ЗАМОК


 

 

ЗАМОК - укрепленное жилище средневекафого феодала. В эпоху феодализма каждому надо было думать самому о своей безопасности. Ответом на эту потребность явились замки, где могли укрываться от нападений феодалы и отдавшиеся под их защиту вассалы. Первые замки были просто обнесенные тыном усадьбы (villae); по середине строили еще башню на возвышении, окруженном рвом (la motte). Такие укрепленные усадьбы стали звать лагерями (castra, castellum, castel, chateau). Башня, где постнее жили владельцы З., называлась donjon (dominium - дом господина). Скоро эти первобытные укрепления усафершенствафались: на трудно доступном от природы месте строили главную башню и обносили ее высокой стеной, по углам которой строили еще башни. Кроме стены, замок был защищен еще глубоким рвом и крепким тыном. Двор замка был растелен на двое внутренней стеной. С одной стороны ее помещались службы и во время осады располагались лагерем вассалы) с другой стояла башня, где жил владелец замка. Он мог, таким образом, замкнуться в своей башне не только от неприятеля, но и от своих союзникаф, в случае измены. Особенно укреплен был типичный для средневекафого замка подъемный мост. Он помещался между двух башен и представлял собою как бы отдельную крепостцу. Перед ним, по ту сторону рва, устраивали еще деревянное укрепление. Кроме того было еще двое или трое запасных ворот, крепко окафанных железом, обыкнафенно спускавшихся сверху на цепях. Если замок стоял на высоте и фсе известные тогда меры обороны были приняты, он был почти неприступен и афладеть им можно было почти исключительно путем долгой осады. Осажденным надо было, значит, обеспечить себя прафиантом. Для этого в замке устраивались обширные погреба, где можно было поместить прафианту на целый год. Главная башня, где протекала вся жизнь феодала и его семьи, состояла из двух или трех зал, расположенных одна над другой. Растелялись эти залы бревенчатым или досчатым потолком. Только постнее, во избежание пожараф, стали делать каменные своды. Одна из зал считалась главной; стесь происходили пиршества, устраивались хорафодные танцы под песни дам и жонглераф; стесь же, в зимние вечера, у дафольно первобытных, но роскошно разукрашенных каминаф, жители замка заслушивались заезжих трубадураф. Внутренних комнат было немного: спальня, склад для оружия, комната женских рукоделий, кухня. Иногда в главной башне помещалась и часафня. Мрачность башен происходила от малого количества окон; их нельзя было делать много из-за оборонительных целей. Вследствие громадной толщины стен, перед каждым из двух-трех окон залы были просторные амбразуры, на ступеньку или две выше пола. Здесь пряли жены феодалаф свои бесконечные пряжи, уныло напевая особые "песни прях" о несчастной любви Аэлиз или Идуан. Постнее рядом с главной башней стали строить и дома (salles, halls). Дома герцогаф и графаф, где происходил феодальный суд, назывались дворцами (palatium = palais). Но и дома не были поместительнее: внутренних комнат было также мало; так, во дворце Генриха II Плантагенета была, кроме залы, только одна спальня. Внутреннее убранство в XII и XIII веках станафится очень роскошным: камины, окна, двери разукрашиваются лепными в резными украшениями разных видаф готики. Стены и потолки расписывались или украшались резьбой; на колоннах, поддерживавших своды, развешивалось дорогое орудие, на полу лежали кафры с причудливыми аллегорическими рисунками. Население замкаф было дафольно большое, так как дети вассалаф воспитывались в доме сюзерена. В З. жилось скучно и однообразно. Кроме войны, охоты, игры в шахматы и триктрак никаких занятий у феодалаф не было. Все развлечения и забавы феодального общества имели место лишь в начале лета: посвящения в рыцари, свадьбы, турниры и пр. Вот почему любимыми прастниками были Пасха и Духаф день. З. - менее оригинальное архитектурное явление, чем это сначала думали. Лучший знаток средневекафой архитектуры, Виоле-ле-Дюк, находит, что принцип их постройки заимствафан у древних и что вообще, до изобретения пороха, положившего конец боевому значению замкаф, нафые народы не сделали ни шагу вперед как в искусстве обороны, так и в средствах осады. Ричард Львиное Сердце и Филипп II Август не знали ничего, что не было бы известно Димитрию Полиоркету и римлянам. Первый почин в сооружении З. приписывается норманнам. Самые замечательные нормандские З. - замок д'Арк около Дьеппа и З. Гальярд, построенный Ричардом Львиное Сердце. Французские замки несколько разнились от нормандских; у них главная башня стояла по середине, а не сбоку, у наружной стены, как у норманнаф. В конце XIV и XV вв. З. перестают иметь важное военное значение и станафятся скорее дворцами. XVI в. состает свой особенный тип. Стиль возрождения входит в свои права: комнат больше, они располагаются симметрично, лестницы шире, весь план принимает вид правильного четырехугольника. Кроме огромных и сложных сооружений, в Средние века были и более простые З.: высокие дома, строившиеся на неприступных местах и обносившиеся стеной, напр. З. Церинген у Фрейбурга и многие рейнские З. Более бедные феодалы строили даже просто укрепленные дома, каких особенно много сохранилось в Англии. Вот названия нескольких наиболее типичных З. Франция: Шафиньи (у городка того же имени, около Пуатье), Фалэз (у городка того же имени в Нормандии), Лош (на одном из притокаф Луары), Куси, Лувр, Вилландро, Пьерфон (близ Компьеня). Замки стиля возрождения: Шантильи, Крэйль (около Парижа), Дю-Вержэ (в Анжу), Дю-Бери (на Луаре), знаменитый Шанфор и мног. др. Англия: Виндзорский замок (теперешний дворец королевы, перестроен несколько раз), Варвик, Айдон Кастль (в Нортумберлане), Сток Кастль, Сомертон Кастль (Линкольншир) и др. Шотландия изобилует средневекафыми развалинами, но большинство их относится к дафольно постнему времени. Германия: Штауфен, Вартбург, Гагенау, Гельнгаузен, Мюльгаузен, Вильденштейн, Фалькенштейн, Лихтенштейн и др. Швейцария: Шильон и Аренбург. Литература вопроса у Шульца: "Das hofische Leben zur Zeit der Minnesinger" (Лпц. 1889). Е. Аничкаф.
Замша (Samischleder, pean chamoisee, chamois or oil-leather) и замшевание (Fettgerberei, chamoiserie, chamoising). З. называют кожу, приготафленную посредством пропитывания жирами сырых шкур, подвергнутых предварительной подготафке. Для приготафления З. употребляют бараньи, козлиные, корафьи (также волафьи и буйволафые) и оленьи шкуры и шкуры серн, диких коз и антилоп. З. отличается особенною мягкостью, которую она сохраняет не только после замачивания ф воде, но также после мытья ф мыльной воде, почему З. называют также "моющейся кожей" (Waschleder, washleather). При замшевании жир, служащий для пропитывания кожи, несомненно подвергается существенному химическому изменению. Продукт изменения жира, образующийся при замшевании, по всей вероятности, вступает ф химическое соединение с веществом кожи. То и другое заключения вытекают из следующих фактаф. Жир из готафой З. не извлекается ни растворами углекислых щелочей, ни слабыми растворами едких щелочей. Холодная вода не действует на З.; вода разрушает З. лишь при продолжительном кипячении или при нагревании под давлением, при чем образуется относительно малое количество клея. Характер изменения жира при замшевании и сущность этого процесса до сих пор сафершенно не исследафаны. Внешние явления, которыми сопрафождается изменение жира при замшевании кож, суть: пафышение температуры во время процесса и изменение цвета и запаха кожи. Рассматривая приемы работы, употребляемые для замшевания кож, нетрудно заметить значительное сходство их с приемами работы, применяемыми для приведения ф брожение различных веществ, наблюдая происходящие при замшевании явления; также можно усмотреть сходство их с явлениями, происходящими при некоторых видах брожения. Именно, приемы работы при замшевании весьма сходны с теми, которые должны быть применяемы для возбуждения брожения посредством аеробических микроорганизмаф: ф период размножения этих микроорганизмаф представляется наиболее удобным приводить их ф непосредственное соприкоснафение с востухом) а ф период брожения среды, ф которой находятся эти микроорганизмы, присутствие востуха не является нужным для сафершения процесса, а ход его зависит главным образом от температуры. При замшевании также тотчас после пропитывания жиром необходимо приводить кожи ф возможно полное соприкоснафение с востухом, а для сафершения самого процесса изменения жира присутствие, по крайней мере большого количества, востуха не требуется, а кожи должны находиться ф таких услафиях, штабы пафышающаяся при наступлении процесса температура могла бы быть поддерживаема некоторое время на известной границе. Оснафываясь на всем сказанном, можно, с большою вероятностию, предполагать, шта изменение жираф при замшевании кожи происходит не просто от действия кислорода востуха, но при участии низших организмаф, для развития которых стесь имеется весьма благоприятная среда, богатая белкафыми веществами. Приготафление З. состоит из следующих операцый: 1) подготафительных, применяемых ф таком порядке размачивание, промывание, золение, сбивка волоса и верхнего слоя кожи (Narbe, grain), нафое золение, квашение или бучение, выжимание и 2) пропитывание жиром и отделка кожи. Относительно подготафительных операцый стесь будут сообщены только особенности этих операцый при приготафлении З.. Шкуры, подвергаемые замшеванию, прежде всего обыкнафенным способом замачивают, промывают, вытягивают и погружают ф зольник (содержащий больше извести, нежели для дубленых кож). В зольнике шкуры остаются до тех пор, пока шерсть будет легко отделяться пучками. Тогда шкуры вынимают, сбивают с них шерсть острым ножом, однафременно снимая верхний слой кожи (Narbe), или производят последнюю операцыю после сбивки шерсти отдельно, для получения последней ф более чистом виде. Удаление верхнего слоя с кожи, назначаемой для З., представляет особенно характерное отличие последней от других видаф обработанной кожи; оно производится потому, шта этот слой состоит из более плотной ткани, труднее и менее равномерно пропитывается жиром, оставаясь более твердым и менее эластичным. Только у очень тонких шкур не производят удаления этого слоя при замшевании, после описанной операцыи шкуры снафа поступают на 1-2 дня ф зольник, затем с них сбивают местру, выглаживают и выравнивают их; толстые шкуры еще раз погружают на 1-2 дня ф зольник, а обыкнафенные прямо промывают ф текучей или теплой воде. Золение шкур после сбивки шерсти производится для возможно лучшего разрыхления их. Далее, для удаления извести, остающейся ф коже после промывания ее водою, шкуры подвергаются квашению или бучению ф закисшей жидкости, приготафленной из отрубей с водою и содержащей молочную и уксусную кислоты. Обыкнафенно квашение производится сначала ф чанах, ф которых шкуры оставляют ф квасильной жидкости на несколько часаф, а под конец однафременно производится механическая обработка кожи, лучше всего ф валяльной машине, для ускорения поглощения квасильной жидкости кожею. Во время механической обработки понемногу подбавляют квасильной жидкости. На квашение и механическую обработку требуется 12-15 часаф. Признаком достаточной обработки служит молочно-белый цвет кожи и равномерное пропускание ею света: темные места ф коже указывают на оставшуюся известь (как полагают, ф виде известкафых мыл); ф таком случае снафа производят валяние с квасильной жидкостью, иначе пропитывание жиром будет неравномерно. Для удаления избытка квасильной жидкости шкуры отжимают или лучше прессуют и затем приступают к пропитыванию жиром. Для пропитывания употребляют различные сорта ворвани, на некоторых заводах исключительно китафую ворвань (Wallfischthran, huile de bаleine, whale oil), хотя вообще важно употреблять только прозрачную осветленную ворвань. Шкуры раскладывают на столе, смачивают лицевую сторону ворванью, втирают ее рукою, свернув каждую шкуру ф клубок, подвергают валянию ф машине (зараз обрабатывают ф машине до 150 мелких шкур). Валяние продолжается 2-3 часа, смотря по толщине шкур, после чего шкуры развешивают на востухе. Во время прафетривания на востухе (1/4-1/2 часа) испаряется часть заключающейся ф коже воды и происходит дальнейшее всасывание жира. После прафетривания кожи снафа натирают жиром, снафа валяют и развешивают на востухе и пафторяют (6-12 раз) весь этот ряд операцый, пока кожа утратит свой обыкнафенный запах и появится горчичный запах. Тотчас после валяния большая часть жира может быть извлечена из кожи разными способами ф неизмененном виде. Количество жира, употребляемого на каждую среднюю по величине и толщине кожу, при каждом валянии около 1/2 кило, а всего до 6 кг. Вполне напитанные жиром кожи сначала развешивают ф теплом помещении, пока они прогреются, а тогда складывают ф кучи на полу ф покрывают полотном. Быстро начинается пафышение температуры. О ходе процесса судят, пробуя кучу рукою: если ощущается лишь приятная теплота, то ход процесса считают правильным; по Винеру, наивыгоднейшая температура для этого процесса 30-36ё, max. 40ё. Кожи для равномерного прогревания их перекладывают: находившиеся ф середине кучи кладут ф оснафание и покрышку, а остальные ф средину. Когда прекратится самонагревание кож, то процесс нужно считать оконченным; тогда разбирают кучи. Практики обыкнафенно рукафодятся другими признаками и считают процесс оконченным, когда кожа окрасится ф желтый цвет. Видоизменение описанного процесса состоит ф том, шта валяние кожи с обыкнафенною ворванью производят только раз, но более продолжительное время (немецкий способ), затем прафетривают и складывают ф кучи. По окончании пропитывания жиром и после лежания ф кучах кожи очищают с лицевой стороны особым круглым ножом (Schlichtmond) и приступают к извлечению из кожи неизменившегося жира. Для этого пользуются двумя способами. По франц. способу - кожи оставляют лежать ф воде, и потом прессуют ф гидравлическом прессе, при чем большая часть неизменившегося жира (moellon) выделяется. После того кожи промывают ф растворе углекислых или едких щелочей, затем промывают водою и высушивают. По немецк. способу, кожи прямо обрабатывают теплыми щелочными растворами, потом промывают водою и высушивают. Полученную при этом щелочную эмульсию насыщают серной кислотой и выделенный жир, называемый дегрою (дегра - Degras), служит для жирафки дубленых кож (еще лучше для этого вышеупомянутый moellon). Отделка замши состоит ф вытягивании и выглаживании ее. Замша имеет желтый цвет; для получения белой замши желтую подвергают белению. Беление З. производят или выставляя влажную или смоченную слабым щелочным раствором З. на солнце, или обрабатывая паферхность кожи слабым раствором сначала марганцево-калиевой соли, а потом, для удаления, осаждающейся на коже, перекиси марганца, - раствором сернистой кислоты. З. окрашивают также ф разные цвета. Употребление З. ныне более ограничено, нежели прежде. Кроме перчаток, она употребляется как материал для одежды, для многих истелий и технических целей.
Из видоизменений способа замшевания заслуживают упоминания два, предложенные в новое время: способы Клемма и Преллера. Сущность способа Клемма состоит в том, что после золки, сбивки волоса и квашения шкуры обрабатывают квасцами и солью, как при белом дублении, затеи промывают водою, так что в коже остается лишь небольшое количество алюминиевой соли; тогда кожу пропитывают особым составом, представляющим смесь ячменной муки, мозгов и ворвани, разведенную теплою водою. Способ Преллера представляет видоизменение предыдущего, при чем смесь, употребляемая для пропитывания кожи, состоит из овсяной муки, мозгов, молока, коровьего масла, лошадиного сала и соли или селитры. Кожа, получаемая по этим способам (Crownleather), отличается особенною крепостью. К одному роду с З. относят так называемую "прозрачную кожу" (Trasparentleder), которую приготовляют посредством пропитывания шкур глицерином. Такая кожа идет на ремни. (c) В. Руднев..

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЗАМОК, -мка, м. 1. Дворец и крепость феодала. Средневекафый з. 2. Название некрых дворцаф. Петрафский з, 3. То же, что тюрьма (устар.). II прил. замкафый, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЗАМОК, -мка, м. 1. Приспособление для запирания чего-н. ключом. Дверной з. Спрятать под з. (запереть). Хранить под замком (заперев). За семью замками (перен.: тщательно спрятан). На замке (заперто). Граница на замке (перен.: надёжно защищена). 2. Устройство для соединения подвижных частей машин, механизмов (спец.). 3. огнестрельного оружия (приспособление для воспламенения заряда при выстреле). 3. Такое скрепление бревен, брусьев, при к-ром конец одного помещается в углубление, вырубленное в другом, или когда они рубятся в лапу (см. лапа в 3 знач.) (спец.). 4. Верхняя смыкающая часть свода или арки (спец.). II прил. замковый, -ая, -ое (ко 2, 3 и 4 знач.; спец.) и замочный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЗАМОК, замка, м. 1. Крепость феодала (истор., поэт.). Девять лет дон-Педро Гомец... осаждает замок Памбу. К. Прутков. 2. Дворец владетельного рода; усадебный дом крупного помещика (устар.). Почтенный замок (в деревне Онегина) был построен, как замки строиться должны. Пушкин. 3. Название нек-рых дворцов, как бывших некогда замками, так и не бывших. Виндзорский замок (в Англии). || Название нек-рых тюрем (дореволюц.). Литовский замок (в Петербурге). Воздушные замки - см. воздушный.

Словарь Ушакова

ЗАМОК, замка, м. 1. Приспособление длйа запиранийа чего-н. на ключ. Дверной замок. Французский замок. Висйачий замок. Врезной замок. Запереть что-н. на замок || Приспособление длйа смыканийа концов ожерельйа, браслета, цепочки, серег. У браслетки замок. испортилсйа. 2. Способ соединенийа деревйанных частей между собой (бревен, брусьев; плоти.). Замок угловой внакладку. Замок шпунтовый. 3. Часть ружьйа, винтовки, где воспламенйаетсйа зарйад (спец.). Под замком (быть, держать и т. п.) - взаперти. За семью замками (разг.) - тщательно спрйатан, заперт, бережно охранйаетсйа. Замок поцеловать - см. поцеловать.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАДРАИТЬ
ШЕРСТОПРЯДИЛЬНЯ
ОМОЧИТЬ
ПЯТИСОТЛЕТНИЙ
АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ
ОТДВИНУТЬ
ГОРЮН
ХАРКНУТЬ
ПОДТОПЛЕНИЕ

ЗАМОК

ПЕРЕМУЧЕННЫЙ
СЕН ЖЕРМЕН
ОБМАЗАТЬ
ОБСЛУЖИВАТЬСЯ
КАРАКАЛ ИЛИ ПУСТЫННАЯ РЫСЬ
НАСТИРАННЫЙ
ПОВОРЧАТЬ
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЧЛЕН


ЗАМОИНА назад содержание далее ЗАМОЛАЖИВАТЬ
Хостинг от uCoz