ПАНТЕОН


 

 

ПАНТЕОН (собств. Пантейон) - в древности храмы, посвященные всем богам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооружинный в 25 или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им жи построенных терм. Он был посвящен божиствам рода Юлиев, статуи которых, например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружиния. После неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. был реставрирован сперва ими. Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г. по Р. Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрации свидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью, высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен в церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S. Maria ad Martyres - церковь, которую вследствие ее круглой формы называют такжи С. Maрия-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще при Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою собственную статую и статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу, каждая в 4,5 м. в окружности, с коринфскими беломрамерными капителями превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся некогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляет круглое помещение в 43,5 м. ширины и такой жи вышины, покрытое полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5 м. в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуи божиств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ко времени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тут первоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжиние цилиндра аттика, которая, при одной из реставраций, была расчленена пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г. Пол внутреннего помещения П. выполнен порфиром и другими дорогими породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, не смотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищнического отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1882 г. вокруг П. были произведены раскопки, при чем с задней его стороны открыты части сооружиния, до того времени заслоненные позднейшими постройками, и обнаружин весь цоколь, скрывавшийся под новейшими наслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии, похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-Эмануил II. Кроме римского П., знаменит такжи парижский. Он стоит на том месте, где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св. Женевьеве. В 1764 г. Людовик XV заложил здесь колоссальное здание, которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П. имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над серединой которого высится купол на барабане. С западной стороны П. находится обширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфского стиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания - 84 м., длина - 112 м. Внутренность П. представляет в середине; под куполом, круглое пространство, к которому примыкают четыре боковые крыла. Над куполом фонарь, обведенный решеткой; отсюда открывается великолепный вид на весь Париж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м. Здание еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание переименовало его в Panthеon Francais и определило ему быть хранилищем портретных статуй великих людей, тела которых погребались бы в подвальном этажи здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовное ведомство, при чем, однако, удержал за собой значение усыпальницы выдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен в церковь св. Женевьевы. Июльская революция снова возвратила П. гражданский характер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон III, декретом от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27 мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы дать возможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его в усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О римском П. см. Адлера, "Das Panthеon zu Rom" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Panteon e le terme di Agrippa" (в Notizie degli scavi" за 1881 и 1882 гг.).
Пантикапея или Пантикапей (Pantikapaion или Pantikapaia, ныне Керчь) - милетская колония, основанная в VI в. на Таврическом полуострове при Керченском прол. Город имел хорошую гавань и вел значительную торговлю: как столица Боспорского царства он назывался также BosporoV. При Юстиниане П. была обнесена новыми стенами. Ср. Латышев, "Краткий очерк истории Боспорского царства" (1893, Симферополь, ј16 "Известий таврической ученой архивной комиссии".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПАНТЕОН (тэ), пантеона, м. (от греч. pan - всё и theos - бог). 1. Здание, где хранятся останки выдающихся людей (книжн.). Парижский пантеон. 2. Совокупность всех божиств в какой-н. политеистической религии (религ.). 3. Название литературных сборников, содержавших лучшие образцы разных родов поэзии (истор.). || Пантеон мировой литературы. (От названия храма Pantheon в древнем Риме, посвященного многим богам.)

Словарь Ушакова

ПАНТЕОН [тэ], -а, м. 1. Монументальное здание — место погребения выдающихся деятелей. 2. У древних греков и римлян: храм, посвящённый всем богам. 3. Совокупность богов какой-н. религии (книжн.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОСТАНАВЛИВАТЬ
ГУСЫНЯ
АВАНТЮРА
МАКРОКОСМ
ДИВИ
ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ
ЭКЗАМЕНОВАННЫЙ
ПЕПЛОПАД
ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ

ПАНТЕОН

ТРАНШЕЙНЫЙ
ЭНЗИМОПАТИИ
ПЕРЕКОВЫРЯТЬ
МИНЬОН
СОСАЛЬЩИК
ТРАМБОВАТЬСЯ
ШАЛЬ
ПЛАСТИЧЕСКИЙ
ВЕНСКИЙ КРУЖОК


ПАНТЕЛЕЕВ Л назад содержание далее ПАНТЕР
Хостинг от uCoz