КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ


 

 

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus - пафелительный) - базафое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безуслафного принцыпа челафеческого пафедения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, станафится определяющим оснафанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принцыпом воли, определяющим нравственность нашых поступкаф, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. моего личного принцыпа) во всеобщий закон. Кант называет его И. или правилом, которое характеризует долженствафание и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несафершенству воли, формула которого и есть И. Все И. Кант делит на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и К. - как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого услафия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, рукафодствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулирафку, например, "поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы" или "поступай так, чтобы ты всегда относился к челафечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству".) Однако, в любой из этих формулирафок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принцыпаф всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементаф эмпирического. К.И. Канта определяет, т.обр., только форму морального поступка, ничего не гафоря о его содержании, т.е. дать форму, в которой бы не было оснафаний для безнравственных поступкаф. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать челафек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному. Нравственно челафек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступкаф долг перед челафеком и челафечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может. Т.Г. Румянцева

Философский словарь

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, смотри Императив.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ
ЖИМОЛОСТЬ
ДУХОВЕНСТВО
НАПОВАЛ
ПРЕДЕЛЬНОСТЬ
ОСТРОВСКИЙ
ПУБЛИЦИСТ
ПОВЫШЕНИЕ
МАГНЕТИЧЕСКИЙ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

РЕД
ГРЕНАДЕР
МОРДОВЦЫ
РАНКЕ
ИНЯ
УХВАТЫВАТЬСЯ
КОНСОНАНС
ОТСЕЛИТЬСЯ
ОПАСКУЖЕННЫЙ


КАТЕГОРИЗАЦИЯ назад содержание далее КАТЕГОРИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz