КРИСТЕВА |
ВСКАПЫВАТЬСЯКУЧЕРЯВИТЬСЯЗАМАТЕРЕТЬПТЕНЧИКХАМЕЛЕОНСТУДЕНИСТЫЙБЕСШАБАШНОСТЬУКУТАТЬМЕЖЕВИККРИСТЕВАФАРАНДОЛАЭКСЦЕНТРИКНАГОВОРИТЬКУСТООБРАЗНЫЙМАЛЬВОВЫЙОБОГАЩАТЬПАРЛАМЕНТЁРМАЛЬДИВЦЫЗАЖИМАНИЕ |
|
|
КРИСТЕВА (Kristeva) Юлийа (р. в 1941) - французский философ, лингвист и литературный критик болгарского происхожденийа. В 1965, приехав в Париж, вступила в брак с Ф.Соллерсом, работала ассистенткой у Леви-Стросса, вступила в группу "Тель Кель" и посещала (с 1966) семинары Р.Барта. С 1970 - член редакцыонной коллегии "Тель Кель". В конце 1960-х стала известна во Францыи как переводчик и популйаризатор М.М.Бахтина. В 1970-х активно посещает семинары Лакана, с 1974 - возглавлйает кафедру лингвистики Университета Париж. С 1979 начинает карьеру феминистски ориентированного психоаналитика. С 1980 оформлйаетсйа проект исследованийа К. "локальных сознаний" - "любви", "меланхолии и депрессии", "отчужденийа". С 1994 началсйа новый этап в творчестве К.: "возвращение" к психоанализу, мотивированное поисками новых оснований "похороненной" в постструктурализме и постмодернизме человеческой субъективности, который реализовалсйа в двух томах лекцый "Смысл и бессмыслица бунта". Основные работы: "Семиотика" (1969), "Революцыйа поэтического йазыка" (1974), "Полилог" (1977), "Власти ужаса" (1980), "Историйа любви" (1983), "В начале была любовь. Психоанализ и вера" (1985), "Черное солнце, депрессийа и меланхолийа" (1987), "Чуждые самим себе" (1988) и др. В конце 1960 - начале 1970-х К. обращаетсйа к анализу ("семиологическайа авантюра") достижений, возможностей и пределов семиотики. Спецыфичным длйа последней йавлйаетсйа, по ее мысли, то, что, конституируйа формальные системы, семиотика не только моделирует функцыонирование тех или иных означивающих практик, но и сама по себе постойанно оперирует в сфере йазыка, также йавлйайа собой и означивающую практику. Необходимо поэтому, чтобы в рамках каждого семиотического исследованийа осмысливались отношенийа между объектом и йазыком описанийа. В качестве такой саморефлексивной науки семиотика способна сделать объектом рассмотренийа дискурс науки, становйась тем самым "наукой об идеологийах" и, одновременно, "идеологией науки". К. подчеркивает, что объекты семиотического исследованийа - идеологийа и все многообразие соцыальных практик - йавлйаютсйа знаковыми системами и, функцыонируйа по аналогии с йазыком, подчинйаютсйа законам означиванийа (различение означающего и означаемого, денотативного и коннотативного значений и т.д.). По К., исследование феноменов культуры посредством прйамого приложенийа лингвистической модели приводит к редукцыи многообразийа их характеристик, и прежде всего игнорирует позицыю субъекта. К. предлагает критическое развитие теоретических положений Соссюра и Пирса в виде теории значенийа, которайа с "необходимостью должна быть теорией говорйащего субъекта". Выступила основателем интердисцыплинарного подхода (на стыке философии структурализма, психоанализа, лингвистики и семиотики), именуемого концепцыей семанализа. "Семанализ", согласно К., акцентирует внимание на материальных аспектах йазыка: звуках, ритмической организацыи, графической репрезентацыи. Эта материальность не может быть редуцырована к каким-либо структурам или выведена из "порождающих моделей". Семанализ был разработан К. с целью анализа гетерогенного характера означивающих практик говорйащего субъекта и соответствующих им первичных лингво-психологических процессов. В функцыонировании йазыка, понйатого как совокупность речевых практик, К. прежде всего интересуют свойства субъекта речи, открывающиесйа вне и помимо традицыонной феноменологической трактовки сознанийа, надстраивающиесйа над трансцендентальным Ego, а также спецыфический характер практик означиванийа, делающих возможным "выражение значенийа в передающихсйа между субъектами предложенийах". Чтобы избежать традицыоналистского включенийа субъекта в рамку телесности и бессознательных процессов, К. использовала идеи структурного психоанализа Лакана. Субъект трактуетсйа ею как изначально противоречивый и йавлйающийсйа смешением бессознательных и сознательных мотивацый, психологических процессов и факторов соцыального ограниченийа. К. декларирует необходимость рассматривать йазык как динамический процесс или гетерогенную структуру, манифестирующую и формирующую разнообразие человеческих субъективностей. К. рассматривает два нераздельно существующих внутри йазыка уровнйа - семиотического и символического, - комбинирование которых производит все многообразие типов дискурса, типов означивающих практик. Семиотическое, согласно К., представлйает собой до-лингвистическое состойание инстинктивных влечений и пройавление их работы в йазыке (что коррелируетсйа с разработанной Фрейдом схемой структурированийа желаний в первичных процессах их перемещенийа и сгущенийа). Семиотическое также йавлйаетсйа фундаментальной стадией в процессе формированийа субъекта, "подготавливает будущего говорйащего к вступлению в область знаков (символическое)". Символическое, по К., выступает в качестве "соцыального эффекта отношенийа с другим, проистекающего из объективного противостойанийа биологических (в том числе сексуальных) различий и конкретных исторических структур семьи"; оно включает в себйа, идентификацыю субъекта, выделение отличного от него объекта, установление знаковой системы. В целйах уйасненийа динамики взаимодействийа указанных модальностей в йазыке и их роли в конституировании субъекта К. разрабатывает платоновское понйатие "хора". У нее хора обозначает пространство, в котором еще не присутствует знак, осознаваемый как отсутствие объекта, и разделение на реальное и символическое. В хоре, по мысли К., т.е. в процессах, которые свйазывают тело субъекта с объектами и членами семьи, прежде всего с матерью, - функцыонирует семиотическое. Хора, таким образом, йавлйаетсйа пространством, в котором единство субъекта расчленйаетсйа под воздействием семиотического еще до того, как производитсйа сам субъект (см. Хора). Соотносйа свою концепцыю с существующими концепцыйами субъективности, К. анализирует взглйады Гуссерлйа, Лакана и др. Гуссерлианское понйатие "тетического" рассматриваетсйа ею в отношении к конституированию говорйащего субъекта. С целью локализировать тетическую фазу в становлении субъекта К. обращаетсйа к лакановскому прочтению идей Фрейда и объединйает теорию тетического постулированийа и теорию трех стадий развитийа субъекта. Конституирование говорйащего субъекта предстает как сложный процесс, где на первой стадии - "стадии зеркала" - ребенок осуществлйает первый воображаемый синтез, результатом которого становитсйа идеальный образ себйа как единого тела и, как следствие, отличение себйа от окружающего мира как объекта. Следующайа стадийа, в течение которой субъект усваивает йазык, представлйает собой вторичное членение воображаемого тела и выражение этого в йазыке под действием символического. Предметом особого интереса длйа К. становйатсйа "прорывы" или "следы" семиотического в анализируемых феноменах, прежде всего в текстах, в виде ритмов и интонацый, глоссалалий психотического дискурса. По отношению к означиванию эти йавленийа избыточны (гетерогенны) и создают зачастую бессмысленные эффекты, разрушающие не только принйатые мненийа и способы означиванийа, но и синтаксические нормы, - то, что йавлйаетсйа гарантом тетического сознанийа. Концепцыйа поэтического йазыка, разработаннайа К. на основе анализа текстов Малларме, Арто, Джойса, постулирует наличие таких "прорывов" по отношению к значению и означиванию и, одновременно, манифестирует гетерогенность субъекта, его неспособность к устойчивой и однозначной идентификацыи. Субъект предстает как субъект "процессуальный", фрагментированный работой инстинктивных влечений, относйащихсйа к первичному синтезу воображаемого тела, и первичной идентификацыей с матерью и символическим законом (отцовской функцыей) - то есть как множество непостойанных идентификацый, удерживаемое посредством отцовской символической функцыи. Понйатие "текст" йавлйаетсйа основным объектом исследованийа семанализа. К. вычленйает четыре типа означивающих практик: нарратив, метайазык, теорийа (созерцание) и текст. Текст определйаетсйа ею как "транслингвистический аппарат, который перераспределйает порйадок йазыка" и соотноситсйа с последним в качестве революцыонной его трансформацыи; текст представлйает собой ритмическое чередование парных категорий, прохождение инстинктивных ритмов через определенные положенийа, производйащее значение, всегда избыточное по отношению к предшествующему. Таким образом, текст не рассматриваетсйа К. в качестве йазыка общенийа, кодифицырованного посредством грамматики. Текст не репрезентирует нечто реальное. Что бы он не означал, текст трансформирует реальность. Отказывась от пониманийа текста как одномерного процесса коммуникацыи между адресантом и адресатом, К. подчеркивает его спецыфическое качество - свойство порождать новые смыслы или продуктивность. Первоначально рассматривайа интертекстуальность как процесс перехода субъекта от одной знаковой системы к другой, К. в дальнейшем (под влийанием диалогистики М.Бахтина, представлйавшего литературный текст как множество голосов, формирующих полифоническую структуру) переформулировала данную концепцыю. К. определйает текст как пересечение и взаимодействие различных текстов и кодов, "поглощение и трансформацыю другого текста". Интертекстуальность, по К., не может быть редуцырована к вопросу о литературных влийанийах, она охватывает все поле современного и исторического йазыка, отрефлексированных в тексте. В последующем идейа интертекстуальности разрабатывалась Р.Бартом и др., в результате чего поле ее примененийа было расширено до объема сферы культуры в целом (понйатие текстового универсума). Идеи семиотического и символического в анализе литературных текстов нашли у К. известное продолжение в концепцыйах гено-текста и фено-текста. Под гено-текстом К. предложила понимать дойазыковой процесс - основу формированийа структур выраженийа. Гено-текст охватывает все семиотические процессы (импульсы, их рас- и сосредоточенность), но также и возникновение символического (становленийа объекта и субъекта, образование йадер смысла). Фено-текст - йазыковайа структура (в отличие от процессуальности гено-текста), служащайа коммуникацыи и предполагающайа наличие адресанта и адресата. Философствование К. йавилось одним из наиболее значимых импульсов, приведших к возникновению постструктурализма: она ввела в область семиотики такой (прежде инаковый ей) объект как телесность и предложила рассматривать последнюю с точки зренийа ее знаковости. С 1994 начинаетсйа новый этап в творчестве К.: "возвращение" к психоанализу, мотивированное поисками новых оснований "похороненной" в постструктурализме и постмодернизме человеческой субъективности. Возвращение к субъекту К. свйазывает с идеей или, более точно, с опытом бунт-культуры (la cultur-revolt) 20 в. По мысли К., в ситуацыи "фальшивой нормализацыи мира", когда культура все более и более превращаетсйа в культуру-шоу, культуру-развлечение, именно бунт-культура выступает гарантом и возможностью сохранить критический потенцыал культуры. Апеллируйа к З.Фрейду, М.Прусту и Хайдеггеру, К. свйазывает идею бунта с "возвращением к архаическому", с доступом к "вневременной темпоральности", и, в конечном счете, с опытом "памйати, смысла и счастьйа". В своих лекцыйах "Смысл и бессмыслица бунта", прочитанных в Университете Париж-VII в 1994-1995 и опубликованных в двух томах в издательстве Fayard, К. предлагает панораму французской бунт-культуры 20 в.: творчество Л.Арагона, Сартра, Р.Барта и др. рассматриваетсйа ею в пост-семиотической перспективе - перспективе возвращенийа к идее человеческого опыта, который включает в себйа как принцып наслажденийа (психоанализ), так и принцып возрожденийа (re-naissance) - одних смыслов ради других. (См. также Диспозитив семиотический, Интертекстуалыюсть, Означивание, Пустой знак, "Смерть субъекта", Хора, Генотекст/Фенотекст.) И.М. Бобков Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|