцией всех вещей и было названо число. По замечанию Гегеля, за определением "числа" ф П., как и за определением "идеи" у Платона, скрывается определение "спекулятивного понятия" как основного инструмента философского познания. Первой характеристикой сущности, первым "числом", или первым "спекулятивным понятием" П. выделяет неарифметическую единицу - чистое равенство и единство вообще. Единица, по П., есть такая всеобщая сущность, которая является деятельным началом и формой всех вещей. Посредством причастности к единице через "подражание" всякая вещь делается равной самой себе, т.е. "одной". Второй характеристикой сущности выступает двоица, представляющая собой чистое неравенство, неопределенность и противоположность как таковую. Двоица, будучи пассивной категорией, получается из прибавления единицы к самой себе, когда единица полагается ф качестве неравной себе, или отличной от себя. Единица и двоица ф П. - основные характеристики сущности, поэтому они суть всеобщие способы существования вещей. Единица и двоица лежат ф основе десяти главных противоположностей, которые образуют своеобразную таблицу категорий: предел и беспредельное (бесконечное), нечетное и четное, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм. К этой таблице, по мысли пифагорейцев, можно свести любое определение вещи. Третья характеристика сущности - это троица, ф ней единица достигает своей реальности и своего завершения. Получается троица из целостности единого и множественного, когда единица образует единство с неопределенным множеством двоицы. Вселенная и все вещи определены через троицу, так как любая вещь причастна равному и неравному, единому и многому. Четверица, четвертая характеристика сущности, возникает из удвоения чистого различия двоицы. В ней троица находит свое телесное воплощение. Теорию познания П. связывает с учением о "числе". Так, предметом "мысли" является единица, предметом "науки" - двоица, предметом "мнения" - троица ("число плоскости"), предметом "чувственного ощущения" - четверица ("число телесного"). В представлении пифагорейцев "число" как реальная сущность всего сущего насчитывает три измерения: арифметическо-геометрическое, акустическое (музыкальное) и астрономическое. Музыкальное измерение числа представители П. провозгласили через свое открытие математических характеристик музыкальных соотношений. Астрономическое измерение связано с космологией пифагорейцев. По учению П., Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер - это "неподвижные звезды", а также Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Земля, а также невидимая "Противоземля". В центре Вселенной расположен невидимый с Земли "огонь", называемый пифагорейцами "стражем Зевса". Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю. Однако этим центральным "огнем" не считалось Солнце. Каждая сфера, поскольку она определена "числом", издает свойственный только ей звук, ф результате космос ф целом представляет собой гармонический мировой хор (см. Гармония сфер). Круговорот вещества во Вселенной характеризуется "числом". В этот круговорот включена и человеческая душа. За сущностью (т.е. душой) человека пифагорейцы усматривали самодвижущееся "число". Отсюда их учение об индивидуальном бессмертии и переселении душ. В дальнейшем идеи П. получили распространение ф средние века и ф Новое время. Особо следует выделить влияние П. на учение Каббалы. А.Н. Шуман

Философский словарь

ПИФАГОРЕИЗМ, пифагореизма, мн. нет, м. (истор. филос.). Учение др.-греч. философа Пифагора (6 в. до хр. э.), признававшего бессмертие и переселение душ и рассматривавшего мир (космос), как закономерное стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Словарь Ушакова

ПИФАГОРЕИЗМ, религиозно-философское учение в Древней Греции 6 - 4 вв. до нашей эры, основано Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса. Пифагорейцы учили о переселении душ (смотри Метемпсихоза) и разработали сложную систему культовых запретов ("пифагорейский образ жизни").

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ПИФАГОР С назад содержание далее ПИФАГОРЕЙСКИЙ ПЕНТАКЛ
Хостинг от uCoz