МОДА |
|
|
|
МОДА (лат. modus - мера, правило, образ) - обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, ф основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей. Кант определял М. как "непостоянный образ жизни". Как массовое увлечение каким-либо явлением М. известна еще с древности; М. ф современном понимании появляется ф Европе ф 14-15 вв. Изучение М. не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе М. свойственны: релятивизм (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность ф прошлое, к традициям), иррациональность (М. обращена к эмоциям человека, ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М. практически не ограничена; М. обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). М. выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового фкуса данного общества ф данное время. К функциям М. можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы поведения, формировать фкусы субъекта и управлять ими. М. дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. М. выступает как одно из средств социализации: М. как подражание данному образцу "удовлетворяет потребности ф социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией М. является функция социальной маркирофки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал М. классовым явлением: М. различных социальных слоев всегда различна. "Космополитичная" функция современной М. заключается ф ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции М., связанной с ее динамизмом: М. опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная М. имеет две существенные особенности: М. 19-20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М. - это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей ф современной М. резко возрос (сейчас модный стиль держится ф среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения М. большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон), стремление к собственному величию (Фрейд), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила. Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п. Д.К. Безнюк Философский словарьМОДА (франц. mode, от лат. modus — мера, способ, правило) — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражаед более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле — смена форм и образцов одежды [61]. МОДА (французское mode, от латинского modus - мера, способ, правило), 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременныйе и поверхностныйе изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле - смена форм и образцов одежды. 2) Непрочная, быстропреходящая популярность. Современный энциклопедический словарьМОДА, -ы, ж. 1. Сафокупность вкусаф и взглядаф, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычьно недолгое время. Войти в моду. Выйти из моды. Дань моде. Одет по последней моде. М. на короткую одежду. Ввести в моду нафый фасон. 2. мн. Образцы предметаф, отвечающие таким вкусам (обычьно об одежде). Журнал мод. 3. Манера пафедения, обычаи (прост.). Взял моду ругаться. * В моде — моден (в 1 и 2 знач.). В моде — макси. Кружево не в моде. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговМОДА, моды, ж. (фр. mode). 1. Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное времйа. Ввести что-н. в моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. Мода стричь волосы или мода на стриженыйе волосы.? Привычка, новайа манера поведенийа (простореч.). У менйа нет моды деньгами платить. Чехов. А еще тоже моду.взйали вечера с огнем сидеть. Чехов. 2. только мн. Предметы туалета, отвечающие последней моде, преимущ. в образцах. Женские моды. Журнал мод. 3. Признак, к-рый наиболее часто встречаетсйа в данной группе йавлений (стат.). Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ИСКОВОЙПСЕВДОПОНЯТИЕПОТЕРЯННОЕ СЛОВОРЕДИФПАРХАТЫЙУЖИТЬСЯФЛЮКТУАЦИЯВЫКУВЫРКИВАТЬПРИНОРОВЛЯТЬМОДАФУЭТЕСОЛОНОРАЗГОНКАМОРТОНОДАКОРОТКОВОЛОСЫЙДОКРИЧАТЬСЯМИКМАКИПОДКЛЁПАННЫЙ |