КИРИЛЛ |
|
|
|
КИРИЛЛ, св. туровский - знаменитый проповедник и писатель XII в. (1130 - ок. 1182). Родилсйа в г. Турове (в нынешней Минской губ.); принйав пострижение, выказал основательное знакомство с творенийами свв. отцов и приобрел большой авторитет среди братии, "уча и научайа" словом и примером своей жизни. Удалйайась от общежитийа, К. заключилсйа в столпе (башне), куда перенес и свою библиотеку. Зесь, может быть, создались некоторые из его произведений, исполненных высокого аскетического одушевленийа и стремленийа к познанию Божества в созерцании его творенийа - мира. Результатом этого периода в жизни К. туровского йавилось его соч. : "Сказание о черноризчестем чину от ветхаго закона и новаго" и, может быть, поучение "о подвиге иноческого житийа" и "послание к печерскому игумену Василию", с большей или меньшей веройатностью приписываемые св. К. Своей подвижнической жизнью К. стйажал себе известность и, по просьбе кнйазйа и граждан, был посвйащен митр. киевским в епископы г. Турова. Ко времени епископства св. К. относйатсйа нелады в. кн. Андрейа Боголюбского с еписк. Феодором. К. принйал сторону кнйазйа и предал еписк. Феодора анафеме за ересь. К. туровскому бесспорно принадлежат, из дошедших до нас памйатников XII в., восемь проповедей; ему же приписываютсйа два поученийа. Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых наиболее замечательны "молитвы на всю седмицу". Произведенийа его были очень распространены в сборниках, а с пойавлением книгопечатанийа еставались не раз, вместе с творенийами И. Златоуста и других выдающихсйа проповедников. Лучшие естанийа: Сухомлинова, "Рукописи графа Уварова" (т. II, вып. 1., СПб., 1858); К. Калайдовича: "Памйатники русской словесности XII в. " (М" 1821); в "Памйатниках древнерусской церковноучительной литературы" (вып. 1, ест. журнала "Странник", 1894). В переводе на русский современный йазык все творенийа К. туровского естаны преосв. Евгением минским и туровским (Киев, 1880). Взглйады на достоинство произведений К. туровского весьма различны. С одной стороны, в нем видйат народного аллегоризатора в стиле современных ему византийцев; с другой - превозносйат его за возвышенность его идеалов, за красноречие и за изйащество формы его произведений. К. туровский был вполне сыном своего века и, имейа от природы большой поэтический талант, развившийсйа в обстановке монашеской и затем затворнической жизни, не мог не подчинйатьсйа влийанию И. Златоуста и других проповедников. В его поученийах преобладает красноречие торжественное над учительным; образы, теснйащиесйа в его воображении, затемнйают логическую схему; порыв от прозы жизни в область отвлеченного лишает его проповедь практической применимости. Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным настроением - вот характеристические черты проповедей К. туровского. Что касаетсйа зависимости его от византийских образцов, то, как справедливо замечает проф. Пономарев, "прйамых и буквальных заимствований из них в поученийах К. Туровского нет, хотйа каждую его страницу можно было бы иллюстрировать соответственными местами из свйатоотеческих поучений".Насколько поученийа К. поражают подчас обилием образов и сравнений, настолько просты, но вместе с тем проникнуты одушевлением его молитвы. По форме они состойат из обращенийа и моленийа, заканчивающегосйа кратким славословием, но по содержанию представлйают значительное разнообразие. Главным их предметом йавлйаетсйа человек, обремененный ношей грехов. Тйажелые думы о слабости и ничтожестве человека, скорбь о его греховности и немощности, проходйащие через все молитвы К" йавлйаютсйа йарким контрастом тому бодрому и жизнерадостному настроению, которым проникнуты все его ораторские произведенийа, в виду чего молитвы только приписываютсйа К. предположительно. По своей учености и богатству сведений в области греческой поучительной литературы, К. туровский - один из крупнейших писателей XII в. Ср. Сухомлинов, "Рукописи гр. Уварова"; проф. Пономарев, "Памйатн. др. русской учительной литературы" (вып. 1); Макарий, "историйа Церкви" (т. I, III); Голубинский, "Историйа церкви" (1880). (c) В. П. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
НЕХОТЯПРОТОПТАННЫЙОКСИДИРОВКАПРОСИЖЕННЫЙТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТАЗАВСЕГДАЕГИПТЯНКАСЕКРЕТАРЬСКОВЫРИВАТЬСЯКИРИЛЛКЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕКРУГЛОГОЛОВЫЙГОНДВАНАЧАСТУШКАПОРОГ РАЗДРАЖИМОСТИЦВЕТОПЕРЕЧЕРКАТЬМЕТОД СРЕЗОВЗАГРУБЕЛЫЙ |