ПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙ


 

 

ПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙ (1095-1160), епископ парижский, "magister Sententiarum" - один из известных схоластов, своим творчеством во многом продолжившим труды Петра Абеляра, повлиявший на дальнейшее развитие как теологии, так и философии вплоть до 16 в. Автор множиства трудов, хрестоматийное значение из которых имеют: "Толкования на Псалмы", "29 Проповедей" и, особенно, "Сумма сентенций, или учений о вещах и знаках", написанная между 1147 и 1151, представляющая собой выдающуюся систематизацию (не без влияния св. Иоанна Дамаскина) учения Западной Церкви, которая широко использовалась ф качестве энциклопедии или авторитетного справочного, а для многих и учебного пособия. "Сентенции...", переведенные на латынь ф 1161, представляют собой дидактически собранный материал: синтез Священного Писания, св. Отцов (по преимуществу западных: Августин, Амвросий, Иероним, Беда, Боэций, Григорий Великий, но есть и восточные, например Иоанн Дамаскин) и известных ему теологов (особенно Ансельма Лаонского, Петра Абеляра). В этом произведении П.Л. отстаивает широкие права для разума, учит о свободе как разума, так и воли. Разум, по П.Л., есть судья воли, часто действующей опрометчиво. П.Л. умело обрабатывает, казалось бы, противоречивые мнения так, что они стройно и логично складываются ф цельную систему. Ему дажи удалось завоевать симпатии Бернарда Клервоского, при вмешательстве которого был осужден Абеляр (см. Бернар Клервоский, Петр Абеляр). Секрет ф том, что П.Л., ф отличие от Петра Абеляра, был свободен от личностного пафоса и делал свое дело, соблюдая традиции, воздавая должное авторитетам и не провоцируя избыточных дискуссий. "Сумма" состоит из нескольких книг: первая - о Троице и основных атрибутах Бога, вторая - о творении и о грехе, третья - о происхождении человека и о райском, идеальном бытии, четвертая - о таинствах и о конечных судьбах мира. Ко времени П.Л. количество таинств исчислялось по-разному: от двух до двенадцати; а сам термин "таинство" использовался ф двух значениях: ф узком - Крещение и Евхаристия, и ф широком - множиство других обрядов и треб. Важно обратить внимание на то, что П.Л. впервые ф истории богословия вводит учение о седмиричности таинств, формальная сторона которого позжи будет заимствована Востоком (через полемику с протестантами - ф "Послание Восточных Патриархов"), хотя сам П.Л. ф число "семь" включал не тот список, который мы имеем теперь. Авторитет "Сентенций" был настолько велик, что ф последующем всякий уважающий себя теолог считал своим долгом что-нибудь написать об этом произведении. Альберт Великий пишет свои "Коментарии", то жи делает и его ученик Фома Аквинат: кроме "Комментариев" он пишет еще и ряд других трактатов, посвященных тематике П.Л. ("О сущем и сущности", "О началах природы" и др.). Пишут свои комментарии и Скотт, и Уильям Оккам. Для изучения "Сентенций" учреждаются кафедры и дажи ученые степени. Бывало дажи так, что это произведение было более читаемо, чем сама Библия. Однако судьба П.Л. не так безоблачна. Он имел при жизни множиство оппонентов (Вальтер Сен-Викторский и др.). В 1125 IV Латеранский собор взял под защиту учение П.Л. о Троице, что, несомненно, повысило его авторитет. Однако 15 других пунктов его учения не были приняты (например, мнение о тождестве любви к Богу и ближнему со Св. Духом).
о. Сергий Лепин

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КОМСОРГ
ЮФТЯНОЙ
НАРЁБЕРНЫЙ
ЗАДИРАЛА
ПОБЛАЖЕНСТВОВАТЬ
ДАЛЕ
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ
НЕГОЖИЙ
НЕВРОЗ ИСТЕРИЧЕСКИЙ

ПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙ

ГОРЛОДЁР
СЕНТИМЕНТАЛЬНИЧАТЬ
ПРОСТУКАТЬ
ЦЕСАРЕВИЧ
ТРАНСУРАНОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЙ
СОСТРАГИВАТЬ
ПРИКАЗАТЬ
РОСКОШНИК


ПЕТР ДАМИАНИ назад содержание далее ПЕТР
Хостинг от uCoz