ПАТРОЛОГИЯ


 

 

ПАТРОЛОГИЯ (от pathrV и logoV) - учение об отцах церкви. Теперь П. часто отожествляют с патристикой: сочинения, имеющие характер и содержание последней, называются П. (напр. "Patrologie" Мёлера и "Palrologie" Альцога), и наоборот. Прежде патристикой называлось полное систематическое изложение учения святых отцов, и она являлась наукою богословскою, П. же имела главным предметом биографические и критико-библиографические исследования об отцах церкви и их творениях, а также издания текста этих творений, что относило ее в область церковной истории или истории литературы. В этом смысле П. имеет развившуюся на пространстве веков громадную литературу. Зачатки ее находятся уже в "Церковной истории" Евсевия Кесарийского, в которой сообщаются эпизодически сведения о сочинениях многих отцов церкви и церковных писателей. Первым специальным сочин. по П. было: "De viris illustribus" Иеронима Стридонского, доведенное до Златоуста и для церкви христианской сделавшее тоже самое, что сделали Светоний и Плутарх для мира языческого. Оно написано с целью полемики против Порфирия, Юлиана и Цельса, утверждавших, что церковь состоит лишь из невежд. Оно было переведено на греч. язык и еще в древности было известно и на Востоке. Геннадий, пресвитер массилийский (490), продолжил сочинение Иеронима до конца V века, а Исидор Севильский - до 610 г.; Ильдефонс Толедский снабдил его дополнительными примечаниями. На Востоке патриарх Фотий (890) в своей "Библиотеке" или "muriobiblion" дает уже не один перечень, но и критику святоотеческих творений, с обширными выдержками более замечательных мест и из сочинений дотоле неизвестных, даже языческих. Затем заслуживают упоминания из западных писателей Гонорий Отенский и Зигеберт Камбрейсий, давшие, в начале XII века, несколько дополнительных замечаний к предыдущим сочинениям. В 1492 г. Иоанн Триттенгейм, аббат спангеймский, издал сочинение: "De scriptoribus ecclesiasticis. Оберт Myrec дополнил его. Все исчисленные сочинения собраны в одно издание Альбертом Фабицием (Гамбург; 1718 г.). Семнадцатый век открывает новую эру в П. В область ее вводится критика и с этого времени она принимает характер научный. В 1613 г. Роберт Беллармин издал сочинение: "De scriptoribus ecclesiasticis". В 1633 г. явилось издание Галлуа (Pierre Halloix): "Illuslrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et eruditione floruerunt" (Дуэ). Бенедиктинец Николай Нурри в 1703-1715 гг. издал в Лионе ряд ученых диссертаций об отцах четырех первых веков и их учении: "Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum". Еллий Дюпен в 47 томах издал "Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques" (П., 1686-1711). Более прагматич. изложение патрологич. материала дал Дом Геми Селлье, в "Histoire generale des anteurs sacres et ecclesiastiques" (Париж, 1729-1763; в 1860-1865 гг. это сочинение, исправленное и дополненное, корпорацией католических богословов, издано вновь). К этому сочинению, как необходимому для патрологов и в настоящее время пособию, следует присоединить Тильемона ("Memoires pour servir a l'histoire ecclesiastique des six premiers siecles", П., 1693). В XVIII в. для П. наступает период монографий. В 1789-99 гг. бенедиктинец Люмпер издал прагматический курс П. : "Histoire theologique et critique de la vie, des ecrits et de la doctrine des ss. Peres et d'autres ecrivains ecclesiastiques", ограничивающийся лишь тремя первыми веками. Бюсс в 1828 г. издал "Esquisse de l'histoire de la litterature chretienne" (до XV в.). Все это - труды католиков; протестанты игнорировали эту область; лишь W. Cave, в 1677 г., издал "Scriptorum ecclesiasticorum historia Iitteraria" (Жен. 16949; Оксф., 17403; Базель, 1741-5) и написал "Lives of the most eminent Fathers of the first four Centuries" (Оксфорд, 1840). Первое из этих сочинений Т. Watton продолжил до XVII в. Менее замечательно сочинение Казимира Oudin: "Commentarius de scriptoribus ecclesiasticis" (1722; до IV в.). Одною из главнейших задач патрологов было издание самых текстов творений св. отцов в подлиннике. На первом месте между такими изданиями должен быть поставлен "Patrologiae cursus completus" аббата Миня, состоящий из 161 тома серии греческой и 222 томов латинской. В новейшее время в этом издании найдено множество неисправностей и недостатков; но оно навсегда останется цепным по обширному ученому материалу, собранному, в prolegomena, почти для каждого отца и церковного писателя, и по массе перепечатанных в нем лучших монографий прежнего времени. Ряд новейших изданий, по лучшим спискам, восполняет и исправляет П. Миня. Сочинения так называемых "мужей апостольских" изданы в 1875 г. (с открытиями Вриенния включительно), в 1876-77 гг. (изд. Гебгардта, Гарнака и Цана), в 1866-1877 (изд. Гильгенфельдта, "Novum testamentum extra canonem") и в 1878 г. (изд. Функа). Апологеты изданы в "Corpus apologetarum" Отто (2-е изд. 1876). Апологии Кодрата и Аристида, недавно найденные, изданы мехитаристами в 1878 г. Есть также новые издания творений отдельных св. отцов греческих и латинских. Из старых изданий еще не потеряли вполне значения: "Magna bibliotheca veterum Patrum" (изд. (de la Bigne, Пар., 1575 г. и 1654 г.), "Maxima bibliotheca veterum Patrum" (Леон, 1677), "Bibliotheca graeco-latina veterum Patrum", Галанди (1763; 380 писателей, из которых 180 нет в предыдущих изданиях). В 1880 г. изданы в Иннсбруке "SS. Patrum opuscula selecta" (41 т.). В 1875-1884 гг. кардинал Питра издал 2 тома вновь найденных им отрывков и целых сочинений отцов II - IV в., до тех пор неизвестных. Питра насчитывает 66 церковных писателей от первых четырех веков. известных по историческим упоминаниям, но самые сочинения которых доселе не найдены.
Кроме изданных трудов много сочинений в рукописях рассеяно в разных библиотеках. Для обозрения их могут служить: Th. Spizel, "Les saints arcanes des bibliotheques celebres devoiles" (1868; в этом же труде помещены обозрение греч. рукоп. в Мюнхенской и Трирской библиотеки Hervart'a и базельской) Ehinger'a; Th. James, "Chois de manuscrits d'Oxford et de Cambridge" (1600); Thomassini для библиотек Падуанской (1639) и Венецианской (1640); Barvoet - для Эскуриальской (1648); Spannheim - для Лейденской (1674); Haeschel - для Венской (1605); Ernst - для Медичийской во Флоренции (1641).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПАТРОЛОГИЯ (от греческого pater, латинское pater - отец и ...логия), богословская дисциплина, освещающая жизнь и деятельность отцов церкви.

Современный энциклопедический словарь

ПАТРОЛОГИЯ, патрологии, мн. нет, ж. (от греч. pater - отец и logos - учение) (церк., лит.). То же, что патристика.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЧЕРАСЬ
СООРУЖАТЬ
ТУРЕН
ИСЛАНДСКИЕ САГИ
СИНГАПУР
ГРАНИЛЬНЯ
СЪЕЗЖИЙ
ТЕЛЕОЛОГИЯ
КОЗЫРЁК

ПАТРОЛОГИЯ

УЖЕННЫЙ
ГИРЛО
ВПЯЛИВАТЬСЯ
ПОЛНОГЛАСИЕ
ДУБАСИТЬ
СЛЁЗКА
ОТТАПЛИВАТЬ
ОУЭН
ВМЕНЯЕМЫЙ


ПАТРОКЛ назад содержание далее ПАТРОН
Хостинг от uCoz