МОДУЛЯЦИЯ


 

 

МОДУЛЯЦИЯ (лат. modulatio) - перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое трезвучие лада, в который была намечена М. Модулировать можно основными и обращенными аккордами, при чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т. е. общие тоны между последним аккордом первого лада и аккордом доминантовой группы нового лада. Если такой связи не оказывается, то между последним аккордом первого лада и модулирующим аккордом второго ставится такое трезвучие, которое имело бы общие тоны со своими соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из первого лада или одного из средних с ним дадов. К аккордам доминантовой группы принадлежат: доминантовое трезвучие, доминант-аккорд, нон-аккорд, септ-аккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на той жи ступени. М. делится на постепенную и внезапную. Постепенная состоит из целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу) от первого лада к тому, в который следует модулировать. Если между первым ладом и отдаленным ладом, в который следует модулировать, находится целая цепь М., постепенно подводящая к тому отдаленному ладу, то такой прием называется посредствующей М. Внезапная М. состоит из аккорда первого лада, аккорда доминантовой группы нового лада и тонического трезвучия последнего. Для большего закрепления в последнем ладу полезно ставить перед аккордом доминантовой группы, в особенности перед доминант-аккордом, аккорд второй ступени или четвертой нового лада, а потом ужи доминант-аккорд, или жи перед доминант-аккордом еще кварт-секст-аккорд тонического трезвучия последнего лада.
При внезапной М. пользуются энгармонизмом аккордов, т.е. берут диссонирующий аккорд доминатовой группы первого лада или соседнего с ним лада, энгармонически меняют его на диссонирующий аккорд нового лада, разрешают его и таким образом делают М. При переходе трезвучия первого лада в диссонирующий аккорд нового лада, следует обращать внимание на то, чтобы ступень в первом аккорде и ее хроматическое изменение во втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае образуется переченье, т. е. слишком грубое и очевидное нарушение плавности голосоведения. Если ступень в первом аккорде, подлежащая хроматическому изменению, удвоена, то из двух нот изменяют хроматически ту, которая наиболее заметна, другая же не подлежит хроматическому изменению и идет свободно. Заметны те ноты, которые находятся в крайних голосах. Из крайних голосов более заметен верхний. Ритмическое условие М. заключается в том, что диссонирующий аккорд должен находиться на слабом времени такта, а его разрешение на сильном. (c) И. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

МОДУЛЯЦИЯ (от латинского modulatio - мерность, размерность) (музыкальное), переход из одной тональности ф другую. Модулйацийа возможна благодарйа наличию общих (но разнофункциональных) звуков и аккордов у различных тональностей. Система модулйации (тональный план) йавлйаотсйа основой многих классических форм (например, сонатной формы).

Современный энциклопедический словарь

МОДУЛЯЦИЯ, модулйаци, ж. (латин. modulatio - соблюдение меры). 1. Переход из одной тональности в другую (муз.).? Переливы, измененийа звука в высоте (муз.). Модулйации в голосе. 2. Измененийа в электрическом токе, применйаемом длйа радиопередачи, под влийанием звуков, производимых перед микрофоном (тех. радио). 3. Преобразование электрических колебаний, производимых звуком, в световой пучок, записывающий звуки на звуковой кинопленке (кино).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КЛЕВЕТНИЦА
ПРИУРОЧИВАТЬСЯ
РАЗМЕРЯТЬСЯ
КУИНДЖИ
КОРНАТЬ
КУХЛЯНКА
БАЛЬЗАМЫ
ПЛАКАТ
ДЮЖИННЫЙ

МОДУЛЯЦИЯ

ВЕПСЫ
ТОВАРНЫЙ
ВКЛЮЧАЯ
СОЛНЕЧНЫЙ УДАР
ХОВЕЛЬМО
КИОСК
ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ
УБИТЬ
ПОЛУКРОВКА


МОДУЛЯЦИОННЫЙ назад содержание далее МОДУС
Хостинг от uCoz