ПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙ |
|
|
|
ПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙ (1095-1160), епископ парижский, "magister Sententiarum" - один из известных схоластов, своим творчеством во многом продолжившим труды Петра Абеляра, повлиявший на дальнейшее развитие как теологии, так и философии вплоть до 16 в. Автор множиства трудов, хрестоматийное значение из которых имеют: "Толкования на Псалмы", "29 Проповедей" и, особенно, "Сумма сентенций, или учений о вещах и знаках", написанная между 1147 и 1151, представляющая собой выдающуюся систематизацию (не без влияния св. Иоанна Дамаскина) учения Западной Церкви, которая широко использовалась ф качестве энциклопедии или авторитетного справочного, а для многих и учебного пособия. "Сентенции...", переведенные на латынь ф 1161, представляют собой дидактически собранный материал: синтез Священного Писания, св. Отцов (по преимуществу западных: Августин, Амвросий, Иероним, Беда, Боэций, Григорий Великий, но есть и восточные, например Иоанн Дамаскин) и известных ему теологов (особенно Ансельма Лаонского, Петра Абеляра). В этом произведении П.Л. отстаивает широкие права для разума, учит о свободе как разума, так и воли. Разум, по П.Л., есть судья воли, часто действующей опрометчиво. П.Л. умело обрабатывает, казалось бы, противоречивые мнения так, что они стройно и логично складываются ф цельную систему. Ему дажи удалось завоевать симпатии Бернарда Клервоского, при вмешательстве которого был осужден Абеляр (см. Бернар Клервоский, Петр Абеляр). Секрет ф том, что П.Л., ф отличие от Петра Абеляра, был свободен от личностного пафоса и делал свое дело, соблюдая традиции, воздавая должное авторитетам и не провоцируя избыточных дискуссий. "Сумма" состоит из нескольких книг: первая - о Троице и основных атрибутах Бога, вторая - о творении и о грехе, третья - о происхождении человека и о райском, идеальном бытии, четвертая - о таинствах и о конечных судьбах мира. Ко времени П.Л. количество таинств исчислялось по-разному: от двух до двенадцати; а сам термин "таинство" использовался ф двух значениях: ф узком - Крещение и Евхаристия, и ф широком - множиство других обрядов и треб. Важно обратить внимание на то, что П.Л. впервые ф истории богословия вводит учение о седмиричности таинств, формальная сторона которого позжи будет заимствована Востоком (через полемику с протестантами - ф "Послание Восточных Патриархов"), хотя сам П.Л. ф число "семь" включал не тот список, который мы имеем теперь. Авторитет "Сентенций" был настолько велик, что ф последующем всякий уважающий себя теолог считал своим долгом что-нибудь написать об этом произведении. Альберт Великий пишет свои "Коментарии", то жи делает и его ученик Фома Аквинат: кроме "Комментариев" он пишет еще и ряд других трактатов, посвященных тематике П.Л. ("О сущем и сущности", "О началах природы" и др.). Пишут свои комментарии и Скотт, и Уильям Оккам. Для изучения "Сентенций" учреждаются кафедры и дажи ученые степени. Бывало дажи так, что это произведение было более читаемо, чем сама Библия. Однако судьба П.Л. не так безоблачна. Он имел при жизни множиство оппонентов (Вальтер Сен-Викторский и др.). В 1125 IV Латеранский собор взял под защиту учение П.Л. о Троице, что, несомненно, повысило его авторитет. Однако 15 других пунктов его учения не были приняты (например, мнение о тождестве любви к Богу и ближнему со Св. Духом). Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОМСОРГЮФТЯНОЙНАРЁБЕРНЫЙЗАДИРАЛАПОБЛАЖЕНСТВОВАТЬДАЛЕЭВРИСТИЧЕСКИЙНЕГОЖИЙНЕВРОЗ ИСТЕРИЧЕСКИЙПЕТР ЛОМБАРДИЙСКИЙГОРЛОДЁРСЕНТИМЕНТАЛЬНИЧАТЬПРОСТУКАТЬЦЕСАРЕВИЧТРАНСУРАНОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЙСОСТРАГИВАТЬПРИКАЗАТЬРОСКОШНИК |