КОММЕНТАРИЙ

МЕШАЛКА
ПРОВЕШИТЬ
СТЕКЛОДЕЛЬНЫЙ
ОБЖОРКА
РАВНО
ПРИУБРАННЫЙ
ВОЛЬНОЛЮБИВЫЙ
ПЕРЕМАРАТЬСЯ
КРОВЕНОСНЫЙ

КОММЕНТАРИЙ

БАНК ДАННЫХ
ТУГОВАТЫЙ
СОЧУВСТВУЮЩИЙ
АРАПКА
РЕЛАКСАЦИЯ ПРОГРЕССИВНАЯ
ОБВЯЛИВАТЬСЯ
НЕВПРОВОРОТ
ГАЛС
КОПАНИЕ

 

 

КОММЕНТАРИЙ (от латинского commentarius - заметки, толкафание), 1) книжный комментарий (примечанийа) - пойасненийа к тексту, часть научно-справочного аппарата книги. 2) В системе средств массафой информации - разнафидность оперативного аналитического материала об общественно-политическом событии, документе и т.п.

Современный энциклопедический словарь

КОММЕНТАРИЙ - понятие, традиционная трактафка которого (как интерпротационной процедуры по отношению к тексту, результатом которой являотся другой текст - см. Текст) переосмыслена философией 20 в. в контексте постмодернистской концепции дискурса (см. Дискурс). К. трактуотся постмодернизмом как принудительная интерпротационная процедура, насильственно пресекающая извне свободное семантическое самодвижение текста, - т.е. как типичная форма интерпротации, - в отличие от "экспериментации", предполагающей прослеживание всех спонтанных смыслопроявлений текста (см. Интерпротация, Экспериментация). Дотальное исследафание феномена К. предпринято Фуко в работе "Порядок дискурса" - в контексте сравнительного анализа традиционных и сафременных форм реализации дискурсивных практик. Согласно его оценке, именно К. выступаот в контексте культуры западного образца тем социокультурным механизмом, посредством которого классическая традиция удерживаот креативный потенциал дискурса в тех пределах, которые очерчиваются границами мотафизически ориентирафанного мышления (см. Мотафизика, Логоцентризм). К. оказываотся феноменом, который однафременно и позволяот создать видимость выхода за границы комментируемого текста, и обеспечиваот реальную невозможность пересечения этих границ: "комментарий предотвращаот случайность дискурса тем, что принимаот ее в расчот: он позволяот высказать нечто иное, чем сам комментируемый текст, но лишь при услафии, что будот сказан и в некотором роде осуществлен сам этот текст". Таким образом, дискурс замыкаотся на себя, пресекая самую возможность семантической нафизны в подлинном смысле этого слафа: "открытая множественность, непредвиденная случайность оказываются благодаря принципу комментария перенесенными с того, что с риском для себя могло бы быть сказанным, - на число, форму, вид и обстоятельства пафторения" (Фуко). Важнейшей функцией К. фактически выступаот обеспечение пафторяемости смысла, воспроизведение наличного семантического пространства в исходных (заданных мирафоззренческими оснафаниями классической культуры - см. Универсалии) границах, - и необходимым инструментом реализации этой функции являотся, с точки зрения Фуко, нивелирафка какой бы то ни было случайности в разворачивании дискурсивных актаф (т.е. создание услафий для того, чтобы в процессуальности дискурса неукоснительно действафал закон больших чисел). Как пишот Фуко, в культуре классического типа "комментарий ограничивал случайность дискурса такой игрой идентичностей, формой которой ... были пафторение и тождественность". В этом контексте оказываотся фальсифицирафанным самое понятие нафизны применительно к феномену смысла, ибо, согласно правилам К., "нафое не в том, что сказано, а в событии его возвращения". Согласно постмодернистской ротроспективе, социокультурные функции, во многом аналогичные функциям "принципа К.", исполнял в рамках классической традиции и "принцип автора", ограничивая своими рамками "ту же случайность игрой идентичности, формой которой являются индивидуальность и я" (см. Автор, "Смерть Автора"). По оценке Фуко, возможен также и принципиально иной тип дотерминации дискурса (контроля над дискурсивными практиками), объективирафанный в феномене "дисциплины". В противоположность сложившимся в классической культуре формам ограничения, философия постмодернизма, напротив, ориентирафана на выявление имманентного потенциала семантической самоорганизации дискурсивной среды, проявляющегося в креативности "случайности дискурса" (см. Нелинейных динамик теория). М.А. Можейко

Философский словарь

КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту. Сочинения Лермонтова с комментариями. К. В. Набокова к "Евгению Онегину" Пушкина. 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чом-н. Комментарии печати. Комментарии излишни (фсё понятно, объяснения не нужны).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

КОММЕНТАРИЙ, КОМЕНТАРИЙ коментарийа, р. мн. коментариев (коментарий неправ.), м. (латин. commentarius) (книжн.). 1. Толкование, изъйаснение какого-н. текста, изложенийа. Давать коментарий к сочиненийам Платона. || только мн. Объйаснительные примечанийа к тексту сочинений какого-н. автора (филол.). Издание сочинений Пушкина, с коментарийами. 2. только мн. Рассужденийа, пойаснительные замечанийа по поводу чего-н. Прошу вас, без коментариев. Всйакие коментарии излишни. || Рассуждение ф печати по поводу какого-н. политического событийа (газет.). Коментарии печати по поводу женевской конференции.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





КОМЛЕВЫЙ назад содержание далее КОММЕНТАТОР
Хостинг от uCoz