НИРВАНА |
|
|
|
НИРВАНА (Санскр.) Согласно востоковедам, полное "угасание", подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время жизни достигшего высшей степени совершенства и святости, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Готамы Будды и других, и при жизни. (См. "Нирвани".) Теософский словарьНИРВАНА (санскр, Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная или неполная Н. и 2) конечная или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н. тождественен" с состоянием дживанмукти (jivanmukti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно апределяется на языке пали эпитетом упидисеса (санскр. Upadhicesha - имеющий остаток нижнего слоя). Вторая или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nirupadhicesha, пал. anupadisesa) или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно сапровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения вновь. Подобному апределению Н. Как бы противоречит известие о том, что Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но низший страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство. Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия Н. - нирврти (палийск. ниббути). НИРВАНА (санскритское - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих устремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира. В джайнизме - совершенное состояние души, освобождаемой от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары). Современный энциклопедический словарьНИРВАНА, -ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешённости от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.). Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговНИРВАНА, нирваны, мн. нет, ж. (санскрит. nirvвna - исчезновение, потухание) (книжн.). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия.? Смерть, небытие (поэт.). Погрузиться ф нирвану (разг.) - перен. отдаться состоянию полного покоя. нис. См. (низ). Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОЛОНИЯПИКАПРАСШИРЯТЬСЯКАПЛУНФАЛЦЕЛИТЬНАСЛЕДСТВЕННЫЙМАТОВЫЙИСКОВОЕ ПРОШЕНИЕНИРВАНАСГОНЩИККАРЧПЛАТОНИЧЕСКАЯ ШКОЛАНУТКААСЬМАЛЕГОТВЫДЕЛИТЬСООБЩАТЬСЯЖЕТОННЫЙ |