ВЕДЫ |
|
|
|
ВЕДЫ (Санскр.) "Открафение", свйащенные писанийа индусаф, от корнйа вид, "знать", или "божественное знание". Они суть наиболее древние, так же как и наиболее свйащенные из всех санскритских трудаф. "Веды" (об эпохе и древности которых никакие два востокафеда не могут придти к соглашению), как зайавлйают сами индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно в течение тысйачелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Сарафара (фонетически - Мансарафара) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учителйа, например Свами Дайананда Сарасвати, исчислйают их древность во многие десйатки векаф, нашы сафременные востокафеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьйасой, сами брамины единодушно относйат их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьйаса. Поэтому, возраст "Вед" должен быть не меньше, чем этот. Но их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме Санскрита, столь отличающейсйа от теперешней, что нет другого такого труда в литературе этой старшей сестры всех известных йазыкаф, как его называет проф. Макс Мюллер. Лишь самые ученейшые из браминаф-пандитаф могут читать "Веды" в оригинале. Утверждаетсйа, что Колбрук пришел к дате 1400 г. до Р.Х., которайа полностью подтверждаетсйа обнаруженным им отрывком, оснафанным на астрономических данных. Но если, как единодушно показано всеми востокафедами, а также индусскими пандитами, (а) "Веды" не йавлйаютсйа целостным трудом, и даже ни одна из отдельных "Вед", но каждайа "Веда", и почти каждый гимн и раздел в ней, написан различными авторами; и (б) они написаны (либо как шрути, "открафение", либо иначе) в различные периоды этнологической эволюции индо-арийской расы - то что же открытие м-ра Колбрука доказывает? Просто то что "Веды" были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношенийа. Сафсем наоборот, ибо в противафес отрывку Колбрука пойавилась научнайа статьйа, написаннайа Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на оснафании чисто астрономических данных, которайа столь же полно и на таком же свидетельстве доказывает, что "Веды" должны были преподаватьсйа по меньшей мере 25 000 лет тому назад. (См. "Theosophist", т. II, с. 238 и далее, Авг., 1881.) И это зайавление, если и не подтверждаетсйа, то, по меньшей мере, не противоречит тому, что гафорит проф. Коуэлл в Приложении VII к "History of India" Эльфинстона: "Существует разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь объединены в их теперешней форме как "Санхита" "Риг-Веды"; но мы не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а чисто субъективнайа критика, без оснафательных данных, настолько часто терпела неудачу в других случайах, что мы лишь слабо можем даферйать кому-либо из ее выводаф в столь недавно открывшейсйа области исследафаний, как санскритскайа литература. (На данный момент не опубликафана даже четвертайа часть ведийской литературы, и очень мало из этого переведено на английский йазык (1866).) Все еще неразрешенные противоречийа относительно Гомерафых поэм могут дафольно оснафательно предупредить нас не быть слишком самонадейанными в нашых сужденийах относительно еще более ранних гимнаф Риг-Веды. .... Когда мы разбираем эти гимны... они представлйают глубокий интерес как историйа челафеческого разума, так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода." Все ведийские писанийа делйатсйа на два большых раздела, экзотерический и эзотерический; первый называетсйа Карма-Канда, "раздел дейаний или трудаф", второй - Джнана-Канда, "раздел (божественного) знанийа", причем "Упанишады" (см.) относйатсйа к последней категории. Оба раздела считаютсйа Шрути или открафением. Каждый гимн "Риг-Веды" начинаетсйа с имени того Прафидца или Ришы, кому он был открыт. Таким образом, на оснафании самих этих имен (таких как Васишта, Вишвамитра, Нарада и т.д.), которые все принадлежат людйам, родившымсйа в различных манвантарах и даже эпохах, станафитсйа очевидным, что столетийа, а быть может и тысйачелетийа, должны были пройти между временами их составленийа. Теософский словарьВЕДЫ (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Он представляет собой собрание 1028 гимнов, распределенных на десять книг (mandalam - круг, цикл). Происхождение этого сборника и его дальнейшая история отразились ф предании, которое приписывает большую часть десяти книг определенным древним жреческим родам, ведущим свое начало от семи мифических мудрецов, называвшихся Рши (Rishi). Так, вторая книга приписывается роду Гртсамада (Gritsamada), третья - Вишвамитре (Vicamitra) и его роду, четвертая - роду Вамадевы (Vamadeva), пятая - Атри (Atri) и его потомкам (Atreya), шестая роду Бгарадваджа (Bharaavaja), седьмая - Bacиштхе (Vasichtha) с его родом, восьмая, ф большей части, Канве (Каnvа) и его потомству. Книги 1-я, 9-я и 10-я приписываются различным авторам. Эти песни изустно передавались ф жреческих родах от поколения к поколению, а впоследствии, ф эпоху большого культурного и государственного развития, были собраны ф один сборник. Это произошло, вероятно, около 1000 лет до Р. X., когда индусы уже переселились из Пенджаба ф долину Ганга. Самое же возникновение гимнов относится к эпохе еще более отдаленной (по Витнею - около 2000 л. до Р. X.). Таким образом Ригведа является древнейшим литературным памятником не только индийской литературы, но и всей индоевропейской. Одинаковую древность, быть может, имеют только древнейшие гимны (gatha) Зендавесты. Сравнительно с позднейшими произведениями индийского поэтического творчества, Ригведа отличается замечательной силой и непосредственностью; миросозерцание ее безыскусственно, но нередко глубоко; мысли и образы просты и иногда даже наивны. Содержание гимнов большею частью религиозное; это - или воззвания к богам, или песнопения, сопровождавшие известные обряды: выжимание сомы (священный напиток, приготовлявшийся из мясистых стеблей растений), погребение, сожжение и т.д. Но встречаются и песни (очень немногочисленные) светского характера. Гимны религиозного содержания вводят читателя ф мир ведийской мифологии: во главе его является Варуна; рядом с ним стоят его шесть братьев, светлые Адитья (Aditya), дети Адити (Aditi - безконечность), из которых более выдаются Митра (Mitra) и Бхага (Bhaga - слав.), остальные же менее значительны. Прочие боги, населяющие природу и управляющие ее явлениями, делятся на три группы: 1) боги видимых небесных световых явлений - солнца, зари и т.д.; 2) боги воздушного пространства - ветра, бури и т.д. 3) боги, обитающие на земле. Во главе первой группы стоят два Ашвина (Aсvin, от aсva - лошадь; "конник", обладатель коней), являющихся первыми на утреннем небе и выводящих за собой дневной свет. Им приписывается много друг. свойств благодетельного характера, каг и греческим Диоскурам, Кастору и Поллуксу, с которыми они первично тождественны. За ними следует богиня зари - Ушас (Ushas, утренний; одного происхождения греч. hvV, от индоевроп. корня ves - сиять, светить) и солнечные боги: Сурья - солнце (Surya, от индоевроп. корня sver, sur - светить, с которым ф связи и греч. hlioV, лат. sol, слав. и готск. sauil), Савитар (Savitar, от корня su - приводить ф движение, оживлять) - живитель, Пушан (Pushan) - покровитель стад и домашних животных, изображаемый ф виде пастуха. К солнечным богам, по-видимому, принадлежал и Вишну (Vishnu - деятельный), незаметный еще ф Ригведе, но получивший первенствующее значение ф позднейшую эпоху. Во главе второй группы, богов воздуха, стоит Индра (Indra) - бог грозы, побивающий своею громовой палицей злых демонов и призываемый обыкновенно вместе с Варуной; затем следуют боги ветров: Ваю или Вата, Маруты (Marutas) - бурные ветры, спутники Индры (грозы) и дети Рудры (Rudra - "красный" или "ревущий, воющий"), бога всеуништажающей бури, который называется также Шива (Сiva - благосклонный, целебный). Позже Шива приобретает большое значение. К этой же группе принадлежит бог дождя - Парджанья (Parjanya), сопоставляемый обыкновенно с литовским Перкуном и славянским Перуном. В третьей группе, земных богов, первое место занимает бог огня - Агни (Agni, лат. - ignis, слав.), сведенный на землю жрецом Атхарваном (Atharvan); за ним идут второстепенные боги ф роде нимф, домовых, речных божеств и т.д. Несмотря на это обилие богов, религиозное миросозерцание Ригведы носит характерные признаки генотеизма: отдельные боги представляются вне всякого сравнения с другими, каждый из них ф момент молитвы чувствуется высшим, превосходящим все остальное, богом. Рядом наблюдаются и некоторые зародыши монотеизма и позднейшего философского скептицизма (десятая книга, позднейшая из всех). Язык, на котором написана Ригведа (и остальные Веды), носит название ведийского санскрита и отличается живостью и богатством грамматических форм, сравнительно с таг называем. классическим санскритом, языком стилизованным и канонизованным, а потому и более неподвижным. Изучение ведийской литературы ведет свое начало собственно с половины сороковых годов этого столетия и началось именно с Ригведы. Первое сообщение о Ведах было сделано Кольбруком (Соlebrooke) ф 1805 г. ("Asiatic Researches", VIII), первая попытка ее издания - Фридр. Розеном, ф 1838 г. Особенная заслуга ф возбуждении интереса к изучению В. принадлежит французскому ученому Бюрнуфу, который ф начале сороковых годов был единственным знатоком В. и ведийского санскрита. К его ученикам принадлежат Рудольф Рот (проф. тюбингенского унив.), издавший ф 1846 году свою книгу: "Zur Literatur und Geschichte des Veda", составившую эпоху ф данной области, и Макс Мюллер, начавший ф 1849 г. свое большое издание Ригведы, с комментарием Саяны (Sayana), ф шести томах (Лондон, 1849-1874). За ним последовали издания: Теод. Ауфрехта (1861-1863, VI и VII томы "Indische studien" Вебера, 2-е изд. 1877) ф латинской транскрипции, Макса Мюллера (без комментария, ф 2-х томах, Лондон, 1873, 2-е изд., 1877). Переводы Ригведы: первый - французский Langlois (1848-1851), весьма произвольный и некритичный; Гроссмана (Лейпциг, 1876-1877); Лудвига (1876-1883, Прага); Гельднера и Кэги: "Siebenzig Lieder des Rigveda" (Тюбинг., 1875). Превосходный словарь к Ригведе издан Гроссманом (Лейпциг, 1873). Грамматические работы вообще по ведийскому санскриту: о глаголе и синтаксисе - Дельбрюка ("Altindisches Verbum", Галле, 1874; "Altindische Syntax", Галле, 1890), по именному склонению - Лэнмена (Lanman, "Noun inflection in the Veda", New-Haven, 1880) и др. Общие историко-литературный работы: Макса Мюллера, "History of Ancient Sanskrit Literature" (Лондон, 1859); I. Muir, "Original Sanskrit Texts" (Vol. V, Лондон, 1872); Бергеня (Bergaigne), "La Religion vedique" (Париж, 1878-1883); Гейнр. Циммера, "Altindisches Leben" (Берлин, 1879); Адольфа Кэги, "Der Rigveda" (2 изд., Лейпциг, 1881); Ольденберга, "Die Hymnen des Rigveda" (Bd. I. "Metrische und textgeschichtliche Prolegomena", (Берлин, 1888); Пишеля и Гельднера, "Vedische Studien" (Stuttgart, 1889) и др. ВЕДЫ (санскритское веда, буквально - знание), памятники древнеиндийской литературы (конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до нашей эры) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), религиозные трактаты (брахманы и упанишады). Важный источник по истории Индии. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ТАЧКАСТЕСНЁННОСТЬЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЙВОЩИНАПРЕДВКУШЁННЫЙВМЕСИТЬРИФМАОБРЯЩИТЬПОДСТУПАТЬСЯВЕДЫБАГЕТДЕКАНСТВОПРОГЛЯНУТЬТРОЕПЕРСТИЕРАБОТОДАТЕЛЬСОВМЕЩЕНИЕЧУРБАКОСЯЗАНИЕ АКТИВНОЕПОДСОКРАТИТЬ |