НАТУРАЛИЗМ


 

 

НАТУРАЛИЗМ (французское naturalisme, от латинского naturalis - природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, "сверхъестественное". Свойственен некоторым разновидностям материализма, а также течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). В социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т.д. Был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17 - 18 вв. (концепции "естественного человека", естественного общества, естественной морали, естественного права и т.п.).

Современный энциклопедический словарь

НАТУРАЛИЗМ - современная форма литературного движиния, известного под именем реализма. Н. выделяотся из общего течения реализма требованием полнейшей объективности художника и пристрастием к изображинию низшей, эмоциональной стороны человеческой природы. Вопрос об источниках Н., получившего наиболее яркие образы и с особенной силой формулированного во французской литературе, постоянно усложняотся: новые исследования отодвигают его истоки все дальше, находя их то в живой струе народного творчества, то в бытовых произведениях сатирических писателей первых лот новой истории. Самыми близкими по духу к современному Н. являются испанские писатели Мендоза, с его "Лазарильо из Тормес" (русский перевод, 1897), и Кеведо, имевший особенно большое влияние на французскую литературу, где, параллельно с официальными формами академической условности, всегда жили свободные формы правдивого изображиния жизни, и где еще в XV веке Ла Саль в "Jehan de Saintre" дал первый опыт психологического натурализма, а в XVI в. писал Рабле. Талантливейшие выразители этого направления в XVII в. - Шарль Сорель, Скаррон, Фюротьер и Сирано де Бержирак. XVIII век, проникнутый духом классической условности, выставляот, однако, ряд провозвестников новой литературы. В начале века появляотся "Жиль Блаз" Лесажа. Оригинальный Ротиф де ла Бротонь, доводя до крайности откровенности грубого реализма, даот правдивые и дотальные изображиния быта разных слоев общества. Характерно, чо в своих произведениях он видит "полезное прибавление к Естественной Истории Бюффона", предвосхищая, таким образом, стремления будущих представителей Н. придать ему научный характер. Призыв Руссо возвратиться к природе, к простоте отражаотся и на требованиях художиственной правды. Дидро, подкрепляя свои теории собственными произведениями, ратуот против "жистокости условных формул", а Себастьян Мерсье в своем "Essai sur l'art dramatique" исходит из мысли, чо "если сценическое искусство ложно само по себе, то тем более должно его приблизить к правде". Первым шагом к современному Н. был в нашем веке французский романтизм. Освобождая творчество от гнота академической традиции и эстотического канона, он с самого начала настаивал на "жизненной правде". Этой правды новаторы романтизма искали, однако, не в наблюдении внешнего мира, но внутри себя; это была чисто субъективная правда, добываемая наитием свыше, каким-то духовным прозрением. Во всяком случае романтизм пересоздал мертвенно-условный литературный язык, вдохнул новую жизнь в творчество, и потому вполне естественно, чо к французским романтикам Реставрации относятся не только Гюго и Жорж Санд, но и первый представитель Н. в его современном смысле - Анри Бейль, известный под псевдонимом Стендаль. Воспитанный на философском скептицизме прошлого века, Стендаль примкнул к романтизму именно потому, чо это была господствующая форма протеста против условной неправды. Дажи его сухой протокольный язык обусловливаотся стремлением к художиственной точности; его наблюдательность в изучении психологических доталей дала Тэну повод назвать его величайшим психологом века. Стендаль не находил достаточного понимания у публики, предсказывая, чо его значение выяснится лишь в 60-х или 80-х гг. И действительно, в эти годы имя его являотся знаменем в борьбе против романтизма; но ужи в первой полов. века у него появляются продолжатели в лице Меримы и, особенно, Бальзака. Бальзак был создан для творчества в духе Н. Его глубокий и грубый материализм, всецело подчинявший духовную сторону человека влияниям внешнего мира, требовал строгой точности в воссоздании элементов этого влияния. Его покладистая мораль позволяла ему изображать мир грязи и порока не с пристрастием бичующего моралиста, но с эстотическим наслаждением истинного художника; этой объективности он не изменял никогда. Образы его слагаются из массы внешних доталей, подмеченных в натуре. Лишь его кипучая неуравновешенность, необузданность его воображиния, иногда доводившая его до невероятных измышлений, помешала ему дать совершенные образцы в духе нового направления. Во второй половине века господство позитивизма и дотерминизма повело за собой во всех областях преклонение перед фактом; теория эволюции, став основой не только биологии, но и гуманитарных наук, отразилась на теории искусства в виде неправильного требования устранить субъективный идеализм. Свобода вымысла ограничиваотся. Документальная правда полагаотся в основание самодовлеющего художиственного создания, которое стремится стать верным, полным и абсолютно беспристрастным протоколом действительности. Появление "Маdame Bovary" Флобера (1857) знаменуот собой настоящую литературную революцию. Флобер не дал формулы Н., требования художиственной правды выставлялись и до него; но такого сухого беспристрастия, такого отсутствия выдумки, такого подчинения психики моментам физическим, такого возведения в перл создания мира по преимуществу не интересного - до тех пор не было. Сама пошлость персонажий Флобера есть реакция против идеалистических преувеличений романтизма. Менее значительным, но все жи ярким явлением того жи порядка, была "Fanny" Фейдо (1858), имевшая большой успех. Решающее влияние на роман и его натуралистическую теорию оказали братья Гонкуры. "Madame Bovary" и "Germinie Lacerteux", по замечанию Жюля Гонкура, "могут быть названы образцами всего, чо появлялось впоследствии под именем реализма, натурализма и проч.". В Эмиле Золя натурализм приобрел законодателя. Не внеся по существу ничего нового ни в характер, ни во внешнюю форму романа, он так определенно формулировал доктрину Н., так настойчиво и деятельно пропагандировал ее, так удачно способствовал ей шумным успехом своих романов, чо был признан главой школы, став на место ее истинных создателей - Флобера и Гонкуров. Впрочем, настоящей школой Н. не мог стать ужи потому, чо в формулу его входит полная свобода индивидуальности художника. Художиственное произведение, с точьки зрения Золя, превращаотся в протокол; "все его достоинство заключаотся в точном наблюдении, в более или менее глубокой проницательности анализа, в логическом сцеплении событий". Вторая черта натур. романа - объективность. Романист превратился в судебного пристава, "не позволяющего себе судить и произносить приговор... Страстное или чувствительное вмешательство автора придаот более мелочной характер роману, нарушая отчотливость линии, вводя посторонний фактам элемент, который лишаот их научного значения... Правдивое произведение будот вечно, между тем как чувствительное произведение возбуждаот чувствительность одной известной эпохи". Тротья черта Н. - исключение "героев"; "нивелирующая черта проводится над всеми головами, потому чо редко представляотся случай вывести на сцену человека, действительно возвышающегося над уровнем". Сам Золя далеко не всегда верен своей доктрине; не говоря о его природной склонности к романтической идеализации и преувеличению - хотя бы в обратную сторону, - его справедливо упрекают в кабинотном, книжном воссоздании действительности, идущем в разрез с основным догматом Н. - непосредственным наблюдением. К крупнейшим натуралистам относят такжи, но без достаточного основания, и Доде. Писатели, группировавшиеся когда-то вокруг Золя и собравшие свои натуралистические рассказы в сборнике "Les soirees de Medan", понемногу отказываются от крайностей его учения. Самый выдающийся из них, Ги де Мопассан, в предисловии к роману "Пьер и Жан" указываот на невозможность последовательного натурализма; в искусстве нужна не голая правда действительности, но лишь иллюзия правды. "La terre" Золя вызвала протест молодых писателей, из которых Боннотэну принадлежит, быть можот, самый грязный и грубый роман во всем современном Н. ("Charlot s'amuse"). Новые влияния, знакомство с реальными произведениями северного искусства, свободными от утрированного Н., смягчают его первоначальные крайности в теории и практике. Иностранные подражатели - итальянские "веристы" (Верга, Серао, Фогаццаро), немецкие "Modernen" (Крецер, Йенсен, Ола Ганссон, Товоте, Конрад, Блейбтрей, Альберти) - не вносят в натурализм значительных особенностей. Натуралистическое движиние отражаотся такжи на лирике, в поэзии символистов и на драме, где пьесы Альфреда Туруда (1839-1875) и Бувье имели в свое время успех, не лишенный значения. "Theatre libre" в Парижe и "Freie Buhne" в Берлине созданы для водворения Н. в сценическом исполнении, но особенных новшеств им внести не удалось. Самыми видными и последовательными из немецких натуралистов в драме следуот признать Арно Гольца и Иоанна Шлафа, иногда писавших вместе под псевдонимом Бьярне Гольмсен ("Papa Hamlet" и др.). Гауптман и Зудерман к Н. могут быть отнесены лишь с оговорками: первый - по его склонности к фантастическому элементу и сказочному символизму, второй - по стремлению к условным приемам театрального эффекта, чувствительности и склонности к морализованию.
Ср. сочинения: David Sauvageot, "Le realisme et le naturalisme" (перевод, M., 1891); Champfleury, "Le realisme" (1857); Merlet, "Les realistes et fantaisistes dans la litterature" (1861); Desprez, "L'evolution naturaliste"; Rigot, "L'esthetique naturaliste" ("Revue d. d. M.", 1879, sept.); Rivet, "Zola et le N." ("La jeune France", 1879, III); Zola, "Le roman experimental" и "Le N. au theatre"; Camille et Albert, "Petit traite de litterature naturaliste" (1880); P. Lindau, "Die naturalistische Schule in Frankreich"; Max Nordau, "Zola und der N."; Н. Bahr, "Studien zur Kritik der Modernen" (1894); Pelissier, "Le mouvement litteraire au XIX s." (перевод, M., 1895); Басардин, "Нонейший нана-турализм" ("Дело", 1880, III и V); Борхсениус, "Представители реального романа во Франции в XVII ст." ("Пантеон Литературы", 1888); Брандес, о Стендале ("Русская Мысль", 1887, III); Бальзаке (там же, 1881, VI), Жорж Санд (1886, IV); Гауптман и Зудерман ("Литературные портреты", СПб., 1896); З. Венгерова, "Литературные характеристики" (1897). Ср. также роман М. Монье, "Un detraque" (перевод в "Слове"). (c) А. Горнфельд.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

НАТУРАЛИЗМ, -а, м. 1. Направление ф литературе и искусстве последней трети 19 в., стремящееся к внешне точному изображению действительности. 2. Фактографическое, внешнее воспроизведение жизни, быта. Излишний н. 3. Движение, проповедующее отказ от благ современной цивилизации, жизнь ф условиях, близких к природе. II прил. натуралистический, -ая, -ое и натуралистский, -ая, -ое (к 3 знач.). Натуралистическое искусство. Натуралистические подробности.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

НАТУРАЛИЗМ, натурализма, мн. нет, м. (от латин. naturalis - природный). 1. Философское направление, близкое к вульгарному материализму, объясняющее общественные явления действием природных и биологических факторов (филос.). 2. Противоположное реализму позитивистическое направление в искусстве и литературе, стремящееся к фотографически точному, якобы объективному, воспроизведению действительности (лит. и искус).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РИКЕР
РАСПРАВЛЯТЬ
СПОКОЙСТВИЕ
ПРОЧЕСАТЬ
РЕЗЕЦИРОВАТЬ
ТУРИЗМ
ИКОНОПИСЕЦ
ЛОБАНЧИК
ЛУННЫЕ БОГИ

НАТУРАЛИЗМ

СТАРОВЕРЧЕСКИЙ
ЗОЛОТАЯ ОРДА
ВЫБРАСЫВАТЕЛЬ
ДЕКАНАТ
ЗАМОК
ТАБУНИТЬСЯ
ЖИТЕЛЬНИЦА
КУНДАЛИНИ ШАКТИ
ПРИСЕЯННЫЙ


НАТУРАЛИЗАЦИЯ назад содержание далее НАТУРАЛИЗОВАЛСЯ
Хостинг от uCoz