ИСЛАНДСКИЕ САГИ


 

 

ИСЛАНДСКИЕ САГИ - стали записываться в мирныйе годы, последовавшие за переменою веры (1002), когда дела героев прошлого еще хранились в народной памяти. Предварительно они путем устной передачи успели приобрести известную стереотипную форму, которая сделалась обязательною и для позднейших афторов. В собирании саг можно различить несколько периодов: с 1140 г. по 1220 г. они записывались отдельно, главным образом для облегчения туземных рапсодов; затем они стали еставаться для читающего общества, соединяться (1220-1260), переделываться и расширяться в объеме (1260-1300) и наконец собираться в большие рукописныйе сборники (XIV в.). К мифическим сагам принадлежит большое количество тех, в которых сказания о богах являются переделанными в рассказы о героях давней поры. Такова знаменитая "Вёльсунга" - сага, представляющая много общего с мифом Нибелунгов; сага Рагнара Лодброка - отражение в народной памяти великого переселения народов; саги о первых конунгах Дании и Швеции, знаменитая "Fridhthiofs-Saga" и др. Полуисторические саги напоминают романы, но рассказывают истинныйе события, обыкновенно маловажныйе; особенно часто излагают они жизнь известных скальдов-авантюристов (саги Гуннлауга, Эгиля, Кормака и др.) Особенно много этих саг стало появляться с XII в., после изобретения (вернее - усовершенствования) алфавита Т'ороддом и Ари Фрод'и. Благодаря этому алфавиту, развилась и И. историческая сага - лучшее, чо представляет И. проза. Первый И. историк, по свидетельству Снорри Стурлесона - один из изобретателей латинско-И. алфавита, свящ. Арихинн Фрод'и Т'оргильссон (умер 1148), "Islendingabok" которого, в кратком хронологическом очерке, знакомит с важнейшими эпохами в истории Исландии. Он составил, кроме того, книгу скандинавских конунгов ("Konungabok") от Инглингов до Гаральда Сигурдссона. Второй И. историк - Сэмундр хин Фрод'и Сигфуссон (умер 1133), много путешествовавший, посетивший и Рим, и Францию; ему приписывается "Книга конунгов" от Гаральда Прекрасноволосого до Магнуса Доброго. Менее схематического содержания была "Hryggiar-Stykki" Эйрикра Оддсона (ок. 1150 г.), из которой сохранились лишь отрывки. Так называемое легендарное житие Олафа (Olafs saga bins helga) и Моркинскинна, рассказывающая о королях Норвегии до Сигурда Муннра, относятся ко второй половине XII в. В это же время два монаха Т'ингейрского м-ря, Оддр (умер 1200) и Гуннлауг (умер 1219), написали, на латинском языке, каждый по биографии короля Олафа Триггвасона. В этом же монастыре был аббатом Карл Ионсон, написавший (ок. 1184 г.) жизнеописание Сверри, со слов самого короля. К началу XIII в. относятся "Фагрскинна" - рассказ о норвежских королях, "Оркейинга сага", рассказывающая историю оркнейских ярдов до 1222 г., "Иомсвикинга сага" - о морских разбойниках, Иомсборга на Балтийском море, и другие, которыми воспользовался величайший из И. историков - Снорри Стурлусон, сын Стурды Т'ордарсона (род. 1178 г., убит 1241 г.), афтор "Хеймскринглы", в которой изложена история норвежских королей, начиная с отца богов Одина до Магнуса Эрлингссона. После Снорри племянники его были носителями И. историографии. Первый из них, Олафр Т'ордарсон Хвитаскальд, считается составителем саги о датских королях ("Knyttlinga-Saga"). Второй, Стурда Т'ордарсон хин Фрод'и (1214-1284), по поручению короля Магнуса Лагабэтира, написал историю отца его, Гакона Гадонарсона. О следующих королях норвежских уже нет саг, кроме двух небольших отрывков из "Magnusar Saga Lagabaetis", составителем которой также был Стурла. Стурле принадлежит и большая часть истории могущественного рода Стурлунгов ("Sturlunga-Saga" или "Islendinga Saga hin mikla"). С этой сагою родственна "Книга о поселениях" (Landnamabok), где говорится об открытии о-ва, о первых поселениях на нем, даются генеалогии и перечисляется до 4000 личных имен и более 1500 поселений. Последний крупный историографический труд - сага об Олафе Тригвассоне ("Olafs-Saga Tryggvasonar", приблизительно 1330 г.) - переработка, с массою дополнений, труда монаха Гуннлауга. Шведской историей исландцы мало занимались; стоит лишь упомянут малоисторическую сагу об Ингваре ("Saga Ingvars hins Vidhforla"). После Стурлы Т'ордарсона встречаются лишь переработки существующих уже саг. Падение историографии делается особенно заметным в предпочтении романтических авантюр и неправдоподобных легенд. Причиною этого упадка была не столько черная смерть, опустошившая о-в в 1350 и 1401 гг., сколько потеря свободы и пристрастие к произведениям средневековой романтики (рыцарские саги - "Riddara Sogur", - переведенныйе в XIV в. по приказанию норвежских королей), начавшим наводнять о-в с XIII в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ИСЛАНДСКИЕ САГИ, смотри Саги.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИСКОВЫРИВАТЬ
ЛОС АНХЕЛЕС
НЕПРИСТОЙНОСТЬ
ПЕРЕКИДНОЙ
РАСТРУСКА
РАСКРЕПЛЁННЫЙ
ТРИУМФАТОР
АВАНТЮРА
ПОКРАЖА

ИСЛАНДСКИЕ САГИ

БИТЬСЯ
ДЕЙСТВИЕ ВОЛЕВОЕ
ЦЕМЕНТИРОВОЧНЫЙ
ТРЕПЫХАТЬСЯ
ВЫКЛЕИВАТЬ
ПЕРЕСТАНОВИТЬ
ЗЛОСЛОВИТЬ
СЧЕСАТЬСЯ
ЧЕРНОКНИЖИЕ


ИСЛАМОВЕДЕНИЕ назад содержание далее ИСЛАНДСКИЙ
Хостинг от uCoz