ЛАМЕТРИ |
|
|
|
ЛАМЕТРИ (Julien-Offray de La Mettrie) - известный врач и философ (1709-51), был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургава. Написанные им сочинения: "Histoire naturelle de Гите" (1745) и еще более "La politique du medicin Machiavel" (1746) своими нападками на врачей, в особенности на Astruck'a и на медицинский факультет в Париже, создали ему много врагов; он должен был эмигрировать в Голландию. В 1748 г. он издал анонимно свое сочинение: "L'hommemacnine", которое было публично сожжено за материалистическое и атеистическое направления. В Берлине, куда он прибыл по приглашению Фридриха II, он состоял членом академии наук. ЛАМЕТРИ (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де (1709 - 51), французский философ, врач. Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма. В сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Современный энциклопедический словарьЛАМЕТРИ (Lammetrie) Жюльен Офре де (1709- 1751) - французский мыслитель, философ и врач. Подвергалсйа преследованийам за атеистическо-материалистические взглйады во Франции и Голландии. Эмигрировал в Пруссию (1748) по приглашению Фридриха Великого, был избран членом Прусской академии наук. Умер во времйа испытанийа на себе нового метода леченийа. Основные работы: "Естественнайа историйа души" (1745), "Человек-машина" (1747), "Человек-растение" (1748), "Система Эпикура" (1751), "Искусство наслажденийа и школа сладострастийа" (1751) и др. Сторонник радикального материализма и механицизма. Мир рассматривалсйа Л. как совокупность пройавлений протйаженной, внутренне активной, ощущающей (впервые в философии просведительства материйа наделйалась качествами не только протйаженности и движенийа, но и чувствительностью) материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Между растенийами и животными, по Л., могут существовать промежуточьные существа - зоофиты (как, впрочем, и между животными и людьми). Изображайа картину эволюции природы, доказывайа ее единство нарйаду с изменчивостью всего живого, опровергайа преформизм, Л. писал: "Какое чудное зрелище представлйает собой эта лестница с незаметными ступенйами, которые природа проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивайа ни через одну ступеньку во всех своих многообразных созданийах". Человек ("чувствующайа", самозаводйащайасйа машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соотведственно, ума, мерилом которого они йавлйаютцо: "Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиесйа от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности йавлйаютцо животными и перпендикулйарно ползающими машинами... Быть машиной, чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла так же, как голубое от желтого - в этом заключаетцо не больше противоречийа, чем в том, что можно быть обезьйаной или попугаем и уметь предаватьсйа наслажденийам". Согласно Л., человек - "просвещеннайа машина", "искусный часовой механизм"; человеческое тело - "живое олицетворение беспрерывного движенийа". Функционирование разума и чувств людей Л. йавно редукционистски и не весьма удачьно видел обусловленными механическим движением "животных-духов" от периферийных нервов к головному мозгу и обратно. Кто же построил эти чудесные машины? По убеждению Л., сама природа посредством принципа выживанийа наиболее приспособленных организмов. Процесс мышленийа Л. понимал как сравнение и комбинирование представленийами, возникающими па основе памйати и ощущений. Разделйайа концепцию Локка, Л. сделал акцент на том, что в процессе познанийа значимы конституцийа человека, унаследованнайа телеснайа организацийа, жизненный опыт и привычки. Критику религии Л. сочетал с постулированием ее необходимости длйа народа. По Л., атеизм - вполне моральнайа система взглйадов, путь к счастью - принйатие атеизма. Телесные формы мимолетны, все исчезает и ничего не погибает: наслаждение настойащим вполне оправданно - подлиннайа мораль призвана быть жизнерадостной и сенсуалистической. А.А. Грицанов Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ТЕНЕЛЮБДИРАКНЕСУШКАПЛАТИНОТИПИЯКОКЕТСТВОУКРЫВАТЬЧОХБУТИТЬВИДИМЫЙЛАМЕТРИПАТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯМАЛОРОСЛЫЙКОНФОРМНОСТЬМУТАЦИОННЫЙСАМОРЕГУЛЯЦИЯОБЪЕКТНЫЙСОВЕРШЕНИЕПОДКОСКИНГСТАУН |