ПАРЛАМЕНТАРИЗМ


 

 

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной. П. существует не во всех конституционных странах: его нет ни в Германской империи, ни в отдельных германских государствах, ни в Австрии, ни в Соединенных Штатах. Типичным парламентарным государством является Англия; П. господствует также в Бельгии, Франции, Италии, Венгрии. В государствах первого типа, называемых обыкновенно чисто представительными, строго проводится принцип разделения между властями законодательной и исполнительной; первая принадлежит главе государства - монарху или президенту республики, управляющему через посредство назначаемых и сменяемых им министров, политически не ответственных перед парламентом; вторая, в понятие которой входит также право вотирования бюджетов, принадлежит парламенту. Министерства здесь часто бывают внепарламентскими, т. е. члены его не принадлежат к составу палат. В государствах второго типа парламент не довольствуется ролью законодательного корпуса: он требует от исполнительной власти отчетов в ее деятельности и имеет право привлекать ее к ответственности; в случае неодобрения парламентом образа действий исполнительной власти у последней остается право апелляции к избирателям, но при ее неудаче министры обязаны выйти в отставку. Таким образом исполнительная власть фактически является только органом парламента. Министры, в парламентарных государствах, принадлежат к составу парламента; в большей их части правило это, не включенное в писанные конституции, установилось на практике, в силу необходимости, очень строго; нарушается оно только в таких государствах (напр. Болгария), где П. существует более в теории, чем в жизни. При господстве П. центр тяжести государственной жизни лежит в парламенте, в котором идет постоянная борьба за власть между двумя или несколькими партиями. После падения одного министерства глава государства поручает составить новое общепризнанному вождю партии, свергшей предыдущее; только при большом числе партий у главы государства может быть некоторый выбор, но и тут он по необходимости должен стремиться к сформированию министерства, которое пользовалось бы поддержкой большинства в парламенте, ибо только такое министерство может быть прочным. Таким образом П. всегда означает политическое господство наиболее сильной в народе (точнее - среди избирателей) партии. Все сказанное о роли парламента относится преимущественно к нижней его палате (в странах с двумя палатами), хотя строго и безусловно установленным это не может считаться. Так, во Франции министерство Буржуа (1895-96), находившее опору в палате депутатов, но встречавшее сильное противодействие в сенате, некоторое время колебалось; думая вступить в конфликт с сенатом, но после непродолжительной борьбы вынуждено было уступить и выйти в отставку. В Англии до середины XVIII в. поддержка палаты лордов имела для минства значение ничуть не меньшее, чем поддержка палаты общин; но уже Вальполь опирался преимущественно на последнюю, а с 1832 г. палата лордов окончательно потеряла возможность вызвать падение кабинета. Так, в 1850 г. лорд Пальмерстон не обратил ни малейшего внимания на вотум недоверия, выраженный ею по поводу дела Пасифико. Принцип П. установился в Англии в XVIII в.: последняя попытка управления страной вопреки палате общин была сделана Питтом младшим, в 1783-84 г., но и он, после непродолжительной борьбы, должен был прибегнуть к распущению палаты. Во Франции господство П. установилось окончательно только в 1875 г.; Италией он унаследован от Пиемонта, в котором восходит к 1848 г.; в Бельгии он существует с 1831 г. Швейцария занимает по отношению к П. особое место: исполнительная власть избирается здесь на 3 года, но в продолжение этого срока она не может быть сменяема; члены ее часто не принадлежат к составу палат; поэтому Швейцарию нельзя относить к государствам парламентарным. Литературу см. при словах: Государственное право, Конституции, Министерства, Ответственность министров, Партии, Политика, Разделение властей. Ср. также Дайси, "Основы госуд. права Англии" (СПб., 1891); Lotbar Bucher, "Der Parlamentarismus, wie er ist" (3 изд., Штуттг., 1894; только об Англии, весьма враждебна принципу П.); Hamilton, "Parlamentarische Logik, Taktik u. Rhetorik" (2 изд., Тюбинген, 1872); Prins, "La democratie et le regime parlementaire" (2 изд., Брюссель, 1886); Ojeay Somoza, "El parlamentarismo" (Мадр., 1884); Duvergier de Hauraune, "La reforme parlementaire et la reforme electorale" (П., 1846); его же, "Histoire du gouvernement parlementaire en France de 1814-48" (Пар., 1857-73); Benj. Constant, "Principes de politique" (Париж, 1815, гл. II и IX; новейшее издание Лабуле); Prevost-Paradol, "Du Gouvernement parlementaire", в его "Essais de politique" (Пар., 1859). (c) В. В-в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, -а, м. Государственнайа система с парламентом во главе. II прил. парламентарный, -айа, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, парламентаризма, мн. нет, м. (полит.). Система государственного управления с парламентом во главе. Парламентаризм не устраняет, а обнажает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения. Ленин.

Словарь Ушакова

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система политической организацыи государства, при которой четко разграничены функцыи законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революцый 16 - 18 вв. С усложнением структуры общественных связей происходит процесс усиления полномочий исполнительной власти (президента, правительства).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗМУСОЛИВАТЬ
ВОСТРИТЬ
УПРАВЛЕНСКИЙ
ИЗОЛЯТОРЫ
ЛАФЕТ
ОТШИБИТЬ
РАЗУКРУПНИТЬСЯ
ХЛОДНИК
ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПРИСТРУГАТЬ
ЛЮБИТЬ
ПАНТОВКА
РАЗГОВОРИТЬ
АГАФИИ
РЕФОРМИСТСКИЙ
ВЕДЫ
СЕНОКОПНИТЕЛЬ
АПАНА


ПАРЛАМЕНТЁРСТВО назад содержание далее ПАРЛАМЕНТАРИЙ
Хостинг от uCoz