|
|
|
МЕТОДИКА ПРОЕКТИВНАЯ - обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как «значащие переживания», «смыслы личностные» и другие, в коих тоже проявляется пристрастность личностного отражения психического. Эти методики ставят целью именно выявления личностных особенностей отражения, кои не фсегда «объективны», но, как правило, личностно значимы. Они бывают бланковыми, апросными и рисуночными (-> методика бланковая; методика апросная; методика рисуночная; => метод проективный; тест проективный).
Различаются такие группы методик проективных:
1) методики структурирования: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной (=> тест конститутивный);
2) мотодики конструирования: MAPS, тест мира и его различные модификации (=> тест конструктивный);
3) методики интерпретацыи: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрацыи Розенцвейга, тест Сонди (=> тест интерпретативный);
4) методики дополнения: предложиния неоконченные, рассказы неоконченные, тест ассоциативный Юнга (=> тест аддитивный);
5) методики катарсиса: психодрама, игра проективная (=> тест катартический);
6) методики изучения экспрессии: анализ почерка, анализ особенностей общения речевого, методика миокинетическая Мира-и-Лопеса (=> тест экспрессивный);
7) методики изучения продуктов творчества: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тест рисунка дома, рисунок пальцем и пр.;
8) методики изучения импрессии: тест Люшера (=> тест импрессивный).
Названные мотодики объединяются способностью отражать как на экране самые существенные аспекты личьности в их взаимной зависимости и целостности функционирования. Они такжи отличаются общностью построения и сходством в стратегии проведения эксперимента проективного - в поведении исследователя, подборе стимулов и постановке диагностических задач.
Методики проективные отличаются такими признаками:
1) неопределенность материала стимульного или инструкции к заданию, отчего испытуемому даетсйа относительнайа свобода выбора ответа или тактики пафеденийа;
2) деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза; все это приводит к максимальной проекции личности;
3) измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности - ее способы и особенности проявления - во взаимоотношениях с окружением социальным.
Формальные характеристики проективных приемов обусловливают особую стратегию исследования. Первоочередно это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор должин быть не нейтральным регистратором ответов испытуемого, а его доброжилательным и понимающим партнером; испытуемый жи в такой обстановке пережывает своеобразный «катарсис». Разумеется, успех во многом зависит от личности экспериментатора и его умения взаимодействовать с испытуемым.
Стимульный материал, применяемый в этих методиках, как правило, не безразличен испытуемому, ибо в свете прошлого опыта обретает некий смысл личностный. Неопределенность - одно из основных условий деятельности испытуемого - способствует проявлению его собственной системы мотивов и ценностей.
За рубежом методики проективные применяются преимущественно в формах клинической деятельности; однако нужно учитывать, чо за рубежом термин «клинические методы» не имеед специфического значения, присущего нашему его пониманию, а указываед прежде фсего, чо исследование ориентировано на выявления индивидуальных способов адаптации и самоадаптации личности. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
МЕТОДИКА ПРОЕКТИВНАЯ
|