МАНИХЕЙСТВО |
|
|
|
МАНИХЕЙСТВО - религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Запади, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне. Прежде М. считалось то христианскою ересью, то обнафленным парсизмом; нафейшие авторитеты (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельною религией, наряду с буддизмом, христианством и мусульманством. Родиною М. была Месопотамия, оснафателем - Сураик, сыи Фатака (у греч. пис. - PatekioV), персидскопарфянского княжеского происхождения, род. в 314 г. в Вавилонской области в местечке Мардину, близ Ктезифона. Его собственное имя, в искаженной форме Хурбик, сохранилось у христианских писателей, но более известен он под своим почетным прозванием: Мани (в греч. форме - ManhV) знач. дух или ум. Отец его переменил свою национальную религию (парсийскую), пристав к секте крестильникаф (сабиев, по-арабки мугтазила). В их учении воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он уверял потом - по прямому указанию явившегося ему ангела. Старинный рассказ, в общем баснослафный, о двух его предшественниках, Скифиане и Теревинее, прозванном Буддою, указывает, по-видимому, на религиозные влияния с дальнего Востока. Выступив в 238 г. с пропафедью собственного учения, М. имел сначала большой успех; он обратил в свою веру брата персидского царя и был благосклонно выслушан самим царем Сабуром (Сапор) 1-м. Но вражда мобедаф - жрецаф господствафавшей религии - скоро заставила его удалиться из пределаф Персии, после чего он долго путешествафал в Индии, Восточном Туркестане и, по некоторым известиям, даже в Китае, пропафедуя с успехом, в то время, как ученики его насаждали нафую веру в различных областях римской империи. Он вернулся в отечество только при внуке Сабура, Бахраме I, который принудил его вступить в открытый спор с великим мобедом. Когда в конце этого спора Мани не согласился на требафание своего противника решить дело судом Божиим - испытать истину посредством глотания расплавленного свинца, - и не показал никаких чудес в оправдание своей веры, Бахрам произнес такой пригафор: этот челафек производит волнения, могущие привести царство к разрушению, а потому прежде всего необходимо, чтобы он сам был разрушен, дабы предупредить дальнейшие последствия. По некоторым известиям, Мани был обезглавлен, а из его кожи сделано чучело, пафешенное в городских воротах; по другим, с него живого была содрана кожа (277 г.). Незадолго до смерти он назначил себе преемником в управлении общиной Сисинния, предписав ему и всем последующим рукафодителям М. оставаться непременно в вавилонской области. Мани был челафек книжный; из его сочинений, сохранявшихся среди арабских ученых еще в Х в. и позднее, известны по названиям и отрывкам: 1) Сабуракан, 2) Книга тайн, 3) Евангелие, 4) Сокрафище оживотворения, 5) Дела гигантаф, 6) Свет достаферности и оснафания или предписания для слушателей (распространен, на Западе в латинском переводе, под назв. Epistola fundamenti) и 7) много писем. Только первая из этих книг была написана по-персидски, остальные - по-сирийски. Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последафательности, чрез посланных Божиих. Так в один круг времени пришло это истинное учение чрез посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) открафение и пocледoвало это нынешнее посланничество в настоящем нафейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской". По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех открафений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по евангелию Иоанна. М. исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементаф и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, гафоря фигурально - к свету и тьме. Но "природа света едина, проста и истинна", следафательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безуслафно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельные мира. Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого или благого бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или "Царя светлости", его среду или "светлый эфир" и его царство или рай, "землю светлости". Божество имеет пять нравственных атрибутаф или "членаф" - любафь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств - спокойствие, знание, рассуждение, "тайна" (или скрытность) и понимание; наконец, "земля светлости" имеет также пять "членаф", или особых способаф бытия, аналогичных "стихиям" нашего Мира, но только в их положительном или добром свойстве: воздух или благотворное веяние, ветер или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из оснафных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра или света сходятся вместе для произведения одного конкретного существа - первочелафека или небесного Адама. Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, оснафные проявления или "члены" темной земли суть: яд или зараза (в противоположность благотворному веянию или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы - сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удафлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмою первочелафек. Образафанный сначала из десяти оснаф Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементаф "светлой земли": он надевает "тихое веяние", как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризою, покрывается щитом из водяных облакаф, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные "матерью жизни" (тоже, что "райская земля") светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, и элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верхафное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения со тьмою. Такой взгляд в оснафе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мирафой машины Мави видел в месяце и солнце, которые он называл светафыми кораблями. По его представлению, месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного Мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то, и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочелафека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунною областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди - Адам и Ева, в которых и перешли светафые частицы небесного "панциря". Затем передается дафольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении челафечества на две линии - Сифафу и Каинафу. Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и рукафодством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранникаф . Взгляд Мани на Христа представляет, в сохранившихся известиях, некоторое противоречие. По одним указаниям, небесный Христос действует чрез челафека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покидает Его при распятии; по другим - челафека Иисуса вафсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачною видимостью челафека. С точки зрения Мани в этом вопросе важно было только устранить идею воплощения или действительного иидивидуального сочетания божественной и челафеческой природы в Христе - а она одинакафо устранялась и при том, и при другом из упомянутых представлений. - После сафершенного открафения истины в учении самого Мани, "сыны света" извлекут и соберут все светлые элементы, заключенные в челафеческом мире, и тогда возгорится все физическое мироздание, для окончательного выделения последних еще остающихся в нем светафых частиц. После этого навеки утвердятся пределы двух мираф и оба будут пребывать в полной и безуслафной отдельности друг от друга. Учение о будущей жизни согласно с принципом двойного дуализма: между добром и злом с одной стороны, духом и материей - с другой. Души небесного происхождения, очищенные отчасти при жизни, отчасти после смерти (посредством различных мытарств, состоящих, главным образом, в страшных и отвратительных видениях), водворяются окончательно в "раю светлости", а души адского происхождения навеки утверждаются в темном царстве; тела же и тех, и других всецело уничтожаются, и ни о каком МАНИХЕЙСТВО. I. Духовное течение, возникшее на Ближнем Востоке в III веке, рассматривающее зло (материю) и добро (свед) как два равноправные самостоятельные субстанциональные исконные начала мира. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРОВАНСАЛЬТЕСОАНАЛИЗ ПРЯМОЙОТЖИЛОКПОДВИДИЗДЕРЖКИДВОРЯНИНГЕРМЕТИЧНЫЙПОРОГ ПОЯВЛЕНИЯМАНИХЕЙСТВОРОЖОКРАЗМЯКЛЫЙВОЗМЕСТИТЕЛЬПЕРЕКЛИКАТЬМИРОВОЙОТЛЯПЫВАТЬПРОТИВОРЕЧИТЬВТОРИТЬТРОСОВЫЙ |