МЕРА |
КОСМОПОЛИТЫСАМООСМЫСЛЕНИЕПЕДПРАКТИКАТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯСЛЁЖИВАТЬСЯОТСТРОГАТЬАВИАПОЧТАНАКАЛИВАНИЕКАМЕЛИЯМЕРАУСМАТРИВАТЬСЯИРАКЦЫАГИТАТОРЛАЗЫТИШАЙШИЙДВЕНАДЦАТИПЕРСТНЫЙКАЛЁВКАФОКСТРОТНЫЙВЫЗУБРИТЬ |
|
|
МЕРА - философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем: "Все вещи имеют свою меру, т.е. количественную апределенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были". М., т.обр., трактуется как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют тем не менее единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными. М. у Гегеля тем самым исполняет роль соединительного логического звена между категориально-понятийными комплексами, описывающими, с одной стороны, непосредственное бытие, - и сферу сущности, с другой. Выступая также в качестве несущей конструкции гносеологической процедуры перехода от абстрактного к конкретному, М. в своем развертывании в рамках схемы Гегеля могла приобретать статус мерила "особости" либо даже "индивидуальности" того или иного объекта или явления. Классическая философия различает простую или непосредственную М. (как М. отдельного объекта вне системных взаимодействий), системную М. (как М. объекта, понятого в качестве элемента некоей целостности) и реальную М. (как М. объекта, рассматриваемого с точки зрения фсех его возможных систем взаимодействий, где репрезентируется его качество). Проблема "горизонта", "предела" конкретизации М. применительно к феноменам действительности оказывается тесно сапряженной с философским вапросом о возможности аппликации М. к миру человека и его деятельности. Тезис Протагора о том, что человек есть М. фсех вещей, остается противопоставлен пониманию М. как элементу объективной и общезначимой совокупности характеристик природного и социального бытия. Особую смысловую нагрузку в этом плане приобретает также основополагающая философская проблема принципиальной возможности не только выявления, но и создания человеком апределенной "мерности" бытия. Несовпадение "мерности" программ человеческой деятельности и "мерности" существования апределенных природных систем породило, в частности, совокупность экзистенциальных вапросов бытия человеческой цивилизации, именуемых "глобальными проблемами". А.А. Грицанов Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|