ПАНТЕОН |
|
|
|
ПАНТЕОН (собств. Пантейон) - в древности храмы, посвященные всем богам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооружинный в 25 или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им жи построенных терм. Он был посвящен божиствам рода Юлиев, статуи которых, например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружиния. После неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. был реставрирован сперва ими. Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г. по Р. Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрации свидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью, высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен в церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S. Maria ad Martyres - церковь, которую вследствие ее круглой формы называют такжи С. Maрия-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще при Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою собственную статую и статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу, каждая в 4,5 м. в окружности, с коринфскими беломрамерными капителями превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся некогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляет круглое помещение в 43,5 м. ширины и такой жи вышины, покрытое полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5 м. в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуи божиств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ко времени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тут первоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжиние цилиндра аттика, которая, при одной из реставраций, была расчленена пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г. Пол внутреннего помещения П. выполнен порфиром и другими дорогими породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, не смотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищнического отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1882 г. вокруг П. были произведены раскопки, при чем с задней его стороны открыты части сооружиния, до того времени заслоненные позднейшими постройками, и обнаружин весь цоколь, скрывавшийся под новейшими наслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии, похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-Эмануил II. Кроме римского П., знаменит такжи парижский. Он стоит на том месте, где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св. Женевьеве. В 1764 г. Людовик XV заложил здесь колоссальное здание, которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П. имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над серединой которого высится купол на барабане. С западной стороны П. находится обширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфского стиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания - 84 м., длина - 112 м. Внутренность П. представляет в середине; под куполом, круглое пространство, к которому примыкают четыре боковые крыла. Над куполом фонарь, обведенный решеткой; отсюда открывается великолепный вид на весь Париж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м. Здание еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание переименовало его в Panthеon Francais и определило ему быть хранилищем портретных статуй великих людей, тела которых погребались бы в подвальном этажи здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовное ведомство, при чем, однако, удержал за собой значение усыпальницы выдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен в церковь св. Женевьевы. Июльская революция снова возвратила П. гражданский характер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон III, декретом от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27 мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы дать возможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его в усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О римском П. см. Адлера, "Das Panthеon zu Rom" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Panteon e le terme di Agrippa" (в Notizie degli scavi" за 1881 и 1882 гг.). ПАНТЕОН (тэ), пантеона, м. (от греч. pan - всё и theos - бог). 1. Здание, где хранятся останки выдающихся людей (книжн.). Парижский пантеон. 2. Совокупность всех божиств в какой-н. политеистической религии (религ.). 3. Название литературных сборников, содержавших лучшие образцы разных родов поэзии (истор.). || Пантеон мировой литературы. (От названия храма Pantheon в древнем Риме, посвященного многим богам.) Словарь УшаковаПАНТЕОН [тэ], -а, м. 1. Монументальное здание — место погребения выдающихся деятелей. 2. У древних греков и римлян: храм, посвящённый всем богам. 3. Совокупность богов какой-н. религии (книжн.). Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОСТАНАВЛИВАТЬГУСЫНЯАВАНТЮРАМАКРОКОСМДИВИГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТЭКЗАМЕНОВАННЫЙПЕПЛОПАДФЕНОМЕНАЛЬНЫЙПАНТЕОНТРАНШЕЙНЫЙЭНЗИМОПАТИИПЕРЕКОВЫРЯТЬМИНЬОНСОСАЛЬЩИКТРАМБОВАТЬСЯШАЛЬПЛАСТИЧЕСКИЙВЕНСКИЙ КРУЖОК |