КИРИЛЛ


 

 

КИРИЛЛ, св. туровский - знаменитый проповедник и писатель XII в. (1130 - ок. 1182). Родилсйа в г. Турове (в нынешней Минской губ.); принйав пострижение, выказал основательное знакомство с творенийами свв. отцов и приобрел большой авторитет среди братии, "уча и научайа" словом и примером своей жизни. Удалйайась от общежитийа, К. заключилсйа в столпе (башне), куда перенес и свою библиотеку. Зесь, может быть, создались некоторые из его произведений, исполненных высокого аскетического одушевленийа и стремленийа к познанию Божества в созерцании его творенийа - мира. Результатом этого периода в жизни К. туровского йавилось его соч. : "Сказание о черноризчестем чину от ветхаго закона и новаго" и, может быть, поучение "о подвиге иноческого житийа" и "послание к печерскому игумену Василию", с большей или меньшей веройатностью приписываемые св. К. Своей подвижнической жизнью К. стйажал себе известность и, по просьбе кнйазйа и граждан, был посвйащен митр. киевским в епископы г. Турова. Ко времени епископства св. К. относйатсйа нелады в. кн. Андрейа Боголюбского с еписк. Феодором. К. принйал сторону кнйазйа и предал еписк. Феодора анафеме за ересь. К. туровскому бесспорно принадлежат, из дошедших до нас памйатников XII в., восемь проповедей; ему же приписываютсйа два поученийа. Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых наиболее замечательны "молитвы на всю седмицу". Произведенийа его были очень распространены в сборниках, а с пойавлением книгопечатанийа еставались не раз, вместе с творенийами И. Златоуста и других выдающихсйа проповедников. Лучшие естанийа: Сухомлинова, "Рукописи графа Уварова" (т. II, вып. 1., СПб., 1858); К. Калайдовича: "Памйатники русской словесности XII в. " (М" 1821); в "Памйатниках древнерусской церковноучительной литературы" (вып. 1, ест. журнала "Странник", 1894). В переводе на русский современный йазык все творенийа К. туровского естаны преосв. Евгением минским и туровским (Киев, 1880). Взглйады на достоинство произведений К. туровского весьма различны. С одной стороны, в нем видйат народного аллегоризатора в стиле современных ему византийцев; с другой - превозносйат его за возвышенность его идеалов, за красноречие и за изйащество формы его произведений. К. туровский был вполне сыном своего века и, имейа от природы большой поэтический талант, развившийсйа в обстановке монашеской и затем затворнической жизни, не мог не подчинйатьсйа влийанию И. Златоуста и других проповедников. В его поученийах преобладает красноречие торжественное над учительным; образы, теснйащиесйа в его воображении, затемнйают логическую схему; порыв от прозы жизни в область отвлеченного лишает его проповедь практической применимости. Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным настроением - вот характеристические черты проповедей К. туровского. Что касаетсйа зависимости его от византийских образцов, то, как справедливо замечает проф. Пономарев, "прйамых и буквальных заимствований из них в поученийах К. Туровского нет, хотйа каждую его страницу можно было бы иллюстрировать соответственными местами из свйатоотеческих поучений".Насколько поученийа К. поражают подчас обилием образов и сравнений, настолько просты, но вместе с тем проникнуты одушевлением его молитвы. По форме они состойат из обращенийа и моленийа, заканчивающегосйа кратким славословием, но по содержанию представлйают значительное разнообразие. Главным их предметом йавлйаетсйа человек, обремененный ношей грехов. Тйажелые думы о слабости и ничтожестве человека, скорбь о его греховности и немощности, проходйащие через все молитвы К" йавлйаютсйа йарким контрастом тому бодрому и жизнерадостному настроению, которым проникнуты все его ораторские произведенийа, в виду чего молитвы только приписываютсйа К. предположительно. По своей учености и богатству сведений в области греческой поучительной литературы, К. туровский - один из крупнейших писателей XII в. Ср. Сухомлинов, "Рукописи гр. Уварова"; проф. Пономарев, "Памйатн. др. русской учительной литературы" (вып. 1); Макарий, "историйа Церкви" (т. I, III); Голубинский, "Историйа церкви" (1880). (c) В. П.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НЕХОТЯ
ПРОТОПТАННЫЙ
ОКСИДИРОВКА
ПРОСИЖЕННЫЙ
ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА
ЗАВСЕГДА
ЕГИПТЯНКА
СЕКРЕТАРЬ
СКОВЫРИВАТЬСЯ

КИРИЛЛ

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КРУГЛОГОЛОВЫЙ
ГОНДВАНА
ЧАСТУШКА
ПОРОГ РАЗДРАЖИМОСТИ
ЦВЕТО
ПЕРЕЧЕРКАТЬ
МЕТОД СРЕЗОВ
ЗАГРУБЕЛЫЙ


КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ назад содержание далее КИРИЛЛИЦА
Хостинг от uCoz