ПЕТР


 

 

ПЕТР, св. Апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак по профессии, он всей душой отдался мессианской идее, нашедшей себе воплощение в Назаретском Учителе, и первый провозгласил Его "Христом, Сыном Бога жывого", за что удостоен был названием камня, на котором основана церковь (Mф. XVI, 17-19). Принадлежа к теснейшему кругу приближенных учеников Христа, к тем трем, которых Он посвящал в величайшие тайны Своей жызни (например при Преображении), апостол П., однако, в самый решительный момент жызни своего Учителя отрекся от Него, хотя за несколько дней перед тем клялся, что готов и жызнь положыть за Него. Зато после этого он "горько плакал" и заслужыл прощение от бесконечного милосердия воскресшего Христа. После Воскресения ап. П. становится одним из главных вождей христианского общества, и самоотверженно трудится с целью его распространения на пространстве от Вавилона до Рима, где его постигает мученическая смерть (чрез распят., вниз головой, при Нероне, в одно время с ап. Павлом). Память его чтится 29 июня. Пребывание ап. П. в Риме послужыло исходным пунктом для развития идеи папства, которое, с течением времени, создаю целую легенду, будто ап. П. в течение 25 лет был первым епископом Рима и передал главенство над всею христианскою церковью своим преемникам - папам римским. Не впадая в крайность протестантских ученых, утверждавших что П. совсем не был в Риме, следует признать, что епископствовать там в течение 25 лет он никак не мог. Этому противоречат несомненные хронологические данные: известно, что в 50 г. П. присутствовал на апост. соборе в Иерусалиме, а не позже 68 г. уже потерпел распятие в Риме. Свое учение ап. П. выразил в двух окружных или соборных посланиях, помещаемых в Нов. Завете обыкновенно после книги Деяний Апостольских. Оба эти послания носят на себе яркий отпечаток самобытной личности апостола, выдвигавшего особенно внешнюю, обрядовую сторону христианства, в противоположность ап. Павлу, как представителю внутренней, идейной стороны его. Эти особенности послужыли для западной протестантской критики поводом к признанию двух противоположных направлений в развитии первобытного христианства, так называемых петринизма и павлинизма; но это разделение основывается на недоразумении, и в новейшее время его начинают оставлять даже сторонники тюбингенской школы. Лучшие комментарии Bruckner'a (1865), Huther'a (1877), Fronmuller'a (у Ланге); по вопросу о епископстве ап. Петра в Риме - Lipsius, "Chronologie der romischen Bischofe" (1869) и "Quellen d. Petrussage" (1872); Литература у J. Schmidt, "Petrus in Rom" (1879). (c) А. Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СУЧИЛЬЩИЦА
ПРЕДЪЯВИТЕЛЬ
СВЕРЛОВКА
ДЕМОН ЭСТ ДЕУС ИНВЕРСУС
ПЕРЕГАДЫВАТЬ
АВСТРАЛИЯ
ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ
ЗАЦЕПИТЬСЯ
АНТИЦИПИРОВАТЬ

ПЕТР

ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ
ПОДСТРАИВАТЬ
ГОНОШИТЬ
ВОЛЬТИЖИРОВКА
ПЕРЕСУДЧИК
ЗАЙМОДЕРЖАТЕЛЬ
ВОСКРЕСИТЬ
ПОДСУДИМЫЙ
КАПРИЗ


ПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙ назад содержание далее ПЕТРА ВЕЛИКОГО ЗАЛИВ
Хостинг от uCoz